Главная Новости Мир РПЦ создает новую субкультуру
commentss НОВОСТИ Все новости

РПЦ создает новую субкультуру

Целью инициативы по активному изучению прихожанами церковнославянского языка является охват молодежи православием

10 июля 2013, 00:02
Поделитесь публикацией:
РПЦ создает новую субкультуру

На прошлой неделе в Москве состоялась международная научная конференция, посвященная наследию святых Кирилла и Мефодия. Выступая на ней, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион привлек внимание к необходимости "сохранения живого характера церковнославянского языка", чтобы тот "не омертвел и не привнес мертвенность в богослужение и церковную жизнь". С одной стороны, как следует из его выступления, службы новопрославленным святым должны составляться на церковнославянском языке в соответствии со сложившимся богослужебным каноном, но в то же время "с определенной степенью доступности для современного человека". С другой стороны, по словам митрополита, церковнославянский язык можно и следует оживлять путем его изучения в рамках катехизических курсов и вообще через "живую приходскую жизнь".

Тем временем, как свидетельствует недавний опрос исследовательской службы "Среда" и фонда "Общественное мнение", 37% жителей России считают, что службы в православных храмах должны совершаться на современном русском языке. "Очевидно, как церковная среда, так и общество в целом серьезно разделены в том, что касается вопроса языка богослужения. А значит, здесь не может быть легких решений или попыток утвердить силой, продавить одну из существующий позиций", — прокомментировал это исследование глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Надо сказать, вопрос возможного реформирования языка богослужений (замена сложных церковнославянских слов на понятные современному человеку) обсуждается в РПЦ довольно серьезно. Но при этом священники всячески подчеркивают невозможность отказаться от этого языка, апеллируя, в частности, к мнению классика русской мысли академика Дмитрия Лихачева о том, что "церковнославянский язык — язык "политический", объединяющий нас с другими славянскими странами и народами. Что касается митрополита Иллариона, то он в своих интервью прямо говорит, что является принципиальным противником полной русификации богослужения. Хотя бы потому, что церковнославянский язык изначально был языком книжным, а не разговорным. "Может быть, во многом благодаря такому разделению в жанрах языка Русская церковь стойко переносила различные искушения, связанные с появлением ересей и сект. В православии не зародился свой протестантизм, как это произошло в XVI веке в западной церкви, а секты и ереси не пускали корни в православную почву", — заявил митрополит, выступая на упомянутой конференции.

В связи с этим в активизации изучения церковнославянского языка прихожанами, на необходимость которой намекает РПЦ, видится явный стратегический подтекст. С одной стороны, чтобы обезопаситься от "ересей и сект" и продвигать идею "Русского мира", ведь, как говорит митрополит Илларион, принадлежность к русской письменности предполагает принадлежность и к самому православию. С другой стороны, для привлечения в лоно церкви молодежных возрастных групп (представить себе, что азы и буки сядут изучать даже самые набожные старушки, невозможно). И это может оказаться нетривиальным способом охватить молодежь влиянием православия. Просто тривиальные способы работают со скрипом. Так, в школах РФ с сентября прошлого года введен предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Учащиеся могут выбрать один из шести модулей: "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", а также основы православной, исламской, буддийской или иудейской культур. По данным Минобрнауки РФ, большинство родителей предпочли, чтобы их дети изучали нейтральные предметы. Желающих изучать основы православия нашлось лишь 28,7%. Патриарх Кирилл, недовольный этими показателями, считает, что дело в давлении на родителей. Он подчеркивает, что именно церковь предложила включить в школьную программу как предмет изучения светскую этику. "Делая такой правильный шаг навстречу людям нерелигиозным, мы представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать собственную культуру. Полагаю, эти перекосы будут, несомненно, исправлены", — сказал патриарх Кирилл.

Изучение церковнославянского языка, безусловно, не то чтобы исправляет этот перекос. Да и многое в этом деле будет зависеть от того, как оно будет обставлено. Если церковнославянский будут факультативно изучать в школе (как латынь или древнегреческий) — на успех вряд ли можно будет рассчитывать. Другое дело — превратить его в новую молодежную субкультуру. Наподобие той, которая, например, возникла вокруг на’ви — вымышленного языка, разработанного лингвистом Полом Фроммером для знаменитого фильма "Аватар", или вокруг эльфских, гномских и других языков, придуманных Джоном Рональдом Руэлом Толкином. Благодаря своему искусственному характеру церковнославянский язык вполне вписывается в этот ряд. Ведь он, по большому счету, даже перестал быть "неиссякаемой сокровищницей", из которой, как говорит митрополит Илларион, подпитывается русский и другие славянские языки. "Для обогащения лексического запаса русского языка церковнославянский давно исчерпал свой ресурс, — объясняет "k:" Игорь Бурковский, старший научный сотрудник Института языковедения НАН Украины им. Потебни. — Кроме того, он сыграл выразительно негативную роль в истории целого ряда славянских языков, задержав их развитие, реализацию креативных ресурсов. Поэтому для подпитки языка новыми словами лучше ориентироваться на свой язык, пользоваться его собственными ресурсами".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Илона Перчук
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!