Главная Новости Мир Популизму — да, «Майданам» — нет
commentss НОВОСТИ Все новости

Популизму — да, «Майданам» — нет

Президент против мэра столицы, авторитарный лидер против оппозиционера, популист против популистов — будни латиноамериканской демократии

7 апреля 2015, 07:30
Поделитесь публикацией:
Популизму — да, «Майданам» — нет

Если вас одновременно раздражает популизм украинских политиков, возмущает их стремление к единоличной власти и восхищает приверженность самих украинцев демократическим идеалам — стоит обратить внимание на пример Венесуэлы. В этой стране зашкаливает каждый из этих показателей. Популистами являются все политики (что провластные, что оппозиционные), правящий режим уже лет десять характеризуют как авторитарный, но выборы ему приходится всякий раз выигрывать практически в честной борьбе. При этом не обходится ни без попыток переворотов, ни без местных "майданов".

МЭР­ЗАГОВОРЩИК

19 февраля спецслужбы Венесуэлы арестовали мэра Каракаса и, по неслучайному совместительству, одного из лидеров оппозиции страны Антонио Ледесму. Для европейских (и украинских) СМИ — это как бы очередное подтверждение авторитарного характера венесуэльского режима. Но из виду упущен важный момент: после смерти Уго Чавеса и режим изменился. Вот уж есть повод воскликнуть: раньше такого не было!

Ледесма, лидер одной из оппозиционных партий "Альянс смелых людей", арестован. Мэром столичного Каракаса он впервые стал еще в 2008­м, а вот оппозиционером к Уго Чавесу — еще раньше, в 1999­м. Обвинения Ледесме выдвинуты вполне в духе советского 1937­го: за соучастие в попытке государственного переворота против президента, инспирированного вражескими агентами ("щупальца ЦРУ дотянулись до…"). Предоставленные доказательства его вины — из той же серии: общественности продемонстрировали некий документ, в котором мэр призывал к смене ("переходу", если точнее) власти. Плюс ко всему один из лидеров правящей партии своевременно вспомнил, что Ледесма якобы подготовил заговор, целью которого было (пристегнитесь) убийство другого оппозиционного лидера. Тут уж все ясно: убили одного из своих, чтобы дискредитировать власть.

В итоге — международный скандал. Бывший премьер­министр Испании Фелипе Гонсалес заявил, что готов выступить защитником Ледесмы на судебном процессе. Тем более что на скамье подсудимых столичному мэру составит компанию еще один из оппозиционных лидеров, Леопольдо Лопес. Он, правда, был арестован еще в 2014­м — за "венесуэльский майдан".

А МЫ И НЕ ЗАМЕТИЛИ

Точно в то же время, когда Украина была захлестнута "революцией достоинства", в Венесуэле происходили практически аналогичные события. Массовые протесты начались в феврале 2014­го, даже число жертв оказалось приблизительно равным — около сотни человек. Правда, причины народного недовольства носили более выраженный экономический характер. Правительство Венесуэлы, кстати, напрямую увязало наш и их "майданы": "За событиями в Украине стоят те же спонсоры, которые готовят этих людей. Это американские организации, проводящие империалистическую политику вмешательства и контроля над миром", — заявил президент страны Николас Мадуро.

К началу лета 2014­го ситуация с уличными протестами более­менее стабилизировалась. Власть одержала верх, но не полную победу: был запущен сложный механизм переговоров, круглых столов, угрозы применения санкций. Но обошлось без полномасштабного конфликта, хотя без арестованных оппозиционеров (упомянутый Лопес) не обошлось.

О НЕОБЫЧНОМ

Всем известно, что в Венесуэле при власти леваки и популисты. Уго Чавес — идеал политика подобного толка в начале XXI века. Но Чавес выигрывал выборы у конкурентов, причем с довольно небольшим разрывом. Чавес пережил военный переворот — и вернулся к власти. Многопартийность никто не трогал. Чавес был действительно выдающимся демагогом — он часами агитировал потенциальных избирателей в собственном телешоу "Алло, президент!" (мировой рекорд — 7 ч 43 м). Сложно назвать его диктатором.

Сменщику Чавеса — Николасу Мадуро — пришлось хуже. После смерти Чавеса он на выборах в апреле 2014­го опередил оппозиционного соперника лишь на 1,5%. Но проблема в том, что соперники Чавеса и Мадуро — такие же популисты. Различия в их программах незначительны и основаны на уверенности в том, что торговля нефтью (а ею страна богата) принесет нужные средства для перераспределения в интересах буквально всех классов.

Необычное же заключается в том, что Чавес предпочитал выигрывать выборы (пусть и прибегнув к админресурсу). А Мадуро на такой риск идти не может. В наследство ему досталась полуживая экономическая система, которую сам же Мадуро усугубил административно­военными мерами (армия контролирует продажу дефицитной туалетной бумаги — и это не анекдот). В этой системе процветает "двоекурсие" национальной валюты (как это знакомо) и обвинения в адрес предпринимателей, что они "пьют кровь простых людей".

Каракас для Мадуро, как и любая латиноамериканская столица, источник не только недовольных представителей среднего класса, но и бедняков, для которых боливарианский социализм обернулся темной стороной. Превентивный арест мэра города, представляющего угрозу для режима Мадуро, свидетельствует о том, что лидер Венесуэлы выучил уроки "цветных революций". Но не факт, что очереди за туалетной бумагой не приведут к новому взрыву возмущения, и даже возможная поддержка оппозиционного мэра тут будет вовсе ни при чем. А ведь следующие выборы в парламент Венесуэлы пройдут уже в текущем году.

Источник фото: Shutterstock



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!