Мессенджеры в Украине: основные игроки, проблемы и перспективы
У обычных звонков с мобильных телефонов, которые в свое время практически полностью вытеснили стационарные устройства, уже давно появился серьезный конкурент – мессенджеры
В этом плане мировые тенденции
Украину стороной не обошли – вместе с количеством пользователей смартфонов (а
их число в нашей стране уже давно перевалило за 80%) растет и число украинцев,
предпочитающих использовать для общения дополнительные приложения.
Мессенджеры: мировые тренды и ТОП-5 в Украине
По данным немецкого онлайн-портала статистики Statista, в июле текущего года ТОП-8 мировых мессенджеров по количеству активных пользователей на ежемесячной основе выглядел следующим образом. Неоспоримым лидером с более, чем полуторамиллиардной аудиторией считается WhatsApp. На втором месте – с 1,3 млрд пользователей Facebook Messenger, "отпочковавшийся" от крупнейшей мировой соцсети. Третью и четвертую позиции с 1,1 млрд и 0,8 млрд скачиваний занимают китайские сервисы для мгновенного обмена сообщениями WeChat и QQ Mobile.
294 млн активных пользователей может похвастать популярное молодежное приложение для обмена фотографиями и короткими видео Snapchat, известное своими вирусными фильтрам-маскам с омоложением и сменой пола, разработанными, к слову, по технологии наших земляков – одесского стартапа Looksery. Замыкают "великолепную восьмерку" Viber (260 млн.), Discord (250 млн.) и Telegram (200 млн.).
Вкусы украинских пользователей во многом отличаются от мировых трендов и ТОП-6 мессенджеров в нашей стране выглядит несколько иначе. Как показывают исследования Kantar TNS CMeter, сделанные на стыке 2018-2019 годов, первенство среди приложений для общения в Украине по праву принадлежит Viber, который активно используется на 96,2% мобильных устройств в нашей стране. С солидным отставанием за ним следует Facebook Messenger c 67,1% пользователей. Бронза с показателем 46,7% достается Telegram. На четвертом месте – видеочат от Google – Duo, появившийся на рынке сравнительно недавно – летом 2016 года, но уже успевший занять место на 46,6% смартфонах. Бесспорный мировой лидер WhatsApp оказался вытеснен аж на 6 позицию и присутствует лишь на трети мобильных устройств в Украине, а одно из старейших приложений для общения через интернет – Skype и вовсе не вошло в рейтинг. После его покупки компанией Microsoft основная ставка была сделана на корпоративный сегмент и с тех пор популярность приложения среди рядовых пользователей неуклонно падает, чему способствует и не выдерживающее критики качество предоставляемых услуг. По последним данным, Skype установлен лишь на каждом 5 украинском смартфоне, поддерживающем операционную систему Android.
Попробуем поподробнее разобраться с тройкой лидеров и выяснить причины их популярности, влиянии на рынок и особенностях развития.
Мессенджеры в Украине: Viber
Украина не единственная страна, где Viber занимает почетное первое место в рейтинге самых популярных приложений. Фиолетовый мессенджер является главным средством для онлайн-общения в соседних Беларуси и Молдове, нескольких странах Юго-Восточной Европы, включая Болгарию и Черногорию, а также в Таджикистане и Армении. В России Viber на втором месте после WhatsApp.
Самая первая версия детища изобретателей израильтянина Тальмона Марко и россиянина Игоря Магазинника для iOS увидела свет в конце 2010 года. Парой лет позднее вышли приложения, совместимые и с другими мобильными операционными системами, включая Android. Это позволило уже тогда разогнать аудиторию активных пользователей до 90 млн, а через год удвоить его и снять первые "сливки" в размере 1,5 млн долл. В 2014 году права на Viber были приобретены японским гигантом интернет-коммерции Rakuten за 900 млн долл.
9 лет назад появление приложений для онлайн-звонков, привязанных к номеру мобильной связи абонента, но использующих для соединения Wi-Fi или мобильный интернет было настоящим прорывом в индустрии коммуникаций. Особенно это касалось до тех пор недосягаемой возможности звонить за рубеж без оплаты дорогостоящего роуминга. Появившийся в 2009 WhatsApp, предоставлявший аналогичные услуги, в отличие от фиолетового мессенджера с самого начала и до 2016 года оставался платным. Да и вообще поначалу американцы позиционировали свою разработку как социальное приложение для "яблочных" девайсов и не торопились выпускать версии для других мобильных ОС. Что касается одного из первопроходцев общения в интернете – Skype – появившегося на рынке еще в начале нулевых, то он всегда был капризен к качеству интернет-соединения, а после переориентации и вовсе потерял лидирующие позиции, несмотря на то, что такие его возможности как, например, звонки на сотовый или стационарный номер абонента по предоплате, появились у прямых конкурентов гораздо позднее.
В декабре 2016 года аудитория сервиса в нашей стране насчитывала 18 млн, а уже весной 2017-го – более 20 млн, что во многом было связано с запретом российских соцсетей "Вконтакте" и "Одноклассники". Более актуальными данными о количестве активных пользователей в самой компании предпочитают не делиться, однако не скрывают, что Украина входит в тройку стран, приносящих наибольший доход и при этом демонстрирующих его стабильный рост (+17% в текущем году по сравнению с прошлым).
Львиную долю прибыли (около 25%) Viber приносят текстовые сообщения от компаний, на рассылки которых подписаны пользователи. Альтернатива SMS и е-mail рассылке пользуется популярностью среди многих украинских бизнесменов, ежемесячно отправляющих своим подписчикам более 100 млн таких сообщений. Их точная стоимость являются коммерческой тайной, но, по некоторым данным, средняя цена одного послания составляет 0,30 грн. и напрямую зависит от их общего количества, по принципу "чем больше, тем дешевле". Следующая за этим статья доходов – нативная реклама или баннеры, которые, к примеру, появляются на экране смартфона пользователя сразу после звонка. На третьем месте по доходности – разработка и запуск чат-ботов. Ими пользуется ряд солидных клиентов, включая "ПриватБанк", "ПУМБ" и Philip Morris International, IQOS. С 1 апреля текущего года мессенджер начал взимать с владельцев чат-ботов ежемесячную плату: 4500 долл. за отправку до 500 тыс. сообщений и 6500 долл. за возможность отправлять до миллиона сообщений. Некоторые критики скептически отнеслись к такому способу монетизации, отмечая, что ближайшие конкуренты предоставляют такие услуги совершенно бесплатно. В отдаленной перспективе это может привести к оттоку полезного контента и, соответственно, аудитории.
Еще одним способом заработка является создание и продвижение стикерпаков – наборов миниатюрных картинок, позволяющих собеседникам выразить свои эмоции в текстовой переписке вместо стандартных "смайликов". Стикеры хорошо способствуют узнаваемости бренда заказчика. Трехмесячное размещение стикерпака в позапрошлом году обошлось украинскому креативному агентству Grape в 15-18 тыс. долл. С этого сентября мессенджер открыл доступ к самостоятельному созданию стикеров, однако за их продвижение коммерческим клиентам все равно придется платить.
Развитие фиолетового мессенджера не стоит на месте. Еще с апреля текущего года в Viber работает функцией покупок прямо в приложении. Открыв отдельную вкладку можно ознакомиться с ассортиментом сотрудничающих с мессенджером брендов (Macy’s, Saks Fifth Avenue, Asos, Farfetch, Ozon и "Спортмастер"). В августе текущего года Visa и Portmone.com запустили бота Person-to-Person, с помощью которого владельцы банковских карт могут осуществлять денежные переводы с карты на карту или с карты на номер телефона, а совсем недавно, 3 декабря, Mastercard и Rakuten Viber в партнерстве с NeoPay и Edenlab представили ещё один сервис на базе Viber - Moneytou. Для перевода средств с его помощью совсем не обязательно вносить номер банковской карты получателя. Отправителю достаточно знать номер телефона или иметь соответствующий контакт в приложении. Украина стала второй страной в Европе после Венгрии, где такая технология внедрена мессенджером. На очереди - Румыния, Сербия и Болгария.
Мессенджеры в Украине: Facebook Messenger
Второй по популярности сервис для общения онлайн в Украине так же во многом обязан запрету российских соцсетей. За последнюю пятилетку аудитория социальной сети Марка Цукерберга в нашей стране значительно выросла и на начало текущего года составляла 13 млн пользователей. Вместе с ней расширяется и количество пользователей Messenger.
Отдельное приложение появилось достаточно давно, еще в 2011 году, когда были выпущены версии для iOS и Android. Однако особым успехом долгое время не пользовалось, пока три года спустя Facebook не отключил возможность отправки сообщений из основного мобильного сервиса, а чуть позже отменил обязательную регистрацию в соцсети, добавив возможность входа по номеру мобильного телефона.
До 2017 года соцсеть никак не зарабатывала на своем приложении, как, впрочем, и на приобретенном ранее за 19 млрд долл. мессенджере WhatsApp. Сегодня список доходных статей примерно такой же, как и у Viber. В него входит нативная реклама, рассылки, размещение стикерпаков и повышающие вовлеченность клиентов бесплатные чат-боты. Отдельной статистики по Messenger компания Цукерберга не предоставляет, но размер чистой прибыли от всех сервисов достаточно солидный. Так, в 2018 году благодаря Facebook, Instagram, WhatsApp и Messenger американцам удалось заработать 22,1 млрд долл. При этом более 90% суммы удалось выручить за счет мобильных приложений.
Мессенджеры в Украине: Telegram
Его, как правило, называют наиболее перспективным и молодежным мессенджером не только в Украине, но и во всем мире. Сервис появился в 2013 году и с тех пор набирает популярность. Правда, его создатель Павел Дуров склонен немного преувеличивать реальный рост аудитории. Пару лет назад он заявлял о 600 тыс. скачиваний в сутки, однако с такой скоростью количество активных пользователей уже давно перевалило бы за 400 млн., что в два раза превышает реальную цифру. Тем не менее, ожидается, что к 2022 году аудитория мессенджера по всему миру составит 1 млрд. На сегодня активы мессенджера оцениваются в 1-1,2 млрд долл. Хотя сам Дуров говорит о суммах как минимум в 3 раза выше.
К неоспоримым плюсам Telegram стоит отнести огромное количество бесплатных чат-ботов, неплохую площадку для заработка посредством ведения различных каналов для пользователей, быстроту, нетребовательность к качеству интернета, полное отсутствие назойливой рекламы и возможность хранить неограниченное количество файлов. Точных данных о размере аудитории сервиса в нашей стране нет. Эти цифры по разным источникам колеблются от 2,5 до 4,5 млн пользователей.
В украинском сегменте уже немало каналов, насчитывающих по несколько сот тысяч подписчиков: "Ветер дует", Lowcost UA, "Подорожуй дешево" и множество других. Высокая степень анонимности вызвала настоящую моду на создание политических Telegram каналов, распространяющих компромат ("Джокер", "Темный рыцарь", "Трубу прорвало" и т.д.).
По официальным заявлениям Дурова, Telegram до сих пор остается убыточным и ежемесячно "вымывает" из кармана своего владельца 1 млн долл. Впрочем, согласно другим данным, реальные годовые расходы на оборудование, поддержку серверов и обеспечение процедуры верификации пользователей гораздо выше и в среднем составляют не менее 100 млн долл. Создателя мессенджера, успевшего сколотить состояние в 2,7 млрд долл., трудно заподозрить в выбрасывании денег на ветер. Поэтому бытует мнение, что на данном этапе приложение хорошо спонсируется теми, кому нужны либо его функции, либо информация, бережно хранящаяся на серверах. В пользу данной версии приводится в пример 850 млн долл. инвестиций., которые не так давно удалось привлечь Дурову на развитие собственной криптовалюты Gramm Большую часть этих денег (300 млн долл.) предоставил российский олигарх Роман Абрамович, по слухам уже давно поддерживающий дружеские отношения с Дуровым. Выпуск собственной крипты должен был бы решить проблему монетизации Telegram, но со стартом проекта возникли проблемы из-за того, что мировое банковское сообщество не особо в восторге от перспективы утечки финансов в мессенджеры. Gram пришлось застопорить и отложить как минимум до весны следующего года. Похожая история происходит сейчас и с криптовалютой Libra на базе продуктов Facebook Марка Цукерберга.
Мессенджеры в Украине: проблемы и перспективы
Эксперты считают, что дальнейшие пути развития мессенджеров уже давно намечены и, скорее всего, будут проходить по азиатской модели. В качестве примера чаще всего приводится японский сервис с южнокорейскими корнями Line, уже давно переросший из обычного приложения в самобытную экосистему с собственной рекламной платформой, встроенным кошельком, целой линейкой тематических парков, магазинов, отелей, кафе, игр, сувениров и т.д., а также местными аналогами стримингового сервиса Apple Music и такси Uber. Есть и более "европеизированные" аналоги. Например, Яндекс, который прошел путь от обычного интернет-поисковика до службы такси и доставки еды.
Также не исключено, что с ростом интернет-покрытия и скорости соединения в Украине в корне изменится роль мобильных операторов, основной статьей доходов которых может стать не столько передача голосовых звонков, сколько передача данных. О чем не так давно говорил в одном из интервью директор по продажам Viber Константин Костадинов.
Впрочем, все это в будущем. А пока одной из главных проблем мессенджеров остается защита информации пользователей. И хотя владельцы сервисов и многочисленные рейтинги относят Viber и Telegram к одним из самых безопасных, не стоит забывать, что вся критическая информация находится на стороне разработчика и вполне вероятно может стать мишенью для хакеров и спецслужб. В связи с этим достаточно упомянуть скандал с Viber 4 года назад, когда оказалось, что СБУ нашла способ прослушки сервиса, не прекращающиеся разбирательства с Facebook и случаи с утечкой данных из Telegram.
Поэтому те, кто ведет по-настоящему секретные переговоры, чаще всего используют чаты в онлайн-играх наподобие World of Tanks или опцию виртуальных чатов на сайтах для взрослых.