Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Пожалуй,
мало какие действия властей вызвали такое недовольство украинцев, как постоянный
рост тарифов на коммунальные услуги и цены на энергоносители, которые с 2014
года выросли в 5-8 раз. Одним же из наиболее ненавистных сочетаний за 3 года успело
стать сочетание "Роттердам+" – установленная в марте 2016 года методика
формирования цены на электроэнергию.
Постановлением №289 от
3 марта 2016 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное
регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) определила
стоимость электроэнергии как цену угля в портах Роттердама плюс стоимость его
доставки в Украину. В результате, в течение 2016 года электроэнергия подорожала
вдвое.
За
формулой очень быстро закрепилась "слава" коррупционного механизма: параллельно
резко вырос импорт в Украину российского угля, под которым, по мнению экспертов,
скрывался добытый на неподконтрольном Донбассе и цена которого намного ниже "импортного"
из Роттердама. Таким образом, производители электроэнергии получали
сверхприбыли, особенно в этом подозревали компанию ДТЭК Рината Ахметова.
Помимо
критики, противники формулы "Роттердам+" дважды пытались отменить решение
НКРЭКУ в судебном порядке и оба раза безуспешно. В 2017 году в Высшем
административном суде с Нацкомиссией попытались спорить Украинская ассоциация
производителей ферросплавов и электрометаллургической продукции (УкрФА) и
Никопольский завод ферросплавов. В марте текущего года группа народных
депутатов не смогла убедить Окружной административный суд Киева в незаконности
Постановления №289.
Впрочем,
к моменту последнего решения судей формула "Роттердам+" формально уже не
работала, поскольку НКРЭКУ отменила постановление №289 в августе 2018 года,
привязав вступление в силу решения об отмене с момента запуска рынка
электроэнергии, то есть 1 июля 2019 года.
Впрочем,
атаки на формулу не прекратились, а ко времени приближения к моменту запуска
рынка электроэнергии даже участились.
В
мае признаки монополии в постановлении №289 рассмотрел Антимонопольный комитет
Украины (АМКУ) и открыл дело против НКРЭКУ из-за введения формулы "Роттердам+".
Национальное
Антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), расследующее законность "Роттердам+" с
2017 года, 20 июня с обыском побывало в квартире председателя НКРЭКУ Оксаны
Кривенко и бывшего члена комиссии Владимира Евдокимова, о чем сообщил эксперт в
сфере энергетики Юрий Корольчук.
Наконец,
Конституционный суд Украины принял решение, согласно которому, признал создание
НКРЭКУ президентом Петром Порошенко в 2014 году не отвечающим Конституции
Украины в части способа создания и статуса. Согласно решению суда глава
государства не имеет права создавать подобные органы, поскольку НКРЭКУ является
центральным органом исполнительной власти и должна подчиняться Кабинету
министров.
Пожалуй,
намного больше внимания привлекло заявление 14 июня представителя президента
Украины в Верховной Раде Андрея Геруса, который пообещал уже 17 июня подать в
парламент президентскийзаконопроект о снижении цены электрической энергии
угольных электростанций. Будущий документ Герус пометил как неотложный и даже
назвал его "Роттердам-".
Суть
будущего законопроекта представитель главы государства объяснил как желание
убрать "плюс" – стоимость транспортировки угля, а также ввести "минус" в виде
скидки до 10% на цену угля в зависимости от его качества.
Несмотря на громкое заявление ни 17 июня, ни позднее законопроект о "Роттердам+" от президента Владимира Зеленского в парламент так и не поступил. Тем не менее, это не помешало команде президента на странице в Facebook внести вопрос в список 20 достижений Владимира Зеленского за первый месяц президентства.
Заявление
представителя президента в парламенте Андрея Геруса вызвало у некоторых
экспертов недоумение. Так, президент Ассоциации энергетики Украины Александр
Трохимец назвал заявление последнего "правовым нигилизмом".
"Как можно инициировать законодательные изменения, если знаменитая формула была установлена не законом, а постановлением НКРЭКУ. И не установлена отдельно, а как часть формирования оптово-розничной цены на оптовом рынке электрической энергии. И суд дважды отказался признавать такое ценообразование незаконным", – написал эксперт на своей странице в Facebook.
Также
эксперт обратил внимание на то, что перед принятием нового закона о НКРЭКУ
который предлагает Андрей Герус, необходимо принять изменения в Конституцию
Украины, а не после закона.
Но
главное, Александр Трохимец заявил, что главной целью будущего законопроекта
может стать вовсе не борьба с одиозной формулой "Роттердам+". О том, что в
Администрации президента планируют в будущем законе сменить не только "+" на "-"
в приставке к "Роттердам", заявил и сам Герус.
Андрей
Герус объяснил, что документ, помимо новой формулы ценообразования, должен был
на год отложить запуск рынка электроэнергии, запланированный с 1 июля.
Собственно, назначение будущей формулы "Роттердам-" и должно было состоять в
установлении новых цен на электроэнергию на переходный период до 1 июля 2020
года.
Как
заявили ряд экспертов, именно это – перенос запуска рынка электроэнергии – является
настоящей целью президентской команды, чьим глашатаем в публичной сфере
предстал Андрей Герус.
Так,
Александр Трохимец акцентировал внимание на том, что предложение, озвученное
представителем главы государства, можно понимать так:"хотите дешевую
электроэнергию – дайте нам возможность в ручном режиме дальше устанавливать
тарифы, потому что дешевая электроэнергия нужна не только населению, но и
заводам Игоря Коломойского".
Также
эксперт заявил, что слова Геруса о возможных кадровых изменениях в составе
НКРЭКУ после ее "переформатирования" можно трактовать как попытку сделать
Нацкомиссию "ручной" в интересах олигарха Игоря Коломойского.
Аналогичной
точки зрения придерживается и член наблюдательного совета Института
энергетических стратегий Юрий Корольчук, комментируя обыски НАБУ в квартирах членов
НКРЭКУ 20 июня.
"Вокруг президента Зеленского сформировалась группа, которая напрямую заинтересована в том, чтобы рынок электроэнергии в Украине не заработал никогда. И одним из важнейших препятствий, которые мешают остановить рынок, являются аргументы НКРЭКУ. Ведь именно регулятор занимается разработкой вторичного законодательства для реализации рынка с 1 июля 2019 года. Поэтому неудивительно, что рано или поздно, но в борьбе против рынка должна появиться тяжелая артиллерия противников рынка электроэнергии", – утверждает эксперт на странице в соцсети.
Юрий
Корольчук отмечает, что обыскиваемую в
тот день председателя НКРЭКУ Оксану Кривенко ранее якобы вызывали в
Администрацию президента и "рекомендовали не внедрять рынок электроэнергии".
Однако понимания со стороны Кривенко в АП не получили, что и вызвало "наезд"
НАБУ.
Спустя
несколько дней адвокат НКРЭКУ Ирина Одинец в интервью "Деловой столице"
заявила, что часть претензий к формуле "Роттердам+" детективы НАБУ сняли,
утверждая, что в тариф должна включаться стоимость доставки лишь 7% угля из
Роттердама.
"Почему
именно 7%, а не 17 или 27 – известно только им. Даже если мы посмотрим на 2016-2017
годы, то объемы импорта были значительно выше, чем 7%", – заявила изданию
адвокат Нацрегулятора.
Законопроект
№4493 был принят Верховной Радой еще 13 апреля 2017 года, а старт реформы
должен был состояться с 1июля. Однако уже за месяц до этого стали активно
звучать мнения о необходимости перенести запуск рынка на год из-за неготовности
страны к этому.
К
числу наиболее влиятельных противников рынка эксперты и СМИ отнесли олигарха
Игоря Коломойского, из-за принадлежащих ему мощностей в производстве
ферросплавов, в себестоимости которых цена электроэнергии доходит до 50%. Так,
из-за перевода из 1-й во 2 категорию потребителей, означавшей рост тарифов на
электроэнергию на 30%, в 2011-2012 году принадлежавший Коломойскому Запорожский
завод ферросплавов фактически не работал. Собственно, первая попытка в суде
признать формулу "Роттердам+" незаконной принадлежала именно Коломойскому в
лице Украинской ассоциации производителей ферросплавов и
электрометаллургической продукции (УкрФА) и Никопольского завода ферросплавов.
По
мнению экспертов и части общества, олигарх имеет влияние на новоизбранного
президента Владимира Зеленского, и хотя предложение первого о полезности
дефолта для Украины глава государства опроверг, в вопросе запуска рынка электроэнергии
глава государства скорее поддержал бизнесмена.
Так,
10 июня президент подал в Верховную Раду как неотложный законопроект №10376,
которым предлагалось перенести запуск рынка электроэнергии в Украине на 1 июля
2020 года.
В
пояснительной записке к законопроекту перечислялись риски внедрения рынка
электроэнергии в 2019 году:
Несмотря
на то, что документ и был помечен как "неотложный", к его рассмотрению нардепы
так и не приступили и, учитывая непростые отношения между ВР и президентом, а
также предвыборную кампанию, стартовавшую досрочно, уже вряд ли приступят. В
такой ситуации маловероятным было и рассмотрение ВР другого законопроекта, о
котором говорил 14 июня Андрей Герус касательно смены "Роттердам+" на "Роттердам-".
Последний, собственно, в некотором смысле видится "резервным" для предложенного
президентом запуска рынка электроэнергии на год позже.
Тем
временем пока решается судьба даты запуска рынка электроэнергии в Украине
рядовых украинцев без сомнения волнует его цена для них лично. Но на этот
вопрос у экспертов и государства нет единого ответа.
Так,
авторы законопроекта № 10376 одной из причин переноса запуска рынка
электроэнергии на 2020 год называют возможность роста средней цены на
электроэнергию от 20-30% – по оптимистическим оценкам, или в разы – по
пессимистическим.
Некоторые
эксперты считают, что хотя рост цен на электроэнергию и неминуем, он не будет
таким катастрофическим. Так, президент Центра глобалистики "Стратегия XXI"
Михаил Гончар в интервью одному из СМИ заявил, что уйдет монополия и потому на
конкурентном рынке минимизируется возможность завышения цен.
Другим
же способом избежать или снизить рост цены может стать Положения о социальных
обязательствах (ПСО), аналогичного действующему на рынке газа.
Новости партнеров
Новости