Прощай, сыр фета: какие продукты исчезнут с украинских прилавков в следующем десятилетии
Уже через несколько лет в Украине исчезнет отечественный коньяк, портвейн, ряд других спиртных напитков, а также несколько видов сыра. Зато появятся собственные национальные бренды.
Запрещенные продукты: без сыра и шампанского
С 2023 года украинские производители не смогут использовать название "фета" для сыров собственного изготовления. В нашей стране этот, более пресный по сравнению с брынзой, но примерно схожий с ней по составу рассольный сыр производит около 20 больших и малых предприятий и, по данным Минагрополитики, они уже приступили к изучению опыта других стран в этом вопросе.
Всё дело в законодательстве Евросоюза, которое Украина обязана соблюдать, и норме ЕС о защите продукции местного происхождения, вступившей в силу с 1996 года. Фетой может называться продукт, изготовленный только в определённых регионах Греции (материковая часть страны, острова Кефалония и Лесбос) по запатентованной технологии. Запрет действует даже на территории острова Крит, где используется немного видоизменённый термин – "фетта". Примеру критян следуют и другие производители, оставляющие в своих названиях неизменным только корень "фет". Так, Минский молочный завод №1 давно производит эту разновидность сыра под торговой маркой "Аристей" и надписью "фету" на упаковке.
Фета – не единственное название продукта, от которого украинским производителям рано или поздно придётся отказаться. В соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, до начала 2023 года с прилавков должны исчезнуть отечественные "копии" сыров сортов "пармиджано-реджано" (пармезан) и "рокфор", названные так в честь провинций в Италии и французской деревни.
Отдельная история с алкогольными напитками, зарезервированными за странами-членами ЕС. С 1 января 2026 года украинской ликёро-водочной промышленности придётся забыть об использовании 12 названий, содержащих европейские топонимы. Это французские Шампань, Коньяк, Арманьяк, Кальвадос, португальские Мадера (Мадейра), Порту с производным от него портвейном и Anis Portugues, давший название анисовому ликёру, испанские Херес/Шерри и Малага, итальянские Граппа и Марсала, а также винодельческий регион Токай, который делят между собой Венгрия и Словакия.
Вопрос с заменой названия для шампанского решился быстро. Ещё во времена СССР бренд "Советское шампанское" шёл на экспорт с этикеткой Soviet Sparkling ("Советское игристое"). Одно из крупнейших предприятий Европы по производству игристых вин – Артёмовский завод шампанских вин в Донецкой области (нынче – "Артвайнери") – в связи с большой долей экспорта своей продукции за границу отказался от французских "корней" ещё задолго до подписания ассоциации с ЕС, а несколько лет назад Харьковский и Киевский винзаводы так же начали именовать свои шампанские вина "игристыми". Как отмечают эксперты, существенного ущерба от переименования производители не понесли. Тем более, что после аннексии Крыма Россией поставки игристого с полуострова прекратились, открыв тем самым простор для материковых виноделов.
Сугубо теоретически выпуск непосредственно "шампанского" в Украине всё-таки возможен. Но при условии, что в селе Шампания Черкасской области запустится производство игристых вин по оригинальной рецептуре и с содержанием украинского сырья не менее 85%, а Евросоюз снизойдёт до регистрации этого географического обозначения.
Запрещенные продукты: новое название для коньяка
Куда болезненнее отреагировало украинское правительство и производители на запрет называть свою продукцию коньяком. Причём настолько, что журналисты "Украинской правды" увидели в действиях Минагрополитики попытку "продавить" нарушение соглашения с ЕС с помощью приказа "Об утверждении правил производства коньяков Украины". В этом документе фигурировал 2027 год – дата, когда использование французского топонима в отечественной продукции должно быть полностью прекращено. В самом министерстве эти обвинения опровергли, отметив, что готовы изменить приказ, как только будет выбрано новое название для "украинского коньяка". А директор Одесского коньячного завода Эдуард Городецкий заверил, что несмотря на возможное падение прибыли, связанное с переименованием, наши винокуры готовы выполнить все требования Евросоюза.
В начале "нулевых" во время вступления Украины в ВТО отечественные производители отстояли право выпускать бренд "Коньяк Украины". Однако условия всемирной торговой организации ещё на старте начали обходить, печатая слово "Украина" мелким шрифтом. Так что в этот раз поблажек от Брюсселя ждать не стоит.
В январе этого года проект "Географические указания в Украине" предложил соотечественникам выбрать новое название для коньяка. В ходе голосования четверть опрошенных выбрала такой вариант нейминга как "украинский бренди", на втором месте оказались "янтарные" вариации – "бурштын-бурштынок-бурштыняк" (9,4%), а на третьем – "гайстер" – народное название белого аиста и, по-совместительству, птицы, олицетворяющей утреннюю и вечернюю зорю в языческих верованиях (8,9%). Кьянок и Дубовик/Дубняр набрали чуть более 7%, остальные варианты и того меньше. Организаторы опроса пообещали, что предоставят его результаты винокурам и представителям Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
Коньячники от идеи с "бренди" не в восторге. По их словам, украинский потребитель считает бренди менее качественным продуктом, чем коньяк, что может привести к катастрофическому падению продаж и даже гибели целой отрасли. Впрочем, не исключено, что ситуация слишком драматизируется. К примеру, в соседней Молдове ещё в 1993 году напиток, соответствующий по основным параметрам коньяку был безболезненно переименован в "дивин" (по-молдавски – божественный) и зарегистрирован, как национальный товарный знак.
Запрещенные продукты: в погоне за патентами
Несмотря на то, что соглашение с ЕС подписано уже более 5 лет, использовать свое право на регистрацию собственных географических указаний в Украине начали сравнительно недавно. Самая первая заявка на получение такой маркировки для бренда "Гуцульская овечья брынза" была подана в Минэкономики только в конце прошлого года. Так что после уплаты скромной госпошлины в размере 1285 грн. и прохождения всех необходимых процедур, название этого продукта будет защищено законодательством ЕС. Если новосозданная общественная организация "Ассоциация производителей херсонских арбузов" приложит усилия, следующим на очереди может стать херсонский арбуз. Он составит компанию своему итальянскому собрату Anguria Reggiana, зарегистрированному в 2016 году.
Как считают в Минагрополитики, регистрация географических названий поможет увеличить экспорт эксклюзивных продуктов, решить проблему стандартизации качества и содействовать развитию гастротуризма. Ожидается, что в скором времени кроме украинских кавунов в реестры ЕС попадут несколько сортов вин (Шабский, Ялпуг, Закарпатье, Белгород-Днестровский), мелитопольская черешня и карпатский мёд.
Запатентовать авторские права на национальный бренд можно не только по географическому признаку. В 2011 году Грузия "застолбила" около 30 продуктов и блюд национальной кухни, включая выпечку хачапури, сыр сулгуни, знаменитую чачу и сладость чурчхелу. Примерно тогда же эту идею подхватили и у нас, предлагая по аналогии с грузинами закрепить авторские права на узвар, борщ, вареники, крученики и паляницю. Тогда дальше разговоров дело не дошло, зато уже в текущем году была подана заявка на внесение украинского борща в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В этом списке с недавних пор находится ближневосточный лаваш, неаполитанская пицца, грузинское вино, а также все блюда французской кухни.
Впрочем, никаких особых профитов ни от шорт-листа ЮНЕСКО, ни от патентования кулинарных изделий ожидать не стоит. Ведь если заставить платить роялти за национальные блюда было бы возможно, украинским рестораторам уже давно пришлось бы раскошеливаться за наличие в своём меню пиццы, хачапури и лазаньи.