Между молотом и наковальней: какая судьба ожидает "Мотор Сич"
Уже несколько лет подряд предприятие «Мотор Сич» не выбывает из ленты новостей. Правда, оставаться на слуху одному из крупнейших авиационных заводов на постсоветском пространстве удаётся совсем не благодаря продукции
С самого начала
российской агрессии за заводом и его руководством тянется целая вереница
громких уголовных дел и обвинений, среди которых есть и сотрудничество с РФ, и
финансирование терроризма, и государственная измена. А с недавних пор
авиагигант оказался замешан ещё и в американо-китайской технологической войне.
Проблемы предприятия "Мотор Сич" с рынками сбыта
В начале 2010-х годов "Мотор Сич" поставляла в Россию от 50% до 75% всей своей продукции. Поэтому приостановка сотрудничества больно ударила по производству. Впрочем, предприятие не раз обвиняли в торговле с агрессором, припоминая бессменному директору "Мотора", Вячеславу Богуслаеву, его нескрываемые симпатии к России.
В 2016 году СМИ нашли в отчёте шведского исследовательского центра по вопросам вооружения SIPRI упоминание о продаже украинской стороной авиационных двигателей AИ-222 для учебно-боевых самолетов ЯК-130. В "Укроборонпроме" и "Мотор Сичи" эти обвинения с негодованием отвергли, но тот факт, что в конце прошлого года правительство Петра Порошенко запретило поставки в РФ двигателей Д-436 для пассажирского АН-148 и пожарного самолёта Бе-200, говорит о том, что до этого момента моторы для российской гражданской авиации всё же экспортировались. Кроме того, журналисты проекта Bihus.Info обвиняли Богуслаева во владении несколькими компаниями в РФ, работающими на российскую армию и ФСБ.
возбуждением уголовного дела против украинских совладельцев ОАРЗ его возвращением под государственное "крыло". Поговаривали, что "белорусский проект" "Мотора" не устраивал не только Украину, но и Кремль, которому не нравилась затея Минска с созданием вместе с украинцами собственной крылатой ракеты.
Как стало известно информационному проекту #FLY9999, посвящённому отечественной авиации, для содержания украинского авиагиганта необходимо не менее 12 млрд грн. в год. Сумма, практически неподъёмная для одних только государственных заказов наподобие модернизаций вертолётов Ми-2 для Минобороны.
Расширение ассортимента продукции за счёт выпуска образцов гражданской авиации – вертолёта МСБ-2 "Надежда" (первой машины, собранной исключительно из украинских комплектующих) – особого интереса в правительственных кругах тоже не вызвало. Наоборот, в том же 2018 году глава МВД Арсен Аваков подписал с французской компанией Airbus Helicopters договор о покупке 55 вертолётов на сумму около полумиллиарда евро. Сделка сомнительная как с позиций поддержки отечественного производителя, так и с учётом претензий к качеству импортных летательных аппаратов. Большинство из них уже были в употреблении, а одна из поставляемых моделей, H225 Super Puma, пользуется в мире плохой репутацией из-за ряда аварий.
В Министерстве внутренних дел заявили, что были вынуждены пойти на такой шаг, так как машины "Мотор Сичи" не соответствуют тактико-техническим и эксплуатационным требованиям ведомства. В ответ на это глава предприятия заметил, что обслуживание французских вертолётов обходится гораздо дороже и намекнул на то, что сделка явно не обошлась без отката.
Как бы там ни было, но сегодня "Мотор" переживает не лучшие времена. Чистый убыток предприятия за первое полугодие 2019-го составил почти полмиллиарда гривен. Соответственно, выручка сократилась на 37% – до 1,97 млрд грн. В связи с отсутствием заказов и прекращением выпуска некоторых видов продукции с 1 сентября рабочая неделя на заводе сокращена до 4 дней в неделю. Отменены бесплатные рабочие автобусы, а среди работников ходят слухи о будущих сокращениях штата до 50% (сейчас на заводе работает около 25 тыс. чел.).
Неудачным оказался этот год и для самого Богуслаева – впервые за последние 13 лет ему не досталось место в Верховной Раде. "Красного директора" в предвыборной гонке обошёл свадебный фотограф Сергей Штепа из "Слуги народа".
"Мотор Сич" и её "китайская карта"
Идея начать более тесные взаимоотношения с Китаем для спасения предприятия от краха не нова. Тем более, что такого сотрудничества ищет сама Поднебесная, которая, следуя принятой ею несколько лет назад доктрине технологического доминирования "Сделано в Китае-2025", буквально охотится за всем, что имеет отношение к судо-, авиа- или ракетостроению. Как считает глава компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов, в наработках "Мотор Сичи" китайскую сторону, прежде всего, могут интересовать крупнейший в мире серийный вертолёт Ми-26, а также двигатели АИ-222, используемые на российских учебно-боевых самолётах Як-130, и ТВ-317, позволяющий Ми-8 достигать рекордных высот. Среди перспективных разработок "Мотора" – адаптация турбовинтовых двигателей МС-500 и Д-436 с уникальным трёхкаскадным компрессором для китайского покупателя.
Ещё в 2015 году между "Мотор Сич" и китайским холдингом Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd был подписан меморандум о сотрудничестве, под которым подразумевалось создание совместного предприятия в городе Чунцин. Там собирались производить и обслуживать авиадвигатели по отечественным технологиям. Китайцы обещали 250 млн. долларов инвестиций, в то время как украинская сторона бралась обеспечить проект технологиями и специалистами. О переходе к практическим шагам в Пекине всерьёз заговорили весной 2017-го. На торжественных мероприятиях по этому поводу даже успел побывать первый вице-премьер министр Украины Степан Кубив, радостно отрапортовавший об этом у себя на странице в Facebook.
Всего через пару месяцев этим инвестиционным прорывом заинтересовались в СБУ, где посчитали его попыткой иностранной компании завладеть контрольным пакетом акций стратегического предприятия. По версии силовиков, Богуслаев продал Skyrizon 56% акций предприятия. Руководство "Мотора" обвинили в попытке умышленного развала завода с целью ослабления государства.
В "нагрузку" ко всему в этом списке значилось ещё и дело о финансировании "ДНР", связанное с деятельностью Снежнянского машзавода, находящегося на неподконтрольной Украине территории. Были открыты уголовные дела по статьям "диверсия", "подготовка к преступлению" и "госизмена", Шевченковский районный суд арестовал злополучные 56% акций, а на сам завод начали наведываться "маски-шоу". Правоохранителей нисколько не смутило, что с 1994 года "Мотор" был преобразован в акционерное общество с частной формой собственности. Претензии по поводу купли-продажи акций мог предъявить разве что Антимонопольный комитет и безуспешные попытки силовиков в течение двух лет найти в сделке что-либо противоправное – явное тому подтверждение.
Экс-глава "Укрспецэкспорта" Сергей Бондарчук объясняет прессинг СБУ личными интересами Петра Порошенко, пытавшегося заполучить долю в "Моторе" ещё со времён правления президента Виктора Ющенко.
"Мотор Сич" на распутье
Топ-менеджмент "Мотора" долгое время хранил молчание относительно количества проданных акций. Все точки на "i" расставил договор о сотрудничестве между китайскими группами компаний Xinwei и Skyrison и государством Украина в лице концерна "Укроборонпром", подписанный в конце апреля прошлого года. По ходу дела выяснилось, что 75% акций уже давно находится в частных руках (6 компаний и одно физлицо), никак не связанных с прежним руководством завода.
Китайская сторона решила сформировать мажоритарный пакет на одном предприятии, что невозможно сделать без согласия Антимонопольного комитета. По законам Украины, сосредоточение более 10% акций в одних руках требует его специального разрешения (что, впрочем, в свое время не помешало самому Богуслаеву скупить большую часть акций, а потом заработать на их продаже около 1 млрд долл.).
Как только антимонопольщики "дадут добро" договор вступит в полную силу. Его условия сложно назвать невыгодными для нашей страны – покупатель предлагает модель совместного управления с безвозмездной передачей украинскому государству 25% акций и правом вето, грант на развитие авиастроения в 100 млн долл., сохранение рабочих мест и зарплат на предприятии, а также обеспечение его заказами. Для сравнения, в прошлом году стартовая цена за многострадальный Одесский припортовый завод (который так и не продали) стартовала с 58 млн долл.
Казалось бы, что оплот украинского авиастроения спасён и самое время откупоривать шампанское, однако на деле всё оказалось не так просто. На горизонте замаячили интересы США, в соответствии с которыми Китай назван угрозой № 1 для национальной безопасности Штатов. Советник американского президента по вопросам нацбезопасности Джон Болтон во время недавнего визита в Киев очень убедительно намекал президенту Владимиру Зеленскому на отказ от продажи "Мотор Сичи". При этом он подчёркивал, что, сотрудничество с Китаем грозит впадением в экономическую зависимость и ведёт к краже военных технологий.
В столичном посольстве КНР очень болезненно отреагировали на слова Болтона, назвав обвинения в воровстве "потоком грязи", а также напомнили, что по итогам первого полугодия 2019-го Китай (в отличие от США) стал крупнейшим покупателем украинской сельхозпродукции и по самым скромным прогнозам товарооборот до конца года достигнет 10 млрд долл.
Хотя о продаже "Мотора" посол сказал не так уж и много, основной посыл "спича" очевиден: законные права коммерсантов из КНР должны быть защищены, а принятие стороны американского эмиссара приведёт к серьёзному охлаждению украино-китайских отношений. Услышали этот сигнал на Банковой или нет – неизвестно, но, по странному стечению обстоятельств, не прошло и недели, как в СБУ решили начать досудебные расследования по обвинениям предприятия и его руководства в диверсии и поставках продукции военного назначения в РФ.
Как считают эксперты, американское правительство будет настаивать на национализации предприятия, в случае чего Украине придётся заплатить китайцам за материальный и моральный ущерб сумму в размере от 500 млн до 2 млрд долл. В качестве "утешительного приза" и для поддержания на плаву "Мотор" будет получать от США небольшие заказы.
Экономист Алексей Кущ называет это "мягкой эвтаназией" так как через 10-15 лет на предприятии можно будет ставить крест – используемые технологии безвозвратно устареют, а специалисты будут потеряны. На тот момент мощности "Мотора" будут интересны иностранным инвесторам разве что в качестве металлолома.
Отказав США Украина рискует остаться без поддержки заокеанского партнёра. Придётся забыть о перспективе вступления в НАТО и 250 млн долл. ежегодной военной помощи из Америки. С учётом того, что большая часть этих денег возвращается назад в качестве оплаты за работу инструкторов и поставляемое вооружение – потеря скорее репутационная, чем материальная. На другой чаше весов – более чем выгодная торговля с Китаем, многомиллионные инвестиции и спасение авиастроительного гиганта. Выбор для правительства Зеленского непростой, но ждать, что всё решится само собой – ещё хуже. Ведь в этом случае, как заметил политолог Юрий Романенко, выиграют все стороны, кроме Украины.