Инфраструктурные инициативы Гончарука: есть ли у них будущее
Алексей Гончарук буквально сразу после вступления в должность премьер-министра начал планировать масштабные инфраструктурные проекты
В планы премьер-министра Украины входит ремонт 15
аэропортов и пять портов. В то же время, в СМИ все чаще появляется информация о
том, что уже идут кулуарные переговоры о возобновлении авиасообщения между
Россией и Украиной, а Укрзализныця отремонтировала 3 плацкартных вагона, о чём сообщил
глава предприятия Евгений Кравцов.
Инфраструктурные инициативы Гончарука: от моря до моря
"Нам необходимо попробовать и соединить Балтийское и Черное моря. Это абсолютно реально", – заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук во время Ялтинськой ежегодной встречи (YES) в Киеве. Он также отметил, что у правительства уже есть необходимый проект.
В то же время, для осуществления планов правительства необходимо договориться с Польшей и Беларусью, а также найти необходимые средства. Ориентировочная стоимость водного "шёлкового пути" составляет около 13 миллиардов евро. Также будет необходимо расчистить фарватеры и углубить дно четырёх рек: Висла, Западный Буг, Припять, Днепр.
Соучредитель аналитического центра "Украинская фабрика мысли" Юрий Гаврилечко заявляет, что балто-черноморский водный гиперлуп – это очередные Нью-Васюки, за которыми не стоит ничего, кроме громких слов. "Кулуарные переговоры о чём-либо (в том числе и о восстановлении авиасообщения с РФ) могут идти сколько угодно, но до тех пор, пока не будут достигнуты хоть какие-то вменяемые договорённости, например, в нормандском формате, и не начнётся их выполнение, вряд ли самолёты начнут летать между Киевом и Москвой. Что касается Укрзализныци, то её планируют распродавать по частям, и поэтому никакой масштабной модернизации подвижного состава, ремонта вокзалов и ж/д путей как не было, так и не будет в ближайшее время", – считает Гаврилечко.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава обращает внимание на ещё один немаловажный нюанс – длительность транспортировки. Время прохождения одного судна по всему маршруту протяжённостью 2 тыс. км составит минимум две недели. Расстояние между крайними точками – Гданьском и Херсоном – по железной дороге примерно 1600 км, и по ней тот же груз можно доставить менее чем за трое суток, автомобили перевезут ещё оперативнее. Так что, отмечает Кава, этот проект никогда не окупится.
Инфраструктурные инициативы Гончарука: рейсы Киев-Москва
Экономист Александр Дудчак говорит, что планы о новом морском канале настолько же реальны, как и тоннель-хорда через толщу Земли напрямую в Австралию. "Почему бы и нет? Не намного фантастичнее, чем черноморско-балтийский канал. Если серьёзно, то никто этим заниматься не будет, конечно. А вот снять запрет прямого авиасообщеия между Киевом и Москвой – этого вполне можно ожидать. Ведь это может принести конкретную прибыль самому Игорю Валерьевичу (Игорь Коломойский, – ред.). Ну и простым людям облегчение: лишняя пересадка отпадёт. Кстати, и ж/д сообщение необходимо развивать – оно пользуется большим спросом. Но здесь важнее снизить цены, так как стоимость плацкарта Киев-Москва уже догнала цену авиаперелёта", – отмечает Дудчак.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напомнил, что из Днепра по Припяти и Западному Бугу действительно ходили речные суда ещё со времён Российской империи. "Теоретически можно осуществить замысел новой власти, но обращаю внимание на то, что этот канал, соединяющий реки с царской эпохи, уже более 40 лет не использовался и пришёл в абсолютную негодность. И тут такой любопытный нюанс: большая часть этого канала находится на территории Беларуси. Так вот: а Лукашенко (Александр Лукашенко, президент Беларусь, – ред.) вообще-то в курсе амбициозных планов Гончарука? Или наш премьер надеется в приказном порядке решить эту проблему с президентом соседней страны? Опять же гипотетически можно было создать международный консорциум, который вдруг согласился бы вложить в этот проект миллиарды долларов. Но тут возникает крохотный вопрос: а что, откуда, куда и на чём возить по этому водному пути?", – задается вопросом Охрименко.
Эксперт также отмечает, что можно попробовать перехватить часть грузов (стройматериалы, продукты и др.), которые сейчас перевозятся по Дунаю. Но это представляется маловероятным. Вот если бы о проекте заявила, например, Германия, то тогда у европейцев мог бы возникнуть интерес. А так, к сырому и непродуманному заявлению украинского премьера вряд ли кто-то прислушается.
Инфраструктурные инициативы Гончарука: фактор радиации
В качестве одного из аргументов в пользу своего детища авторы проекта заявляют, что он экологичен, ведь выброс углекислого газа будет значительного меньше, чем при тепловозной тяге и тем более в случае с автомобильным транспортом. Можно было бы возразить, что есть электровозы, но подвох совсем в другом. Часть водного пути пройдёт по реке Припять, в которую попало немало радиоактивных отходов во время аварии на Чернобыльской АЭС. И вся эта радиация пока "законсервирована" на дне реки под слоем ила. И при начале активного судоходства все эти отложения всплывут на поверхность. А ведь Припять – крупнейший приток Днепра, так что последствия будут со всеми вытекающими для всей Украины.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв уверен, что говоря о воздушном пассажирском сообщении с Россией, стоит отметить, что его, в самом деле, логично было бы восстановить.
"Как экономическая "санкция против РФ" данная мера абсолютно бессмысленна. Снизить пассажиропоток в Россию она также не в состоянии, так как граждане Украины едут туда по вполне объективным причинам (на заработки, к родственникам и друзьям), и необходимость трястись в поезде почти сутки или совершать пересадку при перелёте через Минск не в состоянии удержать их от поездок. Что касается "Балто-Черноморских каналов и коридоров", то эти проекты абсолютно бессмысленны исходя из простого факта: по ним нечего и некуда возить. Как правило, транспортные артерии проектируются на основе необходимости доставки определённого вида грузов в соответствующие пункты назначения. По такому принципу, например, проектировался новый шёлковый путь (исходя из нужд доставки китайского ширпотреба и электроники на рынки южной Европы). Насколько мне известно, на сегодняшний день не существует никаких товаров, которые нужно было бы в больших объёмах транспортировать из черноморского бассейна в балтийский, или в обратном направлении. А значит, идея транспортного коридора – не более, чем громкий и не вполне удачный пиар", – полагает Богатырёв.
Аналитик Сергей Саливон считает, что наличие или отсутствие авиасообщения с РФ вопрос политический. "В том числе, как я понимаю, из-за штрафов, которые до сих пор накладываются на российские авиакомпании, летающие в Симферополь. И непонятно, что делать с этими штрафами. Что же касается балтийско-черноморского канала, то речь, по сути, идёт о днепровско-бугском канале, который соединяет реки Припять и Западный Буг. В Советском Союзе было понятно, что по нему возить, поэтому в него вкладывали немало денег – земснаряды стояли через каждые несколько километров. Сейчас разговоры о нём – полная глупость, т.к. не только значительно обветшала имеющаяся инфраструктура, но и изменился климат. Припять в Турове переходят пешком, и притом, это не самое мелкое место. В общем, предложение премьера Гончарука – это отсутствие элементарного понимания ситуации и маниловщина в чистом виде", – отмечает Саливон.