Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
В планы премьер-министра Украины входит ремонт 15
аэропортов и пять портов. В то же время, в СМИ все чаще появляется информация о
том, что уже идут кулуарные переговоры о возобновлении авиасообщения между
Россией и Украиной, а Укрзализныця отремонтировала 3 плацкартных вагона, о чём сообщил
глава предприятия Евгений Кравцов.
"Нам
необходимо попробовать и соединить Балтийское и Черное моря. Это абсолютно
реально", – заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук во время Ялтинськой
ежегодной встречи (YES) в Киеве. Он также отметил, что у правительства уже есть
необходимый проект.
В
то же время, для осуществления планов правительства необходимо договориться с
Польшей и Беларусью, а также найти необходимые средства. Ориентировочная
стоимость водного "шёлкового пути" составляет около 13 миллиардов евро. Также
будет необходимо расчистить фарватеры и углубить дно четырёх рек: Висла, Западный
Буг, Припять, Днепр.
Соучредитель
аналитического центра "Украинская фабрика мысли" Юрий Гаврилечко заявляет, что
балто-черноморский водный гиперлуп – это очередные Нью-Васюки, за которыми не стоит
ничего, кроме громких слов. "Кулуарные переговоры о чём-либо (в том числе и о
восстановлении авиасообщения с РФ) могут идти сколько угодно, но до тех пор,
пока не будут достигнуты хоть какие-то вменяемые договорённости, например, в
нормандском формате, и не начнётся их выполнение, вряд ли самолёты начнут
летать между Киевом и Москвой. Что касается Укрзализныци, то её планируют
распродавать по частям, и поэтому никакой масштабной модернизации подвижного состава,
ремонта вокзалов и ж/д путей как не было, так и не будет в ближайшее время", – считает
Гаврилечко.
Бывший
заместитель министра инфраструктуры Александр Кава обращает внимание на ещё
один немаловажный нюанс – длительность транспортировки. Время прохождения
одного судна по всему маршруту протяжённостью 2 тыс. км составит минимум две
недели. Расстояние между крайними точками – Гданьском и Херсоном – по железной
дороге примерно 1600 км, и по ней тот же груз можно доставить менее чем за трое
суток, автомобили перевезут ещё оперативнее. Так что, отмечает Кава, этот проект
никогда не окупится.
Экономист
Александр Дудчак говорит, что планы о новом морском канале настолько же
реальны, как и тоннель-хорда через толщу Земли напрямую в Австралию. "Почему бы
и нет? Не намного фантастичнее, чем черноморско-балтийский канал. Если
серьёзно, то никто этим заниматься не будет, конечно. А вот снять запрет
прямого авиасообщеия между Киевом и Москвой – этого вполне можно ожидать. Ведь
это может принести конкретную прибыль самому Игорю Валерьевичу (Игорь
Коломойский, – ред.). Ну и простым людям облегчение: лишняя пересадка отпадёт.
Кстати, и ж/д сообщение необходимо развивать – оно пользуется большим спросом.
Но здесь важнее снизить цены, так как стоимость плацкарта Киев-Москва уже
догнала цену авиаперелёта", – отмечает Дудчак.
Президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко напомнил, что из Днепра
по Припяти и Западному Бугу действительно ходили речные суда ещё со времён
Российской империи. "Теоретически можно осуществить замысел новой власти, но
обращаю внимание на то, что этот канал, соединяющий реки с царской эпохи, уже
более 40 лет не использовался и пришёл в абсолютную негодность. И тут такой
любопытный нюанс: большая часть этого канала находится на территории Беларуси.
Так вот: а Лукашенко (Александр Лукашенко, президент Беларусь, – ред.) вообще-то
в курсе амбициозных планов Гончарука? Или наш премьер надеется в приказном
порядке решить эту проблему с президентом соседней страны? Опять же
гипотетически можно было создать международный консорциум, который вдруг
согласился бы вложить в этот проект миллиарды долларов. Но тут возникает
крохотный вопрос: а что, откуда, куда и на чём возить по этому водному пути?",
– задается вопросом Охрименко.
Эксперт
также отмечает, что можно попробовать перехватить часть грузов (стройматериалы,
продукты и др.), которые сейчас перевозятся по Дунаю. Но это представляется
маловероятным. Вот если бы о проекте заявила, например, Германия, то тогда у
европейцев мог бы возникнуть интерес. А так, к сырому и непродуманному заявлению
украинского премьера вряд ли кто-то прислушается.
В
качестве одного из аргументов в пользу своего детища авторы проекта заявляют,
что он экологичен, ведь выброс углекислого газа будет значительного меньше, чем
при тепловозной тяге и тем более в случае с автомобильным транспортом. Можно
было бы возразить, что есть электровозы, но подвох совсем в другом. Часть
водного пути пройдёт по реке Припять, в которую попало немало радиоактивных
отходов во время аварии на Чернобыльской АЭС. И вся эта радиация пока "законсервирована"
на дне реки под слоем ила. И при начале активного судоходства все эти отложения
всплывут на поверхность. А ведь Припять – крупнейший приток Днепра, так что
последствия будут со всеми вытекающими для всей Украины.
Эксперт
Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырёв уверен,
что говоря о воздушном пассажирском сообщении с Россией, стоит отметить, что
его, в самом деле, логично было бы восстановить.
"Как
экономическая "санкция против РФ" данная мера абсолютно бессмысленна. Снизить
пассажиропоток в Россию она также не в состоянии, так как граждане Украины едут
туда по вполне объективным причинам (на заработки, к родственникам и друзьям),
и необходимость трястись в поезде почти сутки или совершать пересадку при
перелёте через Минск не в состоянии удержать их от поездок. Что касается
"Балто-Черноморских каналов и коридоров", то эти проекты абсолютно бессмысленны
исходя из простого факта: по ним нечего и некуда возить. Как правило,
транспортные артерии проектируются на основе необходимости доставки
определённого вида грузов в соответствующие пункты назначения. По такому
принципу, например, проектировался новый шёлковый путь (исходя из нужд доставки
китайского ширпотреба и электроники на рынки южной Европы). Насколько мне
известно, на сегодняшний день не существует никаких товаров, которые нужно было
бы в больших объёмах транспортировать из черноморского бассейна в балтийский,
или в обратном направлении. А значит, идея транспортного коридора – не более,
чем громкий и не вполне удачный пиар", – полагает Богатырёв.
Аналитик
Сергей Саливон считает, что наличие или отсутствие авиасообщения с РФ вопрос
политический. "В том числе, как я понимаю, из-за штрафов, которые до сих пор
накладываются на российские авиакомпании, летающие в Симферополь. И непонятно,
что делать с этими штрафами. Что же касается балтийско-черноморского канала, то
речь, по сути, идёт о днепровско-бугском канале, который соединяет реки Припять
и Западный Буг. В Советском Союзе было понятно, что по нему возить, поэтому в
него вкладывали немало денег – земснаряды стояли через каждые несколько
километров. Сейчас разговоры о нём – полная глупость, т.к. не только значительно
обветшала имеющаяся инфраструктура, но и изменился климат. Припять в Турове
переходят пешком, и притом, это не самое мелкое место. В общем, предложение
премьера Гончарука – это отсутствие элементарного понимания ситуации и
маниловщина в чистом виде", – отмечает Саливон.
Новости партнеров
Новости