Увеличение прожиточного минимума вдвое: насколько это реально и к чему приведет

Мнения экспертов разделились: в то время как одни считают, что бюджет этого не вынесет, другие уверены, что при проведении реальных реформ это возможно

Увеличение прожиточного минимума вдвое: планы есть, денег нет

О том, что Министерство финансов и Министерство социальной политики планируют пересмотреть размер прожиточного минимума, на днях заявила глава Минфина Оксана Маркарова, добавив, что в главной смете страны нужно указывать реальные показатели, и потому они совместно с Минсоцполитики будут работать над пересмотром и установлением реального прожиточного минимума.

Спустя несколько дней после выступления главы Минфина, Кабмин внес предложение поднять заложенный в госбюджете прожиточный минимум вдвое – до 4,5 тыс. грн. Об этом заявила представитель правительства в Верховной Раде Ирина Верещук, которую цитируют СМИ.

По ее словам, нынешний прожиточный минимум – "это очень мало", и правительство сосредоточило внимание именно на этом показателе, поскольку к нему привязаны тарифные сетки и разряды. Дело, по словам Верещук, "остается за малым": найти для этого деньги и заложить их в бюджет.

Увеличение прожиточного минимума: к чему привязаны социальные стандарты

Напомним, что до 2017 года прожиточный минимум и минимальная зарплата шли рука об руку, но потом их пути разошлись. С 1 января 2017 года минимальная зарплата в Украине выросла вдвое (до 3200 грн.) и была "отвязана" от прожиточного минимума, который с 1 января 2017-го составил 1544 грн. (для трудоспособных – 1600 грн.).

На сегодняшний день прожиточный минимум в Украине составляет 1936 грн., с 1 декабря он поднимется до 2027 грн. А проект бюджета-2020 предусматривает увеличение прожиточного минимума на протяжении следующего года дважды: с 1 июля – до 2118 грн., а с 1 декабря – до 2189 грн.

При этом минимальная зарплата в Украине с 1 января 2019 года составляет 4173 грн.

О том, что все социальные выплаты в стране (минимальная пенсия, пособие по безработице, выплаты многодетным и малообеспеченным семьям, пособие одиноким матерям, выплаты детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки и т.д.) привязаны не к минимальной зарплате, а именно к прожиточному минимуму, ранее напомнил на своей странице в Facebook экономист Виктор Скаршевский.


Что касается минималки, то она никакого отношения к социальным стандартам не имеет и служит лишь базой для начисления налогов (единый налог, ЕСВ) и штрафов за нарушение трудового законодательства.

"До 2017 года прожиточный минимум был практически равен минимальной зарплате и составлял порядка 92-97% от минимальной зарплаты, что вполне логично, – констатирует экономист. – С начала 2017 года прожиточный минимум стал вдвое ниже минимальной зарплаты (46-48% от минзарплаты)".

Поэтому, резюмировал Скаршевский, когда прежнее правительство, ссылаясь на двукратное повышение минималки, заявляло о повышении социальных стандартов, оно занималось манипуляциями. Ведь, как уже было сказано выше, соцвыплаты привязаны не к минимальной зарплате, а к прожиточному минимуму.

Увеличение прожиточного минимума вдвое: за и против

Насколько выполнимы обещания правительства поднять прожиточный минимум вдвое? Большинство экспертов, опрошенных изданием "Комментарии", к такой возможности отнеслись скептически, поясняя: для начала нужно обеспечить реальный рост экономики, а уже потом говорить о росте прожиточного минимума.

"Когда рост экономики страны, связан исключительно с административным поднятием тарифов и сложившейся конъюнктурой на мировых рынках, а не подъемом реального сектора, это однозначно грозит ростом инфляции выше ожидаемых показателей, – говорит экономист Владислав Банков. – При отсутствии соответствующего роста, говоря упрощенно, есть два механизма финансирования таких выплат: взять в долг (что мы сегодня наблюдаем с ОВГЗ) или напечатать. Выбранный нашим правительством вариант по сути является созданием финансовой  пирамиды, при котором дефолт – это лишь вопрос времени. На мой взгляд, самое правильное сегодня – провести секвестр бюджета пропорционально ненаполнению, а не наращивать обязательства под фантастические проценты. Тем более, что огромный кредит доверия новой власти позволяет это сделать без каких-либо социальных последствий".

По словам экономического эксперта Украинского института будущего Даниила Монина, написать и "переиграть" можно все, что угодно, но остается главный вопрос: за счет чего будут платить пенсии? Эксперт напоминает, что согласно действующему законодательству, пенсия не может быть ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных.

"Сейчас при средней пенсии в 3200-3300 грн. на следующий год расходы на пенсии составляют 442 млрд грн., – приводит цифры Монин. – Если прожиточный минимум поднимется вдвое, средняя пенсия будет выше 5 тыс. грн., а это чистой воды популизм".

О том, что бюджет рост двукратный рост прожиточного минимума просто не потянет, говорит и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

"Одно дело, если поднимать прожиточный минимум постепенно – например, достичь озвученных показателей за три года, это вполне реально, – считает Охрименко. – Если же это сделать резко, для выплат пенсий в Пенсионный фонд нужно будет залить еще порядка 360 млрд грн. – такой суммы физически нет, бюджет этого не вынесет. Так что все подобные обещания невыполнимы, очередная маниловщина".  

В то же время аналитик Алексей Кущ считает, что обещания правительства выполнимы и абсолютно реальны, и для их выполнения необходимо реализовывать два акцента экономической и бюджетной политики: концепция роста и социальная инклюзия ВВП, то есть его равномерное распределение между основными социальными группами.

"Концепция социальной рыночной экономики или рейнского капитализма заключается в либерализации предпринимательской среды при условии социальной ответственности бизнеса, – говорит Алексей Кущ. – К примеру, у нас через ВВП распределяется менее половины трудовых доходов, в то время как в других странах – 70-80%. Даже в РФ – более 80%. Большая часть экономической ренты присваивается финансово-промышленными группами, социальной инклюзии роста валового продукта у нас нет. Это означает, что он может вырасти и на 40% за пять лет, но общество этого практически не почувствует".

Увеличение рентных платежей, акцизов, введение экспортных пошлин на сырье и полуфабрикаты, пересмотр модели возмещения НДС экспортерам сырья, реформа таможни, снижение уровня коррупции и одновременно снижение подоходного налога, отмена военного сбора, снижение ЕСВ, и налога на прибыль, введение сниженной ставки НДС на социальные продукты и услуги, пересмотр модели ценообразования на газ украинской добычи, снижение тарифов... Если все это сделать, говорит Алексей Кущ, то вдвое можно повысить если не прожиточный минимум, то качество жизни украинцев – точно. 

Источник: https://comments.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться