Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
О том, что Министерство финансов и Министерство
социальной политики планируют пересмотреть размер прожиточного минимума, на
днях заявила глава Минфина Оксана Маркарова, добавив, что в главной смете
страны нужно указывать реальные показатели, и потому они совместно с
Минсоцполитики будут работать над пересмотром и установлением реального
прожиточного минимума.
Спустя несколько дней после выступления главы
Минфина, Кабмин внес предложение поднять заложенный в госбюджете прожиточный
минимум вдвое – до 4,5 тыс. грн. Об этом заявила представитель правительства в
Верховной Раде Ирина Верещук, которую цитируют СМИ.
По ее словам, нынешний прожиточный минимум – "это
очень мало", и правительство сосредоточило внимание именно на этом показателе,
поскольку к нему привязаны тарифные сетки и разряды. Дело, по словам Верещук, "остается
за малым": найти для этого деньги и заложить их в бюджет.
Напомним, что до 2017 года прожиточный минимум
и минимальная зарплата шли рука об руку, но потом их пути разошлись. С 1 января
2017 года минимальная зарплата в Украине выросла вдвое (до 3200 грн.) и была "отвязана"
от прожиточного минимума, который с 1 января 2017-го составил 1544 грн. (для
трудоспособных – 1600 грн.).
На сегодняшний день прожиточный минимум в
Украине составляет 1936 грн., с 1 декабря он поднимется до 2027 грн. А проект
бюджета-2020 предусматривает увеличение прожиточного минимума на протяжении
следующего года дважды: с 1 июля – до 2118 грн., а с 1 декабря – до 2189 грн.
При этом минимальная зарплата в Украине с 1
января 2019 года составляет 4173 грн.
О том, что все социальные выплаты в стране (минимальная пенсия, пособие по безработице, выплаты многодетным и малообеспеченным семьям, пособие одиноким матерям, выплаты детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки и т.д.) привязаны не к минимальной зарплате, а именно к прожиточному минимуму, ранее напомнил на своей странице в Facebook экономист Виктор Скаршевский.
Что касается минималки, то она никакого
отношения к социальным стандартам не имеет и служит лишь базой для начисления
налогов (единый налог, ЕСВ) и штрафов за нарушение трудового законодательства.
"До 2017 года прожиточный минимум был
практически равен минимальной зарплате и составлял порядка 92-97% от минимальной
зарплаты, что вполне логично, – констатирует экономист. – С начала 2017 года
прожиточный минимум стал вдвое ниже минимальной зарплаты (46-48% от минзарплаты)".
Поэтому, резюмировал Скаршевский, когда прежнее
правительство, ссылаясь на двукратное повышение минималки, заявляло о повышении
социальных стандартов, оно занималось манипуляциями. Ведь, как уже было сказано
выше, соцвыплаты привязаны не к минимальной зарплате, а к прожиточному
минимуму.
Насколько выполнимы обещания правительства
поднять прожиточный минимум вдвое? Большинство экспертов, опрошенных изданием "Комментарии",
к такой возможности отнеслись скептически, поясняя: для начала нужно обеспечить
реальный рост экономики, а уже потом говорить о росте прожиточного минимума.
"Когда рост экономики страны, связан исключительно
с административным поднятием тарифов и сложившейся конъюнктурой на мировых
рынках, а не подъемом реального сектора, это однозначно грозит ростом инфляции выше
ожидаемых показателей, – говорит экономист Владислав Банков. – При отсутствии
соответствующего роста, говоря упрощенно, есть два механизма финансирования
таких выплат: взять в долг (что мы сегодня наблюдаем с ОВГЗ) или напечатать.
Выбранный нашим правительством вариант по сути является созданием
финансовой пирамиды, при котором дефолт
– это лишь вопрос времени. На мой взгляд, самое правильное сегодня – провести секвестр
бюджета пропорционально ненаполнению, а не наращивать обязательства под
фантастические проценты. Тем более, что огромный кредит доверия новой власти позволяет
это сделать без каких-либо социальных последствий".
По словам экономического эксперта Украинского
института будущего Даниила Монина, написать и "переиграть" можно все, что
угодно, но остается главный вопрос: за счет чего будут платить пенсии? Эксперт
напоминает, что согласно действующему законодательству, пенсия не может быть
ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных.
"Сейчас при средней пенсии в 3200-3300 грн. на
следующий год расходы на пенсии составляют 442 млрд грн., – приводит цифры
Монин. – Если прожиточный минимум поднимется вдвое, средняя пенсия будет выше 5
тыс. грн., а это чистой воды популизм".
О том, что бюджет рост двукратный рост
прожиточного минимума просто не потянет, говорит и президент Украинского
аналитического центра Александр Охрименко.
"Одно дело, если поднимать прожиточный минимум
постепенно – например, достичь озвученных показателей за три года, это вполне
реально, – считает Охрименко. – Если же это сделать резко, для выплат пенсий в
Пенсионный фонд нужно будет залить еще порядка 360 млрд грн. – такой суммы
физически нет, бюджет этого не вынесет. Так что все подобные обещания
невыполнимы, очередная маниловщина".
В то же время аналитик Алексей Кущ считает,
что обещания правительства выполнимы и абсолютно реальны, и для их выполнения необходимо
реализовывать два акцента экономической и бюджетной политики: концепция роста и
социальная инклюзия ВВП, то есть его равномерное распределение между основными
социальными группами.
"Концепция социальной рыночной экономики или
рейнского капитализма заключается в либерализации предпринимательской среды при
условии социальной ответственности бизнеса, – говорит Алексей Кущ. – К примеру,
у нас через ВВП распределяется менее половины трудовых доходов, в то время как
в других странах – 70-80%. Даже в РФ – более 80%. Большая часть экономической
ренты присваивается финансово-промышленными группами, социальной инклюзии роста
валового продукта у нас нет. Это означает, что он может вырасти и на 40% за
пять лет, но общество этого практически не почувствует".
Увеличение рентных платежей, акцизов, введение
экспортных пошлин на сырье и полуфабрикаты, пересмотр модели возмещения НДС
экспортерам сырья, реформа таможни, снижение уровня коррупции и одновременно
снижение подоходного налога, отмена военного сбора, снижение ЕСВ, и налога на
прибыль, введение сниженной ставки НДС на социальные продукты и услуги,
пересмотр модели ценообразования на газ украинской добычи, снижение тарифов... Если
все это сделать, говорит Алексей Кущ, то вдвое можно повысить если не
прожиточный минимум, то качество жизни украинцев – точно.
Новости партнеров
Новости