Трёхсторонние переговоры по газу: перспективы и прогнозы

Эксперты говорят, что, вероятнее всего, во время трехсторонних газовых переговоров 28 октября достичь компромисса не удастся, но у сторон ещё есть время до Нового года

Трёхсторонние переговоры по газу: дата назначена

Трёхсторонние газовые переговоры между Еврокомиссией, Украиной и Россией запланированы на 28 октября. Об этом заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович в своем Twitter: "Рад провести следующий раунд трёхсторонних переговоров с Россией и Украиной 28 октября, опираясь на прогресс, достигнутый в начале этого месяца".

Как известно, во время последнего раунда трёхсторонних газовых переговоров в сентябре Украина, Россия и ЕС пришли к соглашению, что будущий контракт будет базироваться на законах и правилах Евросоюза. При этом нет никаких предварительных договорённостей ни по длительности контракта, ни по объёмам и тарифам. Напомним, что нынешний газовый контракт на транзит российского газа через Украину был заключён на 10 лет в 2009 году, и срок его действия истекает 31 декабря 2019 года. Стороны-подписанты предлагают свои условия для дальнейшего продления договора: в то время как Украина и ЕС настаивают на долгосрочном контракте, Россия хочет получить краткосрочный договор, до запуска "Северного потока - 2". В частности, Украина и Еврокомиссия предлагают России транспортировать по 60 млрд кубометров газа ежегодно на протяжении 10 лет. А РФ настаивает на продлении срока действия существующего соглашения на год с прокачкой 10-15 млрд кубов.

Трёхсторонние переговоры по газу: с известной долей пессимизма

Энергетический эксперт Дмитрий Марунич признаётся: у него относительно предстоящих переговоров ожидания самые пессимистические. "Поводов для компромисса мало, – отметил эксперт в беседе с изданием "Комментарии". – От разных сторон звучат противоречивые заявления, и пока непонятно, как они будут выполнены. Например, Россия настаивает на заключении "мирового соглашения" с "Нафтогазом" в отношении решений Стокгольмского арбитража, согласно которым российский "Газпром" должен украинской компании уже более 2,8 миллиарда долларов".

Напомним, что согласно условиям "мирового соглашения", которое предложила российская сторона, Украина и Россия должны отказаться от взаимных финансовых претензий.

"Понятно, что достичь по этому вопросу компромисса до 28 октября нереально, но у сторон ещё останется время для торгов до конца года", – отметил Марунич.

Если всё же договорённости не будут достигнуты, то определённые риски возникнут для всех сторон, продолжает эксперт. России, вероятнее всего, не удастся выдержать контрактные параметры, и это грозит огромными репутационными рисками. Не меньше может пострадать и реноме Киева – Европе вряд ли понравится мёрзнуть предстоящей зимой. Но при этом даже без подписания договора до конца зимы Украина протянет. А больше всего от отсутствия газа пострадают Приднестровье и балканские страны, прежде всего, Болгария.

"Задача РФ – подписать транзитный договор в пакете с обязательствами Украины покупать российский газ, плюс отказ от претензий к "Газпрому" в рамках Стокгольмского арбитража. Задача трудновыполнимая, особенно во второй части, – считает аналитик Алексей Кущ. – Именно поэтому РФ устроит и "разовый зимний пакет", в надежде, что "клиент дозреет" через год".

При этом эксперт считает, что ЕС может поддержать РФ и также выступить за подписание "разового пакета".

"России нужно продержаться до конца следующего года, когда будет запущен "Северный поток - 2", – говорит Кущ. – После этого объёмы прокачки через нашу трубу, даже если мы будем готовы на транзитный компромисс, уже не превысят 40-50 млрд кубометров. Задача Евросоюза примерно такая же – обеспечить спокойную зиму и низкие цены, то есть уговорить Украину на тот же "разовый пакет". Наш нынешний министр энергетики уже нашёл финансовый компромисс с "Нафтогазом" касательно модели анбандлинга и имеет карт-бланш на принятие указанных выше требований. В противном случае, Россия вполне может и перекрыть трубу".

В общем, наблюдаем типичную ситуацию, когда за непрофессионализм наших чиновников и государственных менеджеров государство расплачивается потерей стратегических позиций на переговорах, полагает эксперт.

Трёхсторонние переговоры по газу: до Нового года закрыть вопрос без нарушений нереально

По словам члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, сейчас нет никаких оснований ожидать результат. "Дело в том, что процесс сертификации оператора ГТС только-только начался, поэтому сторонам говорить не о чем, – считает эксперт. – Разве что обсуждать условия временного контракта на год, а там, как известно, позиции сторон разнятся. "Газпром" может согласиться на условия "Нафтогаза" относительно 60 млрд кубометров газа обязательного транзита плюс 30 млрд кубов бронирования, но не более чем на год. А "Нафтогазу" это как раз не подходит".

В то же время, если сертификацию в НКРЭКУ проведут за октябрь-ноябрь, то это может быть сделано исключительно за счёт "телефонного права", поскольку сама процедура сертификации занимает не менее четырёх месяцев, что в своё время признавали в НКРЭКУ. И уже потом сертификацией занимается энергетическое сообщество.

"Поэтому, если всё завершится до нового года, можно будет говорить об определённых нарушениях, – считает Юрий Корольчук. – Плюс, сертификация является не только проверкой на юридическое соответствие, но и на учёт всех рисков нового оператора на рынке газа ЕС.Вообще-то по-хорошему этот процесс занимает не менее года. Если закончат раньше, это означает, что Евросоюз торопится "застолбить" за собой право оперировать транзитным контрактом. То есть в новом договоре будут присутствовать европейские партнёры, и, значит, они смогут договориться с Россией о контракте на более длительный срок".

Впрочем, уточняет эксперт, вероятность такого варианта развития событий остаётся низкой, поскольку "Газпрому" выгоднее иметь контракт на год и решить все вопросы относительно "Северного потока - 2" и "Турецкого потока". А также не связываться с Украиной контрактом, который будет базироваться на ускоренной сертификации оператора, что впоследствии чревато определёнными рисками с передачей газа на границе.