Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Осень 2019 года оказалась на редкость
теплой, благодаря чему в стране удалось фактически отстрочить начало
отопительного сезона. Тем не менее, многие жители нашей страны уже опасаются
платежек за услуги ЖКХ в период отопительного сезона. Несмотря на то, что
власть уверяет, что все, кто нуждаются получат помощь на оплату коммунальных
услуг, количество субсидиантов с каждым годом только сокращается.
После резкого взлета цен на
жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) именно субсидии спасли правительство Арсения
Яценюка, а затем и Владимира Гройсмана от "коммунального Майдана". Яценюку это,
впрочем, не помогло. И его отставка проходила фактически под бурные
аплодисменты украинцев, считающих, что именно он виноват в ставшей для многих
непосильной плате за коммуналку. Прежде всего за отопление. Причем это недовольство
проецировалось и на партию экс-премьера, "Народный фронт". Как результат – она
фактически ушла в небытие.
Между тем, "спасительный круг"
субсидий стараниями властей медленно, но верно сдувался. Сокращался и размер
помощи, и количество получателей.
Очередной "привет" передали минувшей
весной, когда правительство приняло постановление, заметно сократившее объем
финансирования программы по предоставлению субвенций местным бюджетам на
предоставление льгот и субсидий населению на оплату ЖКУ.
К тому же, в мае начался процесс
переназначения субсидий. И если трем миллионам домохозяйств перерасчет обещали сделать
автоматически, то остальным субсидиантам следовало обновить заявление и
декларацию о доходах.
Так, в управления соцзащиты населения
(УСЗН) необходимо было обратиться:
- арендаторам жилья;
— внутренне перемещенным лицам (ВПЛ);
— семьям, которым субсидия была назначена не на всех зарегистрированных, а на
фактически проживающих в квартире лиц;
— семьям, в которых есть неработающие люди трудоспособного возраста, если у них
либо отсутствуют доходы, либо они меньше минимальной зарплаты;
— гражданам, у которых в течение года произошли изменения в составе семьи.
Всё это, наряду с монетизацией
субсидий, является фактическим ситом для отсеивания тех, кто, по мнению правительства, может прожить и без госпомощи. И ячейки в сите становятся всё
мельче.
Отметим, что процедура оформления
субсидии для возмещения расходов на оплату ЖКУ (равно как их расчет) – дело
непростое и в какой-то мере тоже является способом экономии со стороны
государства.
Результат налицо: за прошлый год
число домохозяйств в Украине, которым были назначены субсидии на
жилищно-коммунальные услуги, сократилось на четверть (по данным Государственной
службы статистики, в январе-декабре 2018 года назначены субсидии 6537,7 тыс.
домохозяйств), а за 8 месяцев этого года (январь-август) за субсидиями
обратилось около 2,5 млн домохозяйств, что на 41,4% меньше, чем за аналогичный
период прошлого года.
Правда средний размер назначенной в
августе 2019 года субсидии на оплату ЖКУ на одно украинское домохозяйство
увеличился на 46,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года – до 141,8
грн. Столь скромная сумма поясняется тем, что в нее не включены услуги
отопления. Соответствующие субсидии начнут назначать с 15 октября – на будущий
отопительный сезон. В Минсоцполитики заявили, что не планируют пересматривать
порядок расчета субсидий, размер которой должен составлять разницу между
размером платежки и тем, сколько от соответствующего размера доходов гражданин
должен платить (в среднем – 10%). К примеру, если доход 3000 грн., то 10% — это
300 грн. Остальное – субсидия.
Хоть в Кабмине уверяют, что на оплату
коммунальных услуг не должно уходить больше 15% доходов (если затраты превышают
этот уровень, необходима господдержка), фактически ЖКУ, особенно в отопительный
период, "съедают" у некоторых семей значительную часть бюджета.
Согласно последним правительственным
решениям и законодательству Украины, право на получение государственной
субсидии имеют семьи, чьи расходы на оплату ЖКУ (в пределах установленных норм
потребления и с учетом льгот) превышают размер обязательного процента платежа.
Сумма платежа для каждого домохозяйства определяется индивидуально и зависит от
совокупного дохода семьи.
Среди нововведений правительства – временная
отмена льгот на квартиру. То есть, на период получения субсидии гражданам,
имеющим льготы на оплату ЖКУ, они начисляться не будут. Расчет же субсидии будет
производиться с учетом льгот на оплату услуг, а объем обязательного платежа за ЖКУ
будет зависеть исключительно от доходов семьи.
Жилищно-коммунальная субсидия
оформляется на одного из зарегистрированных членов домохозяйства (семьи), на
имя которого открыты лицевые счета на оплату коммунальных услуг. При этом остальные
члены домохозяйства для назначения субсидии должны подтвердить свое согласие на
доступ и обработку персональных данных. Квартиросъемщики, которые оплачивают
коммунальные услуги в соответствии с договором аренды, также имеют право на
предоставление субсидии.
Право на получение субсидии наличными
на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива
предоставляется тем гражданам, чье жилье не обеспечивается электро-, тепло- или
газоснабжением для обогрева. Если жилые помещения отапливаются одновременно
несколькими способами (тепловая энергия и/или природный газ и/или
электроэнергия), субсидия назначается и выплачивается только на один вид
топлива.
После весенних нововведений Кабмина примерно
15-20% субсидиантов лишаются льгот на услуги ЖКХ. В их числе:
- арендодатели, которые не
задекларировали доходы от сдачи имущества в аренду;
— лица, которые совершили единовременную покупку или оплатили услуги стоимостью
более 50 тыс. грн.;
— собственники авто, со дня выпуска которых прошло менее пяти лет (исключение
составляют мопеды или машины, выданные соцорганами);
— лица, которые в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией получили
наследство или иным законным способом приобрели право собственности на
земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство;
— должники по оплате ЖКУ, общая сумма задолженности которых превышает 20
необлагаемых минимумов доходов граждан (на данный момент – 340 грн.);
— собственники жилых помещений с большой квадратурой: площадь квартиры
превышает
— лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на
учете в Центре занятости как безработные (таким гражданам УСЗН автоматически
зачисляют в доход три прожиточных минимума, значительно снижая вероятность
начисления субсидии).
17 октября Верховная Рада приняла во
втором чтении (и в целом) закон "О верификации и мониторинге государственных
выплат". Целью его принятия названо "повышение адресности государственных
выплат, содействие развитию системы социального обеспечения, а также обеспечение
эффективного использования бюджетных средств". Проще говоря – грядет ревизия
получателей соцвыплаты, результатом которой станет их сокращение.
Политолог,
сотрудник Международного центра перспективных исследований (МЦПД) Максим
Степаненко пояснил изданию "Комментарии", что нардепы, приняв этот закон, устанавливает
правовые рамки, необходимые для проведения верификации абсолютно всех
социальных выплат, которые финансируются за счет государственного, местных
бюджетов, фондов общеобязательного государственного и пенсионного страхования.
"То есть, предметом пересмотра станут
действительно ВСЕ формы социальных выплат, а не только субсидий, как это иногда
трактуется в обществе, – подчеркивает эксперт. – Основная идея и логика данного
закона проста и с ней сложно спорить: социальные выплаты должны получать только
те слои населения, которые имеют на это право и реальную необходимость в них.
Таким образом государство может сэкономить существенную сумму, которую сейчас
даже сложно даже вообразить, так как речь идет о всех видах социальных выплат".
Кроме того, отмечает Степаненко, закон
предусматривает возможность ретроспективных проверок за прошедшие три года. И если
будет установлено, что гражданин получал социальные выплаты, не имея на то
право, государство может требовать вернуть данные суммы, в том числе в судебном
порядке.
Разделяя общую логику необходимости
усовершенствования процесса мониторинга социальных выплат, эксперт подчеркивает,
что закон создает достаточно широкие полномочия для субъектов социальных выплат.
"В первую очередь, это касается
вопроса о персональных данных реципиентов (получателей социальной помощи).
Закон не устанавливает обязательную необходимость предоставления согласия
реципиента на обработку собственных персональных данных, – поясняет политолог.
– То есть, без разрешения на то со стороны человека, соответствующие
государственные органы могут получать практически любую информацию, включая
паспортные данные, налоговый номер, место проживания и т.д. Государственные
органы даже могут поинтересоваться, а не лежит ли у вас на счету в банке
кругленькая сумма. Данные полномочия выглядят крайне дискриминационно даже не
смотря на "предохранители" от злоупотребления доступом к персональным данным,
которые заложены в законе".
Если учесть то, что персональные
данные людей будут находиться в фактической доступности у каждого органа,
который является субъектом предоставления соцвыплат, то можно будет получить за
взятку практически любую информацию о человеке.
"В этом контексте нельзя забывать о
том, что Украина находится в состоянии отражения военной агрессии РФ. А
ветераны АТО/ООС имеют право на разного рода социальные выплаты. Так что и их
данные также будут находится в потенциальной опасности оказаться в руках
спецслужб РФ. Соответственно, данный риск должен быть компенсирован высоким
уровнем защиты системы, которая будет хранить персональные данные людей", – резюмирует
Степаненко.
По мнению эксперта, украинская власть
(речь не только о действующей) в традиционной для себя манере ставит приоритет
в пользу своих целей, даже благих, часто забывая о правах человека.
Вероятно, просчитав экономию средств
в связи с очередным отсевом получателей помощи, в проекте госбюджета-2020 заложили
около 47,6 млрд грн на выплату льгот и субсидий. Это примерно на 8 млрд меньше,
чем планировалось ранее. Председатель парламентского комитета по вопросам
социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова аргументирует
такое урезание тем, что за последний год зарплаты в Украине якобы росли более быстрыми
темпами, чем инфляция.
Пятый президент Украины, глава фракции "Европейская солидарность" Петр Порошенко раскритиковал проект бюджета, заявив, в частности, что тот бьет по получателям субсидий.
Президент Центра антикризисных
исследований, зам. директора в Национальном институте стратегических
исследований Ярослав Жалило считает, что сокращение ассигнований на субсидии связно, прежде всего, с
ростом доходов домохозяйств (тогда как тарифы не увеличиваются).
"Из-за этого некоторые категории уже
выходят за рамки критериев начисления, а для других размер доначисления
уменьшается, – отмечает эксперт в комментарии нашему изданию. – Вместе с тем, и
упорядочивание порядка предоставления субсидий также необходимо. Не секрет, что
злоупотреблений в этой сфере достаточно, и связаны они прежде всего с
распространением незарегистированной занятости, а также с отсутствием регистрации
проживающих, в особенности – на съемных квартирах. Это упорядочивание также
может уменьшить количество субсидиантов".
При этом, по мнению Ярослава Жалило,
относительно небольшое сокращение суммы, предусмотренной на субсдидии, говорит
о том, что заметного сокращения численности получателей не ожидается.
"Пока не вполне понятно, учитывают ли
эти расчеты анонсированное повышение стоимости тепла на 30%. Если это повышение
все же состоится, сумма, необходимая для субсидий, непременно вырастет", – считает
эксперт.
Новости партнеров
Новости