Проблемы онлайн-шоппинга в мире и Украине
Онлайн-шоппинг во всем мире становится все популярнее. Не обошли тенденции и Украину, правда все не так уж гладко
Ожидается, что к концу текущего года рынок мировой
электронной коммерции достигнет объёма в 4 триллиона долларов. То есть сумму, в
2 раза превышающую капитализацию Apple и Microsoft. При этом торговля в
Интернете способна не только навсегда изменить привычки покупателей, но и может
всерьёз повлиять на ландшафт мегаполисов и их ритм жизни.
Онлайн-шоппинг в мегаполисах
Города-миллионники уже ощутили поступь прогресса. Как капли воды, которые частым падением точат гранит, ежедневный поток покупаемых в онлайн-магазинах товаров трансформирует инфраструктуру и благоустройство мегаполисов. Причём не совсем в лучшую сторону.
Так, по данным издания NewYorkTimes, в восьмимиллионном Нью-Йорке за день доставляется более 1,5 млн посылок. Каждое пятое из шести домохозяйств "Большого яблока" ежедневно получает что-нибудь из интернет-магазина. За 10 лет аппетиты онлайн-покупателей выросли в три раза и теперь они выписывают значительно больше посылок, чем частные предприятия.
Размер отправлений в данном случае не имеет значения – все они проходят одинаковые этапы сборки и транспортировки. В первую очередь, такой внушительный объём влияет на траффик. Почтовые грузовики нередко блокируют движение общественного транспорта и систематически нарушают ПДД (четыре флагманских службы доставки США – FedEx, FreshDirect, Peapod и UPS только за прошлый год "насобирали" по Нью-Йорку штрафов на 27 млн долл.), а скорость транспортного потока в самых оживлённых районах Манхэттена редко превышает крейсерскую скорость бегуна – 11 км/ч, что почти на четверть медленнее, чем 10 лет назад. Растёт количество грузовых автомобилей (+9,4% за 5 лет), и, соответственно, выбросов углекислого газа, объём которых за последние три десятилетия увеличился на 27%. Тем временем почтовые сервисы подчёркивают свою важную роль в жизни города и заявляют, что делают всё возможное для упрощения логистики.
Жёсткая конкуренция заставляет компании сокращать сроки доставки товаров клиентам от одного дня до нескольких часов, что тянет за собой необходимость строить складские помещения в непосредственной близости от "целевой аудитории". О покупке земли в центре речь естественно не идёт. Места для строительства многоуровневых складов подыскиваются в спальных районах, наподобие уже "облагороженного" таким образом участка Южного Бронкса, где из-за напряжённого траффика (около 15 тысяч грузовиков ежедневно) один из самых высоких показателей заболеваемости астмой в США. Собственники складских помещений обещают постепенно переходить на электромобили, но произойдёт это не ранее, чем через 2-3 года.
С потоком посылок в городе не справляется и жилищная инфраструктура. Многоквартирные дома явно не рассчитывались на приём огромного количества посылок, которые попросту негде хранить. Коробки складируются прямо на тротуарах или специальных стеллажах на улицах, а некоторые комплексы арендуют дополнительные помещения для размещения почтовой корреспонденции. В среднем через дом на 800 квартир каждый день проходит около 120 отправлений.
Власти Нью-Йорка наличие серьёзной проблемы не отрицают. Они говорят, что "точка невозврата" уже пройдена и вся система городской инфраструктуры нуждается в переосмыслении. Уже сейчас город пытается перенаправить большинство грузов на водные и железнодорожные линии. Также этим летом была запущена пилотная программа по сокращению парковочных мест для превращения освободившегося места во временные зоны разгрузки. Ещё один выход – перенос большей части грузоперевозок на ночное время суток и выходные дни, когда траффик не такой напряжённый.
Трудности, связанные с глобальным ростом электронной коммерции, касаются не только жителей "Большого яблока", но и любого мегаполиса в обоих полушариях земного шара. При этом способы борьбы с вызовом нового тысячелетия примерно одинаковы. Так, например, в Париже, Гамбурге и Лондоне посылки доставляются грузовиками на небольшие склады в черте городов в тёмное время суток, откуда уже днём их развозят на электрических трициклах или автофургонах.
Электронная коммерция в Украине
Несмотря на заметные темпы роста электронной коммерции в Украине, переживать по поводу грядущих коллапсов инфраструктуры из-за нескончаемого потока посылок в нашей стране ещё рановато. В отчёте о развитии интернет-ритейла в мире Всемирного объединения ассоциаций электронной коммерции Ecommerce Foundation за 2019 год места для Украины к сожалению не нашлось. Доля отечественной э-коммерции, не превышающая 4-6% в общем объёме розничного рынка, слишком мала на фоне таких игроков как Великобритания и США с их 25% и 19% соответственно. И всё же многое говорит о том, что мировые тенденции не обойдут Украину.
Рост числа активных пользователей Интернета, который только в 2015 году увеличился на треть, привлёк к торговле в Сети продавцов одежды, продуктов питания и других товаров. Предприниматели быстро смекнули, что содержание интернет-магазина не требует дорогостоящей аренды помещений, содержание штата продавцов и других особенностей торговли в "оффлайне".
На сегодняшний день товарооборот на рынке электронной коммерции в Украине составляет около 65 млрд грн. Плюс 2,6 млрд грн. – заработок почтовых операторов на доставке приобретённых товаров и ещё почти миллиард гривен зарабатывают посредники при оплате онлайн. В тройку самых популярных в нашей стране зарубежных интернет-магазинов входят такие всемирно признанные гиганты как Amazon, AliExpress и eBay. Впрочем, есть и не менее востребованные отечественные площадки, предлагающие клиентам более дешёвую по сравнению с "забугорными" конкурентами доставку. Так, бесспорным лидером на рынке онлайн-ритейла уже долгое время остаётся магазин электроники Rozetka с 310 миллионами посещений за первое полугодие текущего года (пятью годами ранее рекордом было 100 млн. просмотров за год). На втором месте – электроника от Allo с 52 млн. просмотров пользователей, а на третьем – косметика и парфюмерия от MakeUp, собравшая на сайте 41 млн посетителей.
По данным дочернего филиала исследовательской компании GfK в Украине, количество постоянных интернет пользователей в нашей стране составляет около 20 млн человек. Из которых 36% – постоянные покупатели онлайн-магазинов. Чаще всего украинцы в Сети приобретают бытовую технику и электронику. Чуть реже – одежду. Далее идут косметика, обувь и аксессуары. При этом для отечественного потребителя в первую очередь важна цена товара, а уже потом он обращает внимание на наличие положительного опыта покупки и репутацию продавца.
Эксперты отмечают, что до насыщения рынка электронной коммерции в Украине ещё далеко. Конкуренция слаба, а темпы роста достаточно высоки. После падения объёмов торговли в 2015 году до 1,2 млрд долл., за прошедшее с тех пор время отрасль "отбила" докризисные показатели и достигла 3 млрд. долл. в нынешнем году. И поводов для спада этих темпов пока явно не предвидится.
Впрочем, проблемы мирового онлайн-шоппинга далеки от
украинских реалий. На пути развития е-коммерции в нашей стране стоит низкая
платежеспособность населения, неудобный интерфейс приложений, недостаточно
развитая система безналичных платежей, высокие комиссии за проведение
онлайн-операций и несовершенный закон "Об электронной коммерции".