Денег всем не хватит: каким стал бюджет-2020 ко второму чтению
Экономистов не впечатлила работа правительства над бюджетом-2020. Они констатируют: политика деиндустриализации страны продолжается
Бюджет-2020: только цифры
Проект государственного бюджета Украины на 2020 год уже подготовлен правительством ко второму чтению. В документе заложены расходы на будущий год в размете 1,195 трлн грн. (в первой версии документа – 1,170 трлн грн.), то есть рост по сравнению с 2019-м составляет 65,7 млрд грн.
На инфраструктуру запланировали выделить 73,7 млрд грн. (как отметил премьер, это – рекордная сумма для Украины), на здравоохранение – 113,3 млрд грн., на образование – 145,1 млрд грн. На обслуживание госдолга уйдет 141,5 млрд грн., социальную сферу – 293 млрд грн., в том числе без малого 50 млрд грн. на субсидии, 173 млрд грн. – на выплату пенсий и 806 млн грн. на надбавки одиноким пенсионерам.
Расходы на национальную безопасность и оборону составят 245,8 млрд грн., что на 33,8 млрд грн. больше, чем в 2019 году.
Дефицит госбюджета планируют снизить до 2%. Ожидается, что доходы от приватизации в следующем году составят 12 млрд грн., а легализация игорного бизнеса принесет еще 3 млрд грн. доходов.
Минимальная зарплата определена на уровне 4723 грн.
Бюджет-2020: на всех не хватит
Главное, что отмечают критики бюджета, так это то, что денег хватило не всем – в частности, по традиции не хватило учителям.
"Исходя из бюджета Украины на 2020 год, экономическими приоритетами нового правительства являются возвращение долгов, война и безопасность: эти две статьи отнимают 57% от всех расходов Бюджета-2020, – констатировал на своей странице в соцсети директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – На остаток средств финансируется содержание государственного аппарата, социальная сфера, точечные ремонты инфраструктуры и минимальная поддержка сельского хозяйства – надо же создать условия для экспорта продукции сельского хозяйства из страны. Только на инфляцию растут доходы граждан, но не всех, учителям не хватило. Сокращены субсидии, не снижены тарифы, отсутствуют точки роста экономики. Такой себе очередной "стабилизец".
Что касается субсидий, то здесь вообще больше вопросов, чем ответов. В частности, во время презентации проекта, премьер-министр Алексей Гончарук сообщил: в 2020-м денег на субсидии хватит, но для этого их придется "оптимизировать".
"Субсидии должны получать те, кто в них нуждается, семьи не должны тратить на оплату коммуналки более 15% своих доходов", – заявил премьер, добавив, что люди с большими домами, новыми машинами, а также те, кто три раза в год ездят за границу, не являются первыми в очереди на получение субсидий.
Учитывая, что правительство ранее ввело критерии для отказа в выдаче субсидий в виде дома площадью больше 200 квадратных метров и машины возрастом более 5 лет, поездки за границу в этом списке прозвучали "новой нотой". Не исключено, что в планах правительства контролировать количество въездов и выездов субсидиантов, но пока не понятен ни механизм контроля, ни то, станет ли этот критерий основанием для отказа предоставления субсидии.
Бюджет-2020: "в режиме нон-стоп"
Представляя бюджет на будущий год, украинский премьер напомнил, что в ближайшие два года страну ждут пиковые выплаты по долгам.
"Поэтому правительство работает сейчас 24/7 для того, чтобы подготовить страну к началу запуска экономики, для того чтобы экономика проснулась и в следующем году начала стремительно расти", – заявил Гончарук. И добавил, что правительство изыскивает резервы не в повышении налогов, а в борьбе с коррупцией, уменьшении теневого сектора экономики, повышении эффективности, уменьшении затрат на государство.
Правда, экспертов самоотверженная работа правительства не впечатлила.
"Премьер заявил, что работает в режиме 24/7, чтобы понять, как работает экономика и как обеспечить ее "рост", – поделился кратким впечатлением от просмотра презентации бюджета эксперт института GROWFORD Алексей Кущ. – В таком же режиме работает и мойка автомашин рядом с моим офисом. С одним лишь отличием: пользы от мойки больше. Кстати, зная ее владельца, могу с уверенностью сказать, что из него вышел бы более эффективный премьер, чем Гончарук".
По словам Алексея Куща, представленный документ представляет собой бюджет кредиторов и ликвидационной комиссии государства.
"Мы наблюдаем полное отсутствие новых смыслов, продолжение политики деиндустриализации и как производная – десоциализации, – отметил эксперт в беседе с изданием "Комментарии". – Где точки роста и окна входа для инвесторов? Где новая промышленная политика и фискальный маневр? Где новая инвестиционная стратегия как основа модели опережающего роста? Сколько было слов о теневой экономике, агрессивном налоговом планировании ФПГ и скрытых финпотоках таможни – где эти источники дополнительных поступлений в бюджет по пунктам? 3 миллиарда гривен от игорного бизнеса – это их "всё". Даже средства от продажи земли пойдут мимо, премьер сказал о "разовом эффекте" и возможности лишь закрыть дефицит платежного баланса, то есть никакой модели корреляции между поступлениями от продажи земли и доходами бюджета пока нет и не будет".
Вместо направления всех ресурсов на рост социального капитала (образование, наука, медицина) мы видим политику дисконтирования в ноль с соответствующими демографическими и миграционными последствиями, продолжает аналитик. Плюс отсутствие модели снижения тарифной нагрузки в условиях резкого падения мировых цен на природный газ. Вместо этого – угроза роста тарифов на электроэнергию для населения, замороженные социальные стандарты. А особенно интересно узнать имя "умника", который запланировал доходы от большой и малой приватизации в равных долях по 6 млрд грн. Это даже не политика Гройсмана, резюмировал Алексей Кущ, это типичная "яценомика", и премьер здесь просто приготовлен на "электоральное заклание".
Бюджет-2020: что с курсом
Согласно документу, средний курс гривны к доллару в 2020 году составит 27 грн./доллар. При этом в первом чтении проекта бюджета закладывался курс 28,2 грн./доллар.
По словам экономиста Андрея Мартынюка, несмотря на то, что курс, заложенный в бюджет, воспринимается подавляющим большинством населения как ориентир для обменных пунктов, смысл его совершенно в другом.
"Существующий механизм плавающего курса означает, что цену валюты на 100% не знает никто – мы можем говорить только о прогнозах, которые, возможно, сбудутся, а, возможно, и нет, – поясняет Мартынюк. – Что касается курса, заложенного в бюджет, то это не цель, которой надо добиться любой ценой, а технические ориентиры, например, для того, чтобы при планировании переводить будущие валютные доходы в гривну и наоборот".
Экономисты в очередной раз напоминают: сегодняшняя стабильность гривны кратковременна и обеспечивается притоком валюты в Украину. При этом не стоит обольщаться: об увеличении масштабов экспорта нашего сырья речь не идет. В реальности национальная валюта укрепляется исключительно продажей облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) под 17% годовых. То есть, следите за руками: валюта в страну заходит не за счет инвестиций или реализации нашей продукции за границу, а за счет того, что мы берем ее под большие проценты.
Радоваться этой стабильности осталось недолго: как только заемщики захотят взять свои деньги назад, пирамида рухнет и гривна обвалится. Причем эксперты, опрошенные изданием "Комментарии" не ограничились "бюджетным прогнозом", отметив, что курс вполне может откатиться ближе к 30 грн. за доллар.