Coinspot 25.01.2020

BTC/USD

8 932.30

ETH/USD

171.60

LTC/USD

61.89

НБУ 25.01.2020

USD/UAH

24.25

EUR/UAH

26.00

RUB/UAH

0.351

Рубрики

МЕНЮ

Главная Статьи Бизнес экономика Пенсии и прожиточный минимум в Украине решили разделить: к чему могут привести нововведения правительства
НОВОСТИ Все новости

Пенсии и прожиточный минимум в Украине решили разделить: к чему могут привести нововведения правительства

Украинцы с опаской ожидают новых пенсий

6 декабря 2019, 12:08
Автор:

• Татьяна Веремеева

Кабинет министров Украины поддержал предложение Министерства социальной политики и решил "отвязать" пенсии от прожиточного минимума. В то же время обещают привязать выплаты к "базовой величине", которую ежегодно должно определять правительство. До того, как эти нововведения начнут работать в нашей стране, Минсоцполитики должно разработать новый законопроект о пенсиях. Правда, в министерстве уверяют, что такой проект у них уже разработан.

Эксперты уверены, что "базовая величина" будет меньше прожиточного минимума, который с 1 декабря 2019 года составляет 2027 грн. Кроме того, они опасаются, что нововведения правительства приведут к снижению пенсий.

Прожиточный минимум и пенсии разошлись

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что фактически прожиточный минимум в нашей стране находится на уровне около 5000 грн., но правительство не сможет выплачивать пенсии в таком размере.

"Поэтому и возникла идея правильно посчитать прожиточный минимум, но отвязать от него пенсию. В результате прожиточный минимум будет 5000 гривен, а пенсия – 2000 гривен", ­– считает Александр Охрименко.

Директор департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон для того, чтобы ответить на этот вопрос, зачем нужна эта "базовая величина", предлагает посмотреть ретроспективу.

"Понятия "минимальная зарплата" и "прожиточный минимум" появились у нас с начала 2000-х годов. Изначально минимальная зарплата была меньше прожиточного минимума и власти стремились сократить разрыв, чтобы формально обеспечить прожиточный минимум хотя бы для работающих граждан. И этот прожиточный минимум сначала имел какое-то отношение к реальности", – говорит эксперт.

Саливон также отмечает, что по мере того, как разрыв между установленной величиной прожиточного минимума и реальностью увеличивался, минимальная зарплата стала догонять его по величине.

"Перемога", когда эти две величины сравнялись, случилась в середине 2009 года в бытность главой правительства Юлии Тимошенко. Разумеется, "перемога" на самом деле означала постепенное сворачивание социальности государства Украина. Вплоть до 2017 года величина минимальной зарплаты лишь немного опережала величину прожиточного минимума, а социальный смысл последнего терялся все больше. Наконец, в 2017 году правительство Владимира Гройсмана придумало "ход конем": резко увеличить минимальную зарплату (с которой взимается НДФЛ и ЕСВ) при минимальном пересмотре величины прожиточного минимума (на основе которого рассчитываются социальные платежи). С тех пор минимальная зарплата стала опережать размер прожиточного минимума более чем в 2 раза. Ну а сам термин "прожиточный минимум" в приложении к его величине стал звучать совсем уж нелепо. Очевидно, что продолжая ликвидацию социальности, новая власть хочет уйти от этой нелепицы, привязав выплаты к чему-то, что не обеспечивает возможности выживать ни на деле, ни даже на словах", – говорит Сергей Саливон.

Пенсии и прожиточный минимум: не все так плохо

Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин полагает, что в данном случае речь идет как раз о возможности увеличить уровень пенсий.

"Думаю, что корректировка солидарной системы, по мнению власти, должна привести к повышению минимальных доходов пенсионеров. Скорее всего, имеются в виду доплаты тем, кто получает минимальную пенсию. Но в данном случае, конечно, палка о двух концах. Во-первых, это требует дополнительных средств. Во-вторых, минимальная пенсия назначается не просто так: многие, кто ее получают, либо не трудились вовсе, либо работали в теневой экономике. У нас 10 миллионов платят пенсионные взносы при 20 миллионах трудоспособных не пенсионного возраста. Это означает, что половина не делают эти взносы", – говорит Монин.

Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, в свою очередь, заявляет, что на самом деле ситуация намного сложнее.

"Да, есть у правительства желание оторвать не только минимальную пенсию, но и другие социальные платежи от прожиточного минимума. И природа этого желания очень понятна. Число, заложенное в бюджет-2020, хоть и называется "прожиточный минимум", таковым не является от слова совсем. Минсоцполитики каждый месяц публикует фактический прожиточный минимум, исходя из действующих цен, и он равняется 4300 гривен. Федерация профсоюзов посчитала этот же минимум, основываясь на конвенции международной организации труда, к которой присоединилась Украина, и у нее вышло вообще 5500 гривен. А в бюджете, напомню, 2100 гривен. Поэтому, так как нет денег, то правительство решило, что это число в бюджете не будет называть прожиточным минимумом, а обзовет по-другому. Но тут проблема в Конституции Украины: государство обязано пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам обеспечить социальные выплаты, достаточные для выживания. А они привязаны именно к числу, заложенному в бюджете. Незадача, однако!", – говорит Пендзин.

Экономист Александр Гаврутенко акцентирует внимание на том, что в Конституции Украины, в статье 46 прямо указывается, что пенсии должны быть не ниже установленного прожиточного минимума, поэтому "отвязать" размер пенсий от этого показателя будет достаточно трудно. Тем более – "реформировать" систему в сторону сужения объемов прав граждан на социальные гарантии, что также противоречит нашему основному закону.

"Что касается поиска критериев, которые не нарушают гарантированные Конституцией права, а обеспечивают их более логично, справедливо и в соответствии с современными социально-экономическими условиями в стране, то здесь, несомненно, могут быть различные инициативы, которые стоит рассматривать и внедрять. Логика действующей пенсионной системы в ее солидарной части включает элементы стимулирования эффективности трудовой деятельности граждан. То есть, дублируются функции накопительной системы, смысл которой только в этом и заключается. Поэтому солидарная система на сегодня остается сложной, запутанной и часто дискредитационной и несправедливой, а накопительная при этом – бесперспективной, и, по сути, лишней. Как только в солидарной системе останутся только выплаты по возрасту или по потере трудоспособности, а зависимость размера пенсии от трудовых заслуг перейдет в накопительную, тогда можно будет считать, что реформа состоялась. Пока же об этом нет даже разговора, а значит смысл "реформ" будет оставаться в старом добром поиске "оптимальных" показателей и соотношений для определения размеров общегосударственной пенсий. А это дело неблагодарное и неподъемное для любого правительства, а, тем более, для технократического и либертарианского", – отмечает Гаврутенко.

Напомним, с 1 декабря прожиточный минимум согласно закону "О Государственном бюджете на 2019 год", в Украине был увеличен и, соответственно, размер минимальной пенсии также.

Согласно документу, прожиточный минимум в Украине составляет:

- для детей в возрасте до 6 лет – 1779 грн., от 6 до 18 лет – 2218 грн.;
- для трудоспособных граждан – 2102 грн.;
- для граждан, утративших трудоспособность – 1638 грн.

На фоне этих нововведений, с 1 декабря вырос и размер минимальной пенсии – на 74 грн. Теперь украинцы, находящиеся на заслуженном отдыхе будут получать 1638 грн. в месяц, как минимум.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://comments.ua

Новости партнеров

Новости

????????...