Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Кабинет
министров Украины поддержал предложение Министерства социальной политики и
решил "отвязать" пенсии от прожиточного минимума. В то же время обещают
привязать выплаты к "базовой величине", которую ежегодно должно определять
правительство. До того, как эти нововведения начнут работать в нашей стране,
Минсоцполитики должно разработать новый законопроект о пенсиях. Правда, в
министерстве уверяют, что такой проект у них уже разработан.
Эксперты
уверены, что "базовая величина" будет меньше прожиточного минимума, который с 1
декабря 2019 года составляет 2027 грн. Кроме того, они опасаются, что
нововведения правительства приведут к снижению пенсий.
Президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что фактически
прожиточный минимум в нашей стране находится на уровне около 5000 грн., но
правительство не сможет выплачивать пенсии в таком размере.
"Поэтому и возникла идея правильно посчитать прожиточный минимум, но отвязать от
него пенсию. В результате прожиточный минимум будет 5000 гривен, а пенсия – 2000
гривен", – считает Александр Охрименко.
Директор
департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон для того, чтобы ответить
на этот вопрос, зачем нужна эта "базовая величина", предлагает посмотреть
ретроспективу.
"Понятия
"минимальная зарплата" и "прожиточный минимум" появились у нас с начала 2000-х
годов. Изначально минимальная зарплата была меньше прожиточного минимума и
власти стремились сократить разрыв, чтобы формально обеспечить прожиточный
минимум хотя бы для работающих граждан. И этот прожиточный минимум сначала имел
какое-то отношение к реальности", – говорит эксперт.
Саливон
также отмечает, что по мере того, как разрыв между установленной величиной
прожиточного минимума и реальностью увеличивался, минимальная зарплата стала догонять
его по величине.
"Перемога",
когда эти две величины сравнялись, случилась в середине 2009 года в бытность
главой правительства Юлии Тимошенко. Разумеется, "перемога" на самом деле
означала постепенное сворачивание социальности государства Украина. Вплоть до
2017 года величина минимальной зарплаты лишь немного опережала величину
прожиточного минимума, а социальный смысл последнего терялся все больше.
Наконец, в 2017 году правительство Владимира Гройсмана придумало "ход конем":
резко увеличить минимальную зарплату (с которой взимается НДФЛ и ЕСВ) при
минимальном пересмотре величины прожиточного минимума (на основе которого
рассчитываются социальные платежи). С тех пор минимальная зарплата стала
опережать размер прожиточного минимума более чем в 2 раза. Ну а сам термин "прожиточный
минимум" в приложении к его величине стал звучать совсем уж нелепо. Очевидно, что
продолжая ликвидацию социальности, новая власть хочет уйти от этой нелепицы,
привязав выплаты к чему-то, что не обеспечивает возможности выживать ни на
деле, ни даже на словах", – говорит Сергей Саливон.
Экономический
эксперт Украинского института будущего Даниил Монин полагает, что в данном
случае речь идет как раз о возможности увеличить уровень пенсий.
"Думаю,
что корректировка солидарной системы, по мнению власти, должна привести к
повышению минимальных доходов пенсионеров. Скорее всего, имеются в виду доплаты
тем, кто получает минимальную пенсию. Но в данном случае, конечно, палка о двух
концах. Во-первых, это требует дополнительных средств. Во-вторых, минимальная
пенсия назначается не просто так: многие, кто ее получают, либо не трудились
вовсе, либо работали в теневой экономике. У нас 10 миллионов платят пенсионные взносы
при 20 миллионах трудоспособных не пенсионного возраста. Это означает, что половина
не делают эти взносы", – говорит Монин.
Эксперт
Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, в свою очередь, заявляет, что
на самом деле ситуация намного сложнее.
"Да,
есть у правительства желание оторвать не только минимальную пенсию, но и другие
социальные платежи от прожиточного минимума. И природа этого желания очень
понятна. Число, заложенное в бюджет-2020, хоть и называется "прожиточный
минимум", таковым не является от слова совсем. Минсоцполитики каждый месяц
публикует фактический прожиточный минимум, исходя из действующих цен, и он
равняется 4300 гривен. Федерация профсоюзов посчитала этот же минимум, основываясь
на конвенции международной организации труда, к которой присоединилась Украина,
и у нее вышло вообще 5500 гривен. А в бюджете, напомню, 2100 гривен. Поэтому,
так как нет денег, то правительство решило, что это число в бюджете не будет
называть прожиточным минимумом, а обзовет по-другому. Но тут проблема в
Конституции Украины: государство обязано пенсионерам, инвалидам и
малообеспеченным гражданам обеспечить социальные выплаты, достаточные для
выживания. А они привязаны именно к числу, заложенному в бюджете. Незадача,
однако!", – говорит Пендзин.
Экономист
Александр Гаврутенко акцентирует внимание на том, что в Конституции Украины, в статье
46 прямо указывается, что пенсии должны быть не ниже установленного
прожиточного минимума, поэтому "отвязать" размер пенсий от этого показателя
будет достаточно трудно. Тем более – "реформировать" систему в сторону сужения
объемов прав граждан на социальные гарантии, что также противоречит нашему
основному закону.
"Что
касается поиска критериев, которые не нарушают гарантированные Конституцией
права, а обеспечивают их более логично, справедливо и в соответствии с современными
социально-экономическими условиями в стране, то здесь, несомненно, могут быть
различные инициативы, которые стоит рассматривать и внедрять. Логика
действующей пенсионной системы в ее солидарной части включает элементы
стимулирования эффективности трудовой деятельности граждан. То есть,
дублируются функции накопительной системы, смысл которой только в этом и
заключается. Поэтому солидарная система на сегодня остается сложной, запутанной
и часто дискредитационной и несправедливой, а накопительная при этом –
бесперспективной, и, по сути, лишней. Как только в солидарной системе останутся
только выплаты по возрасту или по потере трудоспособности, а зависимость
размера пенсии от трудовых заслуг перейдет в накопительную, тогда можно будет
считать, что реформа состоялась. Пока же об этом нет даже разговора, а значит
смысл "реформ" будет оставаться в старом добром поиске "оптимальных"
показателей и соотношений для определения размеров общегосударственной пенсий.
А это дело неблагодарное и неподъемное для любого правительства, а, тем более,
для технократического и либертарианского", – отмечает Гаврутенко.
Напомним,
с 1 декабря прожиточный минимум согласно закону "О Государственном бюджете на
2019 год", в Украине был увеличен и, соответственно,
размер минимальной пенсии также.
Согласно
документу, прожиточный минимум в Украине составляет:
-
для детей в возрасте до 6 лет – 1779 грн., от 6 до 18 лет – 2218 грн.;
— для трудоспособных граждан – 2102 грн.;
— для граждан, утративших трудоспособность – 1638 грн.
На фоне этих нововведений, с 1 декабря вырос и размер минимальной пенсии – на 74 грн. Теперь украинцы, находящиеся на заслуженном отдыхе будут получать 1638 грн. в месяц, как минимум.
Новости партнеров
Новости