"Новая таможня" в Украине: лица "новые", проблемы старые

Что изменилось за первый месяц работы «Новой таможни» разбирались «Комментарии»

Эксперты и чиновники в один голос заявляют, что из-за контрабанды бюджет Украины ежегодно недополучает около 5 млрд долл. В то же время, многие понимают, что такие масштабные уклонения от уплаты таможенных сборов не могли функционировать без помощи сотрудников самой государственной таможни. Правда, в определенный момент власть пришла к решению, что систему пора ломать и в было принято решение о создании "Новой таможни".

"Новая таможня" от "старой" власти

Многие украинцы могут ошибочно связывать реформу на таможне с приходом новой власти. На самом деле еще в декабре 2018 года правительство Владимира Гройсмана утвердило план реформирования Государственной фискальной службы. Столь нелюбимый многими "монстр" в 2019 году планировалось разделить на два независимых органа – налоговую и таможню.

Хотя это деление являлось одним из условий меморандума с МВФ, ничего нового в этом не было: до 2012 года обе структуры существовали отдельно, пока не были объединены в рамках единого Министерства по налогам и сборам во главе с Александром Клименко. Со сменой власти в 2014 году налоговую и таможню оставили в рамках единой Государственной фискальной службы.

Реформа, начатая при Петре Порошенко, получила одобрение и при новом президенте, правда в разное время. "Новая" налоговая официально начала свою работу еще в августе 2019 года, а вот таможенная служба официально заработала как отдельный орган государственной власти с 8 декабря после ряда затянувшихся судебных разбирательств.

Главой новой таможни 5 июля стал первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов, победивший в конкурсе на должность председателя Государственной таможенной службы.

"Новая таможня" в Украине: без коррупции и "старых" лиц

Новый руководитель таможни одной из приоритетных за основную цель взял себе наведение порядка в новом органе, борьбу с коррупцией и возвращение порядка 5 млрд долл., которые ежегодно недополучает государственный бюджет.

Борьбу с коррупцией Максим Нефедов начал с традиционного для Украины шага – "кадровой чистки". Так, уже в первый день работы органа, 8 декабря, он заявил, что на работу в обновленную таможню не допущены более 500 наиболее "сомнительных" руководителей старого органа, а в целом новый штат пополнили более 50% сотрудников "старой" таможни.

Другим направлением работы стало построение "электронной таможни", призванной сделать процесс декларирования максимально прозрачным, простым и удобным. Правда, как признался сам Максим Нефедов, реальное внедрение этой новинки в жизнь случится не ранее чем через год – потребуется время для разработки и внедрения системы.

Впрочем, отдельные элементы "электронизации" таможни все же были внедрены в жизнь:

- заработал онлайн-сервиса расчета стоимости при растаможке автомобилей на еврономерах;
- СБУ через онлайн-форму провело первое поручение таможне на проверку груза на Одесской таможне;
- премьер-министр Алексей Гончарук успел похвастаться, что "по его поручению" на таможнях наконец заработали купленные ранее, но не работавшие 7 сканирующих систем для грузовых автомобилей, позволяющих проверять груз без физического досмотра, то есть в разы быстрее. По словам премьера, время проверки сократилось с 3 часов до 10 минут.

схемы по уклонению от таможенных сборов, путем занижения стоимости грузов. Убыток государства составил более 2 млн грн.

"Новая таможня" в Украине со старыми лицами

Впрочем, и без "списка 213 таможенников" Львовской области, в новой Государственной Таможенной службе хватает "старых" лиц. Так, журналисты проекта "Слідство. Інфо" нашли в "новой" таможне немало "старых" скомпрометировавших себя лиц:

- временный руководитель Азовской таможни Владимир Денисов, до 2014 года бывший заместителем начальника Донецкой таможни и люстрированный со сменой власти, в 2019 году восстановился через суд, получил 400 тыс. грн. компенсации и новую должность;
- временный глава Киевской таможни Антон Борисенко, ранее начальник поста "Харьков-центральный" заработавший с женой в 2018 году 350 тыс. грн., а родители и брат имеют в собственности жилье и дорогие автомобили;
- и. о. главы Полесской таможни, экс-глава Запорожской таможни Алексей Мужев, чья теща за 3 года приобрела две квартиры и авто стоимостью в миллион гривен, которым пользуется зять.


Аналогичная ситуация и с главами Черноморской, энергетической и Одесской таможен - все они не один год трудились на руководящих постах в "старой" таможне и за это время члены их семей успели обзавестись элитными авто, квартирами в Киеве и Одессе и даже бизнес-объектами, стоимостью в десятки миллионов гривен. Так, уже упомянутый глава бывшей Одесской, а ныне Черноморской таможни Евгений Кодис в 015 году приобрел в Одессе квартиру в 160 квадратных метров рядом с пляжем "Аркадия". Теперь, как пишут журналисты "Слідство. Інфо" ,жилье стоит порядка 7 млн грн.

В использовании "старых грехов" (подтасовке результатов работы ведомства) обвинили уже самого главу новой таможни Максима Нефедова.

Последний 10 января на своей странице в Facebook отчитался о поступлениях таможни за 2019 год, составивших 14,6 млрд дол., а больше – 18,1 млрд было только в 2008 году. Впрочем, в комментариях усомнились в достоверности заявленного результата, ведь сборы таможня собирает в гривне, а не в долларах, а с учетом ревальвации национальной валюты на 20% показатели собираемости в долларах автоматически выросли при пересчете на эти же 20%, реальный же прирост составил всего 7%.

При этом, по данным Государственной казначейской службы, невыполнение плановых поступлений от органов Фискальной службы за 11 месяцев составило 43 млрд грн. В том числе таможенные поступления составили 289,53 млрд грн. https://youtu.be/DV-uSsJcek4, что на 35,74 млрд грн. или на 11% меньше запланированных.

По оперативным же данным Госказначейства, за 15 дней января 2020 года новая таможня собрала всего 6,092 млрд грн. или 23,4% от месячного плана в 26,037 млрд грн.