Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Эксперты и чиновники в один голос заявляют, что из-за контрабанды бюджет Украины ежегодно недополучает около 5 млрд долл. В то же время, многие понимают, что такие масштабные уклонения от уплаты таможенных сборов не могли функционировать без помощи сотрудников самой государственной таможни. Правда, в определенный момент власть пришла к решению, что систему пора ломать и в было принято решение о создании "Новой таможни".
Многие украинцы могут ошибочно связывать
реформу на таможне с приходом новой власти. На самом деле еще в декабре 2018
года правительство Владимира Гройсмана утвердило план реформирования Государственной
фискальной службы. Столь нелюбимый многими "монстр" в 2019 году планировалось
разделить на два независимых органа – налоговую и таможню.
Хотя это деление являлось одним из условий
меморандума с МВФ, ничего нового в этом не было: до 2012 года обе структуры существовали
отдельно, пока не были объединены в рамках единого Министерства по налогам и
сборам во главе с Александром Клименко. Со сменой власти в 2014 году налоговую
и таможню оставили в рамках единой Государственной фискальной службы.
Реформа, начатая при Петре Порошенко, получила
одобрение и при новом президенте, правда в разное время. "Новая" налоговая
официально начала свою работу еще в августе 2019 года, а вот таможенная служба
официально заработала как отдельный орган государственной власти с 8 декабря
после ряда затянувшихся судебных разбирательств.
Главой новой таможни 5 июля стал первый
заместитель министра экономического развития и торговли Максим
Нефедов, победивший в конкурсе на должность председателя Государственной
таможенной службы.
Новый руководитель таможни одной из
приоритетных за основную цель взял себе наведение порядка в новом органе,
борьбу с коррупцией и возвращение порядка 5 млрд долл., которые ежегодно
недополучает государственный бюджет.
Борьбу с коррупцией Максим Нефедов начал с традиционного
для Украины шага – "кадровой чистки". Так, уже в первый день работы органа, 8
декабря, он заявил, что на работу в обновленную таможню не допущены более 500
наиболее "сомнительных" руководителей старого органа, а в целом новый штат
пополнили более 50% сотрудников "старой" таможни.
Другим направлением работы стало построение
"электронной таможни", призванной сделать процесс декларирования максимально
прозрачным, простым и удобным. Правда, как признался сам Максим Нефедов,
реальное внедрение этой новинки в жизнь случится не ранее чем через год –
потребуется время для разработки и внедрения системы.
Впрочем, отдельные элементы "электронизации"
таможни все же были внедрены в жизнь:
- заработал онлайн-сервиса расчета стоимости
при растаможке автомобилей на еврономерах;
— СБУ через онлайн-форму провело первое поручение таможне на проверку груза на
Одесской таможне;
— премьер-министр Алексей Гончарук успел похвастаться, что "по его поручению"
на таможнях наконец заработали купленные ранее, но не работавшие 7 сканирующих
систем для грузовых автомобилей, позволяющих проверять груз без физического
досмотра, то есть в разы быстрее. По словам премьера, время проверки
сократилось с 3 часов до 10 минут.
Обновленная таможня начинала свою работу в
довольно благоприятных условиях: в конце ноября детективами Национального
антикоррупционного бюро Украины был задержан одессит Вадим Альперин, прозванный
"королем контрабанды". Хотя вскоре задержанный вышел на свободу под залог в 70 млн
грн., это стало проявлением некоей "войны контрабанды" объявленной накануне
запуска новой таможни, тем более сам глава государства предложил детективам
НАБУ не взявшим взятку у Альперина подарок, от которого в Бюро также
отказались.
Впрочем, по данным некоторых СМИ в регионе
просто произошла смена карманов, в которые должны были идти контрабандные
потоки. Так, в ноябре был назначен новый глава Одесской таможни. Им стал
Евгений Кодис, который до этого возглавлял Днепропетровскую таможню и работал в
таможенных органах с 1996 года. Тогда же появилась информация о якобы имеющейся
связи его с одним из крупнейших контрабандистов страны Орестом Фирманюком,
"чьим" человеком является новый глава таможни и которого в августе сам глава
новой таможни Нефедов прямо называл "одним из главных контрабандистов страны".
В январе появилась информация, что
таможенников обязывают направлять отдельные грузы на таможенное оформление в
ООО "ЛСЛ ОДЕСА", таможенный терминал "БОНД", поста "Черноморск", который
считается некоей "вотчиной" Ореста Фирманюка.
Не дает забыть о коррупции в Одесской таможне
и СБУ. Служба безопасности задержала таможенников-взяточников в Одесском
аэропорту и целую преступную группу таможенников, "помогавших" растомаживать
легковые авто за 50-500 долл. и наживавших на этом до 15 тыс. долл. в месяц
лишь на одном таможенном посту.
Впрочем, место Одесской таможни, пополнившей
госказну в 2019 году на 38 млрд грн., в списке главных "ньюсмейкеров" по
ведомству Максима Нефедова заняла Галицкая таможня, объединившая таможенные
структуры Львовской, Ивано-Франковской и части Тернопольской областей.
Выступая в эфире "Общественного радио" 15
января, глава новой Таможенной службы Максим Нефедов посетовал на угрозы и
противодействие от криминалитета и "карманных псевдоактивистских организаций".
Последние, по словам главы таможни, "не пускают на рабочие места
новых руководителей таможен и защищают старых", также активно используются
"не до конца обновленные правоохранительные органы".
"Я могу назвать недавний
пример, когда у нового руководителя Львовской таможни провели семь
обысков. А знаете, в чем его подозревают? В том, что 19 лет
назад в его трудовую книжку якобы были внесены некорректные сведения.
То есть это просто методы давления", - привел конкретный пример Максим
Нефедов.
Действительно, 10 января в здании Галицкой
таможни, а также у 6 друзей и родственников главы таможни Владимира Цабака
прошли обыски, которые, по его словам, были вызваны записью в его трудовой
книжке от 2001 года, что якобы могло быть подделкой документов.
Тогда же всплыли активисты, о которых говорил
Нефедов. По словам главного таможенника Владимира Цабака, кампанию по его
дискредитации ведет общественная организация "Авто Евро Сила" и ее глава Олег
Ярошевич, заявивший СМИ о якобы нахождении в ходе обысков 270 тыс. долл. и 147
тыс. евро, и переписки с суммами взяток. Глава Галицкой таможни все это
опроверг журналистам.
Как отметил сам Владимир Цабак активисты "Авто
Евро Сила" регулярно мешали работать и врывались в помещение таможни, пока в
ней не был введен пропускной режим. Связывает такую активность руководитель
таможни со списком из 213 сотрудников Львовской таможни ГФС, которая будет
работать минимум до февраля и часть из которых ему "настоятельно рекомендовали"
перевести в штат новой Галицкой таможни.
К той же Львовской таможне имеются
многочисленные вопросы у Государственного бюро расследований, в октябре
проводившей обыск на таможне по делу о контрабанде брендовой одежды из ЕС под
видом "секондхенда". Реальная стоимость каждой партии одежды составляла от 400
тыс. долл.
Да и ГБР уже в декабре заявил о раскрытии на
Львовской таможне схемы
по уклонению от таможенных сборов, путем занижения стоимости грузов. Убыток
государства составил более 2 млн грн.
Впрочем, и без "списка 213 таможенников" Львовской
области, в новой Государственной Таможенной службе хватает "старых" лиц. Так,
журналисты проекта "Слідство. Інфо" нашли в "новой" таможне немало "старых" скомпрометировавших себя лиц:
- временный руководитель Азовской таможни
Владимир Денисов, до 2014 года бывший заместителем начальника Донецкой таможни
и люстрированный со сменой власти, в 2019 году восстановился через суд, получил
400 тыс. грн. компенсации и новую должность;
— временный глава Киевской таможни Антон Борисенко, ранее начальник поста
"Харьков-центральный" заработавший с женой в 2018 году 350 тыс. грн., а
родители и брат имеют в собственности жилье и дорогие автомобили;
— и. о. главы Полесской таможни, экс-глава Запорожской таможни Алексей Мужев,
чья теща за 3 года приобрела две квартиры и авто стоимостью в миллион гривен,
которым пользуется зять.
Аналогичная ситуация и с главами Черноморской,
энергетической и Одесской таможен — все они не один год трудились на
руководящих постах в "старой" таможне и за это время члены их семей успели
обзавестись элитными авто, квартирами в Киеве и Одессе и даже бизнес-объектами,
стоимостью в десятки миллионов гривен. Так, уже упомянутый глава бывшей
Одесской, а ныне Черноморской таможни Евгений Кодис в 015 году приобрел в
Одессе квартиру в 160 квадратных метров рядом с пляжем "Аркадия". Теперь, как
пишут журналисты "Слідство. Інфо" ,жилье
стоит порядка 7 млн грн.
В использовании "старых грехов" (подтасовке
результатов работы ведомства) обвинили уже самого главу новой таможни Максима
Нефедова.
Последний 10 января на своей странице в Facebook отчитался о поступлениях таможни за 2019 год,
составивших 14,6 млрд дол., а больше – 18,1 млрд было только в 2008 году.
Впрочем, в комментариях усомнились в достоверности заявленного результата, ведь
сборы таможня собирает в гривне, а не в долларах, а с учетом ревальвации национальной
валюты на 20% показатели собираемости в долларах автоматически выросли при
пересчете на эти же 20%, реальный же прирост составил всего 7%.
При этом, по
данным Государственной казначейской службы, невыполнение плановых поступлений
от органов Фискальной службы за 11 месяцев составило 43 млрд грн. В том числе
таможенные поступления составили 289,53 млрд грн. https://youtu.be/DV-uSsJcek4,
что на 35,74 млрд грн. или на 11% меньше запланированных.
По оперативным же данным Госказначейства, за
15 дней января 2020 года новая таможня собрала всего 6,092 млрд грн. или 23,4%
от месячного плана в 26,037 млрд грн.
Новости партнеров
Новости