Риски и надежды масштабной приватизации в Украине
В Украине идет подготовка к масштабной приватизации
Сначала планируется "малая" приватизация, согласно которой до конца
текущего года нужно определить 500 государственных предприятий, которые уйдут "с
молотка", а затем и "большой", согласно которой продавать будут наиболее "лакомые
кусочки". Издание "Комментарии" разбиралось в плюсах и минусах подобной
массовой распродажи.
Масштабная приватизация в Украине: новое начало
Согласно данным Минэкономики, торговли и сельского хозяйства Украины, ТОП-5 наиболее прибыльных в первом полугодии 2019 года госкомпаний выглядит следующим образом:
1. АО "НАК "Нафтогаз Украины" – 24,26
млрд грн.;
2. ГП "Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" – 1,76 млрд грн.;
3. ПАО "Укргидроэнерго" – 1,19 млрд грн.;
4. ГП "НАЭК "Энергоатом" – 1,11 млрд грн.;
5. АО "Укрзализныця" – 1,07 млрд грн.
А так выглядит ТОП-50 самых прибыльных госкомпаний:
законопроекта №1054-1 "О признании утратившим силу закона Украины "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации" стало возможным продавать санатории, коньячные, ликеро-винно-спиртзаводы, конные заводы и совхозы, элеваторы, солеварни, базы, стадионы, бассейны, издательства, гостиницы, гранитные карьеры и многое другое. Президент своей подписью дал путевку в жизнь масштабной приватизации.
Масштабная приватизация в Украине: шанс сделать предприятия эффективнее
В конце октября замглавы Офиса президента (ОП) Юлия Ковалив заявила, что новая власть начинает приватизационный процесс с себя. А именно: передаст на приватизацию пять предприятий, которые принадлежат Госуправлению делами (ГУД): отель "Днепр", ГП "Чайка", "Центрсервис" и "Технобуд", а также "Украинские телекоммуникационные сети".
Тогда же Ковалив анонсировала распродажу еще девяти объектов ГУД (сейчас там идет инвентаризация, подготовительные работы, а некоторые объекты заблокированы в судах), включая гостиницу "Украина", комплекс "Пуща-Водица", "Конча Заспа". Также замглавы ОП напомнила о сентябрьском указе президента, согласно которому необходимо передать к концу этого года ФГИ в рамках "малой приватизации" первые 500 предприятий.
По словам Ковалив, насчитывается порядка 3600 государственных компаний, из которых 1260 находятся в стадии ликвидации или должны быть ликвидированы. И правительство планирует в следующие два-три года передать на приватизацию более 1000 из них.
рейтинге экономической свободы, составленном канадским аналитическим центром Fraser Institut (был опубликован 12 сентября).
Эксперты Fraser Institute отметили, что в Украине немного улучшилась ситуация с инфляцией и правительственными расходами, но все еще есть большие проблемы с защитой прав собственности.
Практически каждая новая украинская власть использует силовиков и налоговиков для того, чтобы "кошмарить" бизнес и устраивать передел. Добираются и до иностранных инвесторов. Недавний пример – "наезд" СБУ и налоговой на "АрселорМиттал Кривой Рог". Случайно или нет, но "под раздачу" попал инвестор, который выложил за тогда еще "Криворожсталь" 4,8 млрд долл., а не 800 млн долл., как изначально это сделал зять второго президента Украины Леонида Кучмы, бизнесмен Виктор Пинчук. Тот самый, которому пришлось в итоге уступить иностранцам владение комбинатом. Тот самый, которого называют одним из бенефициаров президентства Зеленского.
Маятник реприватизации, который могут запустить "слуги народа", исходя из логики политической конъюнктуры, способен смести даже тех редких инвесторов, что зашли в Украину и пока еще не вышли из нее. Не говоря уж о новых зарубежных вливаниях в нашу страну.
Опасность распродажи госсобственности по заниженной цене тоже не нужно исключать. Принцип – "обанкротить и оттяпать" был и остается одной из особенностей национальной "прихватизации".
Есть еще и социальный аспект. Где гарантия, что продажа объектов электрогенерации, теплоснабжения, "Укрпочты", "Укрзализныци" не приведут к росту цен и тарифов на их услуги? К примеру – взлета цен на пассажирские перевозки. Или к закрытию сельских отделений "Укрпочты". "Чиновники отмечают, что в процессе разгосударствления эти активы лишатся балласта и начнут зарабатывать. Однако, в этом процессе все "забыли" об одной маленькой детали – социальной ответственности государства перед гражданами", – подчеркивает политэксперт Дмитрий Фучило.
Экономист Александр Гончаров удивляется: зачем избавляться от того, что в этих тяжелейших экономических условиях приносит в бюджет существенный доход. В то, что будут выполнены возможные высокие инвестиционные обязательства, выставленные покупателям украинских активов, эксперт не очень верит. "Все ваши предшественники во власти все это пытались реализовать, однако, после завершения конкурсов и аукционов каким-то чудесным образом "забывали" о контроле за исполнением взятых инвестобязательств", – напоминает он.
Масштабная приватизация в Украине: ничего не будет
Пока эксперты ломают копья вокруг грядущей приватизации, она может оказаться пшиком, что уже не однократно происходило.
Практически каждый год правительство "рисует" заоблачные планы по наполнению бюджета с помощью приватизации. И практически всегда это оборачивается ничем. К примеру, в 2018 году власти собирались выставить на приватизацию около 100 предприятий и получить за них 22,5 млрд грн. В госбюджете даже записали план на 18,8 млрд грн. А реально поступило только 268,8 млн грн.
В 2019 году планировали продать в рамках "большой приватизации" 21, а в рамках "малой" – 829. Надеялись выручить 17,1 млрд грн. Итог за девять месяцев – всего 400 млн грн.
В госбюджет-2020 правительство Гончарука сначала заложили 5 млрд грн. от приватизации. Но ко второму чтению цифра выросла до 12 млрд грн. И хоть глава Счетной палаты Валерий Пацкан призывал не делать этого, подчеркивая, что госбюджет который год подряд недополучает средства от приватизации госимущества, доходную часть таки подтянули (прежде всего, чтобы уравновесить доходы и расходы, чего от нас требует МВФ) именно за счет приватизационных надежд, зачастую несбыточных.
"Не будет никакой масштабной приватизации, – заявил изданию "Комментарии" глава Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко. – Ее бы мог сделать Кучма. Он умел играть в политические и экономические шахматы. Но не Зеленский, играющий скорее в "чапайчика". Кучма понимал, что приватизация – это раздача активов среди олигархов, которые друг друга ненавидят. Этому давал то, этому – это. Ему удавалось найти компромисс. А Зеленскому даже простейшие решения даются с огромным трудом. К тому же, активов осталось не так много. И их трудно поделить".
Из наиболее интересных Охрименко назвал "Одесский припортовой завод", на который в свое время имел виды олигарх Игорь Коломойский, ряд объектов энергетического сектора, а также "Турбоатом".
"Но дело в том, что остались объекты, на которых сильно не заработаешь, – поясняет эксперт. – Какие-то, чтобы их запустить, требуют огромных вложений. Какие-то интересны лишь россиянам, которым, по понятным причинам, мы их продать не можем. Думаю, будет традиционно: много шума – и ничего".