«Семейное декларирование»: планы новой власти и украинские реалии

Представители правящей партии «Слуга народа» (СН) рассматривают вариант «семейного декларирования» доходов украинцами. Эксперты неоднозначно расценивают предложения, которые якобы позволят жителям Украины платить меньше налогов.

"Семейное декларирование" доходов: в чем суть предложения

Об идее, связанной с "семейным декларированием", рассказал 21 августа в одном из интервью нардеп от СН Даниил Гетманцев, который вскоре после этого возглавил парламентский Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

По его словам, в планах новой власти – ввести обязательное декларирование доходов для всех украинцев через год-два после налоговой амнистии. Но сначала – запустить механизм, который сделает невозможным уклоняться от уплаты налогов крупный бизнес, а также разработать систему, которая сделает декларирование выгодным.

Суть "семейного декларирования" в следующем: можно будет указывать иждивенцев и льготников, что якобы позволит в конечном итоге платить меньше налогов. Также Гетманцев считает, что можно будет вводить систему льгот. "Например, человек приобретает путевку на отдых в Украину, почему он не может на эту сумму уменьшить налогооблагаемый доход? Государство должно стимулировать такие расходы граждан", – уверен депутат.

Планируется, что налоговую декларацию будут формировать фискалы, имеющие доступ ко всем госреестрам. Затем ее направят конкретному человеку в электронном виде. Делается это якобы в целях борьбы с тенизацией экономики. По словам Гетманцева, отчитываться о доходах будут обязаны все граждане, кроме пенсионеров и других категорий, которые получают только доходы от государства.

"Семейное декларирование" доходов: людей нужно заинтересовать

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский подчеркивает, что согласно Конституции, все граждане Украины ежегодно должны подавать налоговую декларацию.

"Но в Налоговом кодексе требование обязательного декларирования было распространено не на всех, что снижает уровень налоговою культуры украинцев, которые не понимают сколько всего налогов они ежегодно платят в бюджет, – поясняет эксперт. – Расширить круг декларантов и заинтересовать украинцев подавать налоговую декларацию можно путем получения ими определенных компенсаций. Налогообложения домохозяйств (именно его предложили ввести представители СН), как раз и дает такую возможность. Но, при этом, надо внести определенные изменения в существующее налоговое законодательство".

Несходовский напоминает, что сейчас у нас действует плоская шкала налогообложения физлиц в 18% и очень низкая налоговая льгота. При таких условиях "семейное декларирование" работать не будет, т.к. выгода или отсутствует, или очень низкая.

"Но в случае, если мы нормализуем использование налоговой льготы, как в развитых странах (когда она увеличивается в зависимости от количества лиц в домохозяйстве), то это позволит уменьшить налоговый пресс, – считает директор ИСЭТ. – К примеру, если один человек работает, а другой помогает в ведении домохозяйства и проживают вместе, то налог будет меньше, чем, если человек жил бы сам. Это меняет систему взаимоотношений, поднимает социальную защищенность, когда один человек обеспечивает домохозяйство, содержит жену, детей, нередко и престарелых родителей и это позволяет ему платить меньше налог. В этом случае данная идея прогрессивна и будет иметь позитивный эффект".

"Семейное декларирование" доходов: новая возможность

Эксперт по налогам Михаил Соколов считает "семейное декларирование" здравой идеей.

"На мой взгляд, переход к семейному декларированию – это то, что объективно нам нужно, – говорит он. – Основная ячейка общества у нас – семья. Как правило, это муж, жена, дети, зачастую – родители, которых им приходится поддерживать. Например, логично, что если мы говорим о неком необлагаемом налогом минимуме, он должен рассчитываться, исходя из численности всех членов семьи – и вычитаться из общего ее дохода. Такая концепция принята во всех развитых странах. Также в расходы логично заложить те же траты на образование, медицину всех членов семьи. Сделать это можно только если мы будем подавать семейную декларацию. Ее по месту работы заполнить невозможно, это должен делать сам налогоплательщик – пусть и с помощью профессионального бухгалтера".

Важна также прогрессивная шкала налогообложения доходов, чего пока у нас нет. Гетманцев, кстати, уже заявил, что следует повысить налоговую процентную ставку для физических лиц с высокой заработной платой, отметив, что после введение прогрессивной ставки налога, в будущем он будет увеличиваться автоматически, вместе с ростом зарплаты в Украине. Но ведь шкала может работать не только вверх, но и вниз. И именно "нижнюю" можно применять, когда речь идет о "семейном декларировании" – совокупном доходе семьи.

"К примеру, в семье есть муж, который работает. И жена, которая ухаживает за детьми. Очевидно, что в такой ситуации порог, начиная с которого уплачивается повышенная ставка налога, должен быть как минимум в три-четыре раза выше, чем в ситуации, если налогоплательщик холостяк и живет один", – считает Соколов.

Эксперт подчеркивает: расчет налогов нужно производить с учетом затрат, которые несет вся семья. Для чего придется переходить на "семейное декларирование".

"Фактически – это просто новая возможность, которую налогоплательщик может использовать по своему желанию, – уверен Соколов. – Это более справедливая и рациональная система налогообложения, чем действующая сейчас "под одну гребенку" уплата подходного налога. Люди, инвестирующие в будущее страны: в детей, в здоровье, в образование, во все то, что называется человеческим капиталом, который является главным двигателем современной экономики, смогут платить меньше налогов. Недаром подобная система действует в тех же США – и позволяет американцам существенно уменьшать налоговую базу. Вычеты идут за счет различных статей расходов. Затраты на те же ботинки и пиджак, нужные для того, чтобы ходить на работу, тоже уменьшают налогооблагаемую базу. Это что-то вроде налога на прибыль для домохозяйств. Такая система налогообложения – более сложная, чем наша, но более выгодная для людей со средним уровнем доходов".

Вопрос в том, что войдет в соответствующие налоговые вычеты. Если это позволит серьезно сэкономить, люди сами станут стремиться воспользоваться возможностью "семейного налогообложения", уверен эксперт.

"Семейное декларирование" доходов: в чем опасность

Но есть у идеи "семейного декларирования" и риски. К примеру, высказываются опасения, что тотальный контроль за доходами граждан (что нормально для развитого государства со стабильной экономикой и отсутствием такой тотальной коррупции, как в Украине), может закончиться взиманием драконовских штрафов, гражданской конфискацией (идею которой также активно продвигает новая власть) и последующими волнениями.

Политический и экономический эксперт Всеволод Степанюк считает, что следует разделить декларацию о доходах (данное требование, по его словам, находится в русле Конституции, правда, за работающих граждан такие декларации предоставляют их работодатели) и декларацию об имуществе. "Если же речь идет о декларации об имуществе, то в таком случае можно говорить о нарушении частной жизни граждан, уверен Степанюк. – К тому же, введение декларации об имуществе для всех граждан создаст персональную угрозу – из-за высокого уровня бандитизма в Украине".

Эксперт по налогам Михаил Соколов подчеркивает: если и применять  концепцию "семейного декларирования", то она должна быть не обязательством, а правом.

"Есть у семьи желание воспользоваться соответствующими налоговыми преференциями, которые дает "семейное налогообложение" – пожалуйста. Если же, грубо говоря, тебе там пользоваться нечем, можешь продолжать, как и ранее, отдавать уплату своих налогов на откуп работодателю. При этом теряешь явно больше, т.к. не пользуешься возможностью уменьшить налоговые выплаты", – отмечает Соколов.

Финансовый эксперт Алексей Кущ считает, что в Украине пытаются просто препарировать опыт западных стран, завернув его в односторонний формат.

"Система декларирования доходов, которая существует в мире, опирается на несколько моделей, – поясняет он. – Есть тоталитарная модель – удержания налогов за счет государства (как было в СССР, когда процесс контролировало самого государство).

Есть посттоталитарная (как у нас сейчас), когда функции удержания налогов перекладывается на работодателя (его можно наказать за то, что не достаточно удержал денег). А есть цивилизованные модели (рыночные, демократические) – суть которых в том, что человек сам отвечает за налоги и декларирование".

Украина, подчеркивает Кущ, сейчас находится в посттоталитарном, пострепрессивном формате отношений экономики и государства. За взимание подоходного налога отвечает работодатель, а обычный гражданин не отчитывается перед государством, если у него имеется один источник дохода.

"Если мы переходим к демократическому формату – формату доверия между государством и обществом, логично было бы передать уплату налогов в ведение самих граждан. Суть в том, что люди должны получать "грязную зарплату", после чего в течение года вести учет доходов, а потом в течение определенного периода (с января по май, к примеру), подавать в соответствующие органы декларацию о доходах, заплатив с них до августа подоходный налог, – говорит эксперт. – Но сейчас предлагается просто заставлять людей подавать декларации. Фактически – отчитываться перед государством без права самостоятельно делать налоговые вычеты, иметь налоговый кредит. Такое расширенное право нужно обязательно дать. Человек должен получить возможность сокращать налогооблагаемую базу на сумму затрат, которые несет на обучение детей, на свою переквалификацию, на добровольное пенсионное страхование, медстрахование, на проценты по ипотеке, на аренду жилья. Так можно уменьшить налогооблагаемую базу своих доходов. Человек, который активно инвестирует в себя, в свою семью, должен получать какие-то бонусы от государства. Подобная система будет социально справедлива и может дать позитивный эффект".

"Семейное декларирование" доходов: нужно уравновесить права и обязанности

У нас, похоже, намерены заставить людей отчитываться перед государством, не имея возможности самостоятельно платить налоги. Их, как и ранее, будут удерживать работодатели.

"Подобную "логику" аргументируют тем, что если дать право физлицам самостоятельно рассчитывать и уплачивать налоги, то появятся огромные кассовые разрывы, – поясняет Алексей Кущ. – Ведь подоходный налог – это огромная часть местных бюджетов и госказны. И власть не хочет отдавать право устанавливать его населению. Если дать возможность украинцам получать на руки полную, не обложенную налогами, зарплату, люди будут искать механизмы для сокращения налога. И это – объективный процесс… Нельзя на людей, условно говоря, накладывать обязательство по предоставлению налоговых деклараций (как во многих развитых странах Запада), удерживая при этом налоги с помощью работодателей, как в постсоветских странах. Обязательства как на Западе, а права – как в посттоталитарном или тоталитарном государстве – это ключевая ошибка и путь в никуда".

Михаил Соколов также уверен, что переход на "семейное декларирование" – это определенные бюджетные траты. Но это же, по его словам, возможность оптимизировать льготы, взяв их на конкретный и корректный учет.

"Всё это будет вести к сокращению доходов от подоходного налога. Сейчас 60% от него остается в местных бюджетах. Соответственно, от предоставления соответствующих льгот терять будут, прежде всего, они. А значит, придется еще и вносить коррективы в планирование бюджета и дотаций выравнивания, чтобы сбалансировать соответствующие межбюджетные отношения", – отмечает Соколов. 

Источник: https://comments.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться