Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Реинтеграция Донбасса: опасные пункты
11 марта в Минске на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) переговорщиков по мирному урегулированию конфликта на Донбассе впервые с начала года произошли определенные подвижки.
Глава Офиса президента Украины (ОПУ) Андрей Ермак, который принял участие тех переговорах, сообщил, что возвращение украинских заложников из отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) может произойти в течение двух месяцев. Понятно, что это будет обмен и кого-то придется отдавать взамен. Но сам факт вероятного обмена "всех на всех" (один из важнейших пунктов Минских соглашений) радует. Как и то, что к местам пребывания украинских заключенных в так называемых "ДНР" и "ЛНР" впервые допустят представителей Красного креста.
На этом, впрочем, однозначно позитивные новости по итогам заседания ТКГ закончились. Остальные, которые ОПУ представляет как прорыв в рамках реинтеграции, вызывают серьезные опасения.
Казалось бы, хорошая новость о том, что стороны договорились об открытии контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) в Золотом и Счастье (Луганская область), имеет серьезные подводные камни.
Руководитель проектов Центра исследований проблем гражданского общества, аналитик Мария Кучеренко пояснила изданию "Комментарии" опасность подобного шага:
– открытие любого перехода через линию разграничения – это всегда дополнительная угроза обороне того или иного участка фронта;
– в Счастье находится не только стратегический мост (способен выдержать бронетехнику), но и Луганская ТЭС, обеспечивающая электроэнергией область (теперь может оказаться под угрозой захвата);
– КПВВ в Золотом должен был быть открыт в обмен на отвод войск на этом участке, а теперь РФ в очередной раз попыталась "продать подороже" лишь обещание выполнения своих обязательств.
Больший резонанс вызвало сообщение, что 11 марта участники ТКГ приняли решение о создании некоего Консультативного совета в составе политической подгруппы. Предполагается, что в него войдут участвующие в переговорах в Минске представители Украины, РФ, ОБСЕ и (отдельной строкой) ОРДЛО, а также посланцы от Германии и Франции (наряду с Украиной и Россией эти страны входят в так называемый нормандский формат или нормандскую четверку). Официально данное решение должны подписать 25 марта, на следующей встрече в Минске, но не факт, что это состоится.
Согласно данным, которые стали известны СМИ, основной задачей Консультативного совета будет наработка решений, которые помогут провести выборы в ОРДЛО одновременно с местными всеукраинскими – осенью. Но ступенькой к таким выборам должно быть принятие Верховой Радой обновленного закона об особом статусе временно неподконтрольных территорий, закона об амнистии, имплементация в украинское законодательство "формулы Штайнмайера". Но даже не это всколыхнуло активное украинское меньшинство. Куда опаснее выглядит возможность с помощью Консультативного совета сформировать субъектность квазиобразований "Л-ДНР". И сделать РФ не страной-участницей конфликта, а гарантом-наблюдателем. Ведь, согласно ставшему достоянием общественности варианту документа, в состав Консультативного совета входят с правом решающего голоса 10 представителей Украины, 10 представителей ОРДЛО и (внимание!) по одному представителю с правом совещательного голоса от ОБСЕ, РФ, Германии и Франции.
Аналитик Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Мария Золкина пояснила изданию "Комментарии", что даже такой косвенный диалог в рамках Консультативного совета может дать РФ повод заявить, что она добилась своеобразных прямых переговоров между Киевом и Донецком с Луганском. И теперь "умывает руки". Дальше, мол, – сами. А "настамнет", мы просто третья сторона.
Тему подогрел и сопредседатель партии "Оппозиционная платформа – За жизнь", нардеп Вадим Рабинович, заявив, что "нельзя ничего подписывать без "ЛНР" и "ДНР", потому что непонятно, с кем мы разговариваем – и надо ли вести диалог с теми людьми, которые там находятся". По его словам, ОПЗЖ готова помогать действующей власти в установлении такого "прямого диалога".
Прямо противоположную позицию занимают представители партий "Европейская солидарность" (ЕС) и "Голос". Экс-глава Института национальной памяти, нардеп от ЕС Владимир Вятрович даже обратился в СБУ, НАБУ и ГБР, считая создание Консультативного совета с участием представителей Украины и "Л-ДНР" государственной изменой.
Сопредседатель фракции "Европейская солидарность" Ирина Геращенко, представлявшая Украину в гуманитарной подгруппе в Минске в 2015-2019 годах, уверена: Консультативный совет в предложенном виде легитимизирует кремлевские тезисы о "внутреннем гражданском конфликте" на востоке Украины.
По Сети сейчас гуляет "Открытое обращение к украинскому народу в связи с отказом украинской власти от защиты суверенитета и территориальной целостности Украины в условиях российской агрессии". Его перепостили многие политики, общественники, эксперты. В том числе, ветеран, военный и политический эксперт директор Международного центра противодействия российской пропаганде Юрий Кочевенко.
Вечером 13 марта несколько сотен человек, включая представителей "Голоса", устроили перед ОПУ так называемый "Ермак-майдан". Они выступали против предоставления субъектности представителям ОРДЛО.
Интересно, что даже ряд нардепов фракции "Слуга народа" высказали обеспокоенность возможной легитимизацией псевдореспублик. В их числе и дипломат Богдан Яременко.
Бывший глава МИД Украины Павел Климкин обращает внимание, что российские СМИ начали активно разгонять тему "прямого диалога" Киева с оккупационными администрациями. И, по его мнению, ситуацию лишь подогрела прошедшая 12 марта в Киеве презентация "Национальной Платформы примирения и единства" (НППЕ).
Лидер команды НППЕ, советник секретаря СНБО Украины Сергей Сивохо в ходе презентации Платформы заявил, что она будет направлена не только на возвращение неподконтрольной Украине части Донбасса, но и станет фундаментом для реинтеграции украинского Крыма.
Также отмечалось, что НПЕЕ:
– объединяет правительственные и общественные инициативы вокруг общей идеи национального единства и развития страны;
– участники Платформы планируют взаимодействовать с общественными организациями, представляющими неподконтрольные Украине территории Донецкой и Луганской областей (но только к тем, кто занимается гуманитарными вопросами);
– цель НПЕЕ – консолидировать усилия специалистов из разных сфер, выступающих в риторике "за мир".
Полноценной презентации НППЕ не получилось. Действо сорвали ветераны батальона "Азов" (представители Нацкорпуса). Полиция задержала 15 активистов, некоторые выпущены под личное обязательство, некоторые отправлены под домашний арест. Сивохо, который даже упал во время толкотни, заявил, что подобная атака на мирные инициативы доказывает: некоторым в Украине выгодна война. Нацкорпус же направил в СБУ заявление о государственной измене со стороны Сивохо из-за организации НПЕЕ.
Эксперты критикуют как "сырые" идеи, презентованные во время представления Платформы, так и Сивохо – в качестве лидера проекта. В частности, напоминают, что он периодически называет события на Донбассе "гражданским конфликтом".
Соосновательница Сети защиты национальных интересов "АНТС", начальник управления стратегических коммуникаций Луганской облгосадминистрации в 2016-2018 гг., кандидат философских наук Людмила Долгоновская высказала изданию "Комментарии" такое мнение касательно НПЕЕ:
"Это сложно назвать презентацией платформы. Где стратегия с целями, задачами, принципами, ответственными за выполнение, временными рамками, целевыми группами, каналами коммуникации и так далее? Где пошаговый план реализации? Мы увидели презентацию инициативы – не более. В связи с этим очередной вопрос. Где обещанные дела? Анонсируя еще в феврале НПЕЕ Сивохо озвучил тезис "меньше слов – больше дел". Хотелось услышать о проведенном мониторинге ситуации, комплексном анализе существующих инициатив, изучении запросов людей, определении рисков и способов их минимизации. Должен быть скелет, на который можно наращивать "мясо". Пока результат этих инициатив обратный – нарастает раскол общества. Объединяться можно вокруг конкретизированных идей на основании общих принципов или людей с отстроенной репутацией, опытом, кредитом доверия. Ни того, ни другого, к огромному сожалению, у этой платформы нет".
Павел Климкин также считает, что идеи, высказанные во время презентации НПЕЕ, не объединяют, а разъединяют украинское общество. А значит – работают на Россию.
13 марта глава ОПУ Андрей Ермак пытался сбить накал страстей вокруг слухов об очередной "капитуляции" Украины.
Он уверял, что создание Консультативного совета не означает признания ОРДЛО или же прямых переговоров. Подчеркивал, что решение пока не принято. Акцентировал, что подписанные предыдущей властью Минские договоренности как раз таки предусматривают согласование ряда вопросов с представителями оккупированных территорий Донбасса. В частности, конституционную реформу в части децентрализации, а также вопрос проведения местных выборов. Но лишь в рамках ТКГ. Также Ермак заявлял, что сторонами конфликта в ТКГ остаются Украина и Россия.
Эти слова подтвердил и вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников. Он заявил, что на востоке Украины продолжается гибридная война, а агрессором является именно РФ.
И всё же плотность событий (решение о создании Консультативного совета, презентация НПЕЕ), увеличение обстрелов и потерь на Донбассе (традиционный метод давления со стороны Кремля) создают впечатление некой скоординированности действий.
Аналитик Александр Кочетков не исключает, что мы видим борьбу между лидером ОПЗЖ Виктором Медведчуком и главой ОПУ Андреем Ермаком за право быть главным посредником между Украиной и Россией. А "призом", по его мнению, будет не только возможность фотографироваться с "бессмертным Путиным" и пиариться на обмене пленными, но и возможность влиять на многомиллиардный нефтегазовый бизнес. При этом, подчеркивает эксперт, конкуренты, каждый со своей стороны, подталкивают Украину в медвежьи объятия России.
В любом случае – напряжение нарастает. Масла в огонь подливает ситуация с коронавирусом: границы закрываются, люди ожесточаются, паника и недоверие усиливаются. И в этой ситуации крайне важно не поддаваться на многочисленные фейки и провокации, анализировать информацию, верить в лучшее, но быть готовыми ко всему.
Политический эксперт, дипломат Вадим Трюхан уверен: проблема не столько в последних решениях ТКГ, принятых 11 марта в Минске, сколько в самом минском процессе.
"Президенту Зеленскому еще в день инаугурации следовало объявить, что Украина считает минские договоренности юридически ничтожными, поскольку они были заключены под принуждением и вопреки Закону Украины "О международных договорах". В таком случае за последние решения ТКГ, принятые 11 марта в Минске никому бы не пришлось оправдываться, потому что никакой ТКГ, с сомнительным персональным составом участников, не было бы в природе", – пояснил политэксперт изданию "Комментарии".
По мнению Вадима Трюхана, Украине следует жестко настаивать на проведении консультаций со странами-гарантами нашей территориальной целостности, как это предусмотрено статьей 6 Будапештского Меморандума.
"Предполагаемая отказ России станет основанием для требования о лишении его права голоса в Совете Безопасности ООН, как это предусмотрено Уставом ООН, – подчеркивает дипломат. – Только с участием ядерных государств, которые давали Украине гарантии в обмен на отказ от третьего в мире ядерного потенциала (США, Великобритании, Франции и КНР) возможно политико-дипломатическими инструментами решить вопрос восстановления территориальной целостности Украины. Без участия, в частности США, обеспечить возобновление status quo на данный момент маловероятно".
Новости партнеров
Новости