Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Законопроекты в сессионную ночь сыпались
один за другим сотнями, правда, всех, кто хотел с ними ознакомиться, ожидало
небольшое разочарование: на сайте ВР документы выкладывались без текстов.
Депутаты, правда, говорили, что ничего
страшного, обещали, что документы появятся "завтра" и даже советовали для
начала просто почитать заголовки – мол, уже по ним прекрасно видно, какую
важную и нужную работу нардепы самоотверженно проделали в первую ночь.
Однако прошло 6 дней, а тексты к
большинству документов так и не появились, хотя есть и исключения.
Именно этим емким словосочетанием экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин обозначил суть законопроекта №1053. Хотя в названии документа на это вроде бы ничто не указывало: "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг".
Надо сказать, что документ вызвал у экономистов
неподдельный интерес, особенно учитывая, что он оказался в числе тех немногих
законопроектов, где можно ознакомиться с текстом.
"Данный законопроект поднимает штрафные
санкции почти в 5 раз по всем типам нарушений, что, конечно же, просто увеличит
откаты в несколько раз, – считает Даниил Монин. – Но не это главное.
Законопроект предлагает премировать стукачей, за то, что они подали жалобу, и по
этой жалобе предприятие заплатило штраф. Еще более интересное в этой теме – состав
персональных данных, которые необходимо предоставить,чтобы получить компенсацию
от государства. Я считаю, это шедевр".
Эксперт приводит статью 16 законопроекта,
в которой четко указано: все, кто рассчитывают получить вознаграждение за свою
доносительскую деятельность, должны указать полные реквизиты – фамилию, имя,
отчество, место проживания, регистрационный номер учетной карты
налогоплательщика или серию и номер паспорта, номер личной связи, номер
банковского счета и т.д.
"Государство начинает экономические
реформы с создания "реестра стукачей", – резюмировал Монин. – Кто хочет
поучаствовать? Думаю, это интересная интерпретация народными депутатами смысла
фразы президента "Держава для Людини, а не Людина для Держави", не так ли?".
Эксперт уверен: в Украине для движения
вперед, для создания бизнес-среды и увеличения бизнес-активности нужно
применять исключительно "пряники", а пока все, о чем говорится, – это кнут.
"Если тут только жать бизнес, никто сюда
не придет, проблема рабочих мест и бизнес-климата не решится, – резюмировал
экономист. – По принуждению такие вопросы никогда не решались и не будут
решаться".
Одной из законодательных инициатив,
которая долгое время остается ну слуху, является законопроект о декларировании
расходов. 29 августа в числе прочих нескольких сотен законопроектов был
зарегистрирован Проект Закона №1183 "О внесении изменений в Налоговый кодекс
Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно
добровольного одноразового декларирования активов физлиц".
Текста документа до сих пор нет, но
экономисты говорят: в данном случае новое – это хорошо забытое старое.
"Инициатором законопроекта является Нина
Южанина, хотя данный документ поддерживается президентом, – говорит президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Суть проста: ввести
обязательное декларирование доходов и уплату налогов с расходов. Раз в год
нужно будет подавать декларацию о всех доходах и расходах, и если сумма
расходов будет превышать сумму доходов, физлицу придется заплатить на сумму
превышения расходов над доходами двойную ставку налога для физлиц – 36%. Для
упрощенцев это будет почти "смертельный удар": они же привыкли показывать в
декларациях копейки и жаловаться, что не за что купить хлеба, а теперь-то будут
отслеживать расходы. А самое забавное, что эту идею предлагал еще Клименко во
времена Януковича, но тогда все кричали "злочинна влада", а теперь, видимо,
время пришло".
По мнению Охрименко, это лишь в теории у
человека, задекларировавшего свои доходы, не будет проблем с налогами. На
практике же украинские законы выходят настолько противоречивыми, что, скорее
всего, выйдет так: задекларировав доходы, придется не только налоги платить, но
еще и объясняться со следователем, где взял деньги.
Серьезный резонанс как в обществе, так и
среди экспертов вызвал президентский законопроект №1030, продлевающий период
отсрочки штрафов владельцев автомобилей на "бляхах" еще на три месяца. О
бессмысленности подобной затеи рассказал глава Всеукраинской Ассоциации
автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
"Рада приняла постановление направить в Комитеты законопроект о пролонгации запрета штрафов на евробляхи еще на три месяца, а за это время принять закон, который даст возможность бляхерам растаможить бляхи. Почему я считаю эту затею бессмысленной? Попробую объяснить", – пишет Назаренко.
Эксперт со ссылкой на данные ГФС напоминает,
что в топ стран-членов ЕС, из которых в Украину завозятся "бляхи" – автомобили с
иностранной регистрацией – входит, в частности, Германия. Но, говорит Олег
Назаренко, здесь есть небольшое, но важное уточнение: на самом деле эти авто с
немецкой регистрации сняты.
"При ввозе бляхи на немецких номерах в
Украину она действительно стоит на немецкой регистрации и ГФС это фиксирует, – поясняет
Назаренко. – Вот только через 5 минут после ввоза немецкой бляхи, госномер
Германии снимают с авто, вешают на его место копию-подделку, а оригинальный
номер возвращают в Германию, чтобы немецкий владелец мог снять это авто с
регистрации. Это его обязательное условие для наших "евробляхобизнесменов": ввез
авто в Украину, сделай подделку номера, а сам номер верни".
То есть, резюмировал эксперт, практически
все бляхи на немецких номерах (а на самом деле, на поддельных немецких номерах)
вообще не "авто на иностранной регистрации", так как в Германии их сняли с
учета, сдав и номерные знаки, и брифы, и этих авто уже по документам не
существует. Они – мираж. А как можно растаможить мираж, даже отменив все
налоги?
Кстати, эксперт считает, что новая
власть просто тянет время, следуя известному принципу "разделяй и властвуй", но
разобравшись с контрабандистами и копателями янтаря, возьмется и за бляхеров.
Необходимость введения налога на
выведенный капитал муссируется в экспертной среде уже несколько лет, и за это
время закон не единожды был, что называется, "на подходе", но в последнее
мгновение неожиданно "срывался".
Сейчас в ВР зарегистрирован законопроект
№1185 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения
налога на выведенный капитал и имплементации стандартов противодействия
размыванию налоговой базы и выведения прибыли за границу", текста к которому
нет. Но эксперты на спорах вокруг этого налога уже поднаторели, так что могут
обходиться и без текста.
В частности, экономист Андрей Мартынюк считает,
что введение НнВК станет стимулом для бизнеса вкладывать средства в производство
и развитие, у предприятий не будет смысла вести "черную бухгалтерию", а
налогообложение упростится.
В то же время аналитик Алексей Кущ уверен,
что в Украине данный налог не заработает, поскольку НнВК предполагает сложные
механизмы отслеживания, высокое качество аппарата фискальной службы и наличие
качественных прозрачных судов. В нашей же стране этот налог просто утонет в
коррупционной фискальной и судебной системе.
Но, стоит отметить, что в этот раз НнВК
вызвал интерес не столько по содержанию, сколько по форме подачи, ведь зарегистрировала
документ партия "ЕС", а не "Слуга народа", в которой достаточно продолжительное
время говорили о НнВК как о практически решенном вопросе.
"Партия ЕС зарегистрировала законопроект
о НнВК вместо партии власти, и у меня двойственные чувства по этому поводу, – говорит
Даниил Монин. – С одной стороны, Порошенко и партии власти ничего не мешало
проголосовать его 17 мая в парламенте, но они даже не нашли повода выдвинуть
его в зал. С другой стороны, рад, что Нина Южанина верна идее и инициирует
вопрос, который стоит в программе президента Зеленского".
Среди зарегистрированных законопроектов
не оказалось законопроекта о рынке земли, но это ненадолго. 2 сентября президент
Владимир Зеленский, который ранее подтвердил намерение открыть рынок земли,
поручил Кабмину разработать законопроект об обороте земель
сельскохозяйственного назначения до 1 октября, а Верховной Раде – отменить
земельный мораторий до 1 декабря 2019 года.
"Законопроект про рынок земли будет разработан до 1 октября 2019 года. Ответственные – Гончарук и Милованов, – констатировал на своей странице в соцсети Алексей Кущ. – Судя по срокам и персоналиям, это будет самый лаконичный закон с одной фразой: "открыть рынок земли". Прямая речь президента: "Пояснити суспільству, що ніхто ні в кого не буде забирати землю. Це дуже важливо. Модель земельної реформи направлена на розвиток українського фермерства і захист інтересів у першу чергу дрібного власника". Здесь прям каскад оговорок по Фрейду".
Эксперты поясняют: запрет на продажу
земель в Украине действует до вступления в силу закона об обороте земель сельхозназначения.
Для качественной земельной реформы нужно не втягиваться в очередную демагогию,
а для начала отменить п.14 и 15 переходных положений Земельного кодекса, вместо
них вписать, что рынок земли запускается с 1 октября 2020 года (то есть после
сбора урожая), а уже после этого начинать дискуссию о моделях рынка земли. За
год вполне можно все успеть, а вот полноценно запустить рынок земли до 1 января
2020 года нереально.
Новости партнеров
Новости