Рубрики
МЕНЮ
Татьяна Веремеева
Новый
пешеходно-велосипедный мост между Аркой дружбы народов и Крещатым парком
открыли в Киеве 26 мая. В народе он получил название "мост Кличко". Активное
строительство продолжалось 5 месяцев, а над его возведением работали около
тысячи строителей и специалистов, которые изготавливали необходимые материалы.
Еще
до открытия вокруг моста начали сгущаться тучи: сначала швейцарские архитекторы
заявили о незаконном использовании их проекта, а потом стоимость его
строительства стала активно расти.
Не
прошло и суток после открытия, как на мосту стали появляться одна за другой
трещины. А в обществе появились недоумения, почему туристический объект, в
который вложили 420 млн грн., оказался таким "хрупким".
Идея
соединения арки Дружбы народов в Мариинском парке с Владимирской горкой
возникла очень давно. В 2013 году столичной мэрией был проведён конкурс на
проект моста. Победили предложения из Швейцарии, Великобритании и Испании. В
итоге было принято решение: объединить проекты. И уже в феврале 2017 года
киевский мэр Виталий Кличко подписал распоряжение о строительстве моста. Его длина
должна была составить 206 м, ширина – 6-14 м, высота – 20-32 м.
В
феврале 2019 года некоторые издания писали о том, что ЮНЕСКО обратила внимание
на киевскую стройку и даже потребовала прекратить строительство. Об этом
говорилось в письме от 11 февраля Министерства культуры, адресованному КГГА. В
нём, в частности, говорилось о том, что по закону "Об охране культурного
наследия" до начала строительных работ вблизи объекта всемирного наследия необходимо
информировать Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, так как Владимирские холмы
находятся под их охраной. В письме высказывалась обеспокоенность возможными
последствиями строительных работ для сохранения ценности объекта мирового
значения.
Однако
Виталий Кличко тогда заявил, что ничего подобного не получал: "В некоторых СМИ
появилась информация, что ЮНЕСКО выступает против строительства
пешеходно-велосипедного моста, который должен стать туристической жемчужиной
Киева. Я хочу вас заверить: строительные работы по возведению этого моста через
Владимирский спуск полностью соответствуют действующему законодательству.
Сейчас работы продолжаются и никаких требований от ЮНЕСКО о прекращении работ
городская администрация не получала".
Эксперт
Центра анализа экономической политики Юрий Гаврилечко заявляет, что на мост уже
потратили даже больше, чем 420 млн грн., и ещё 130 млн в ближайшее время "освоят",
перекинув их с ремонта киевского зоопарка.
"И это будут ещё не окончательные траты, так как ситуация с укреплением склонов холмов непонятная. Так что ожидает нас практически миллиардный пиар-проект, который будет ремонтироваться из года в год. То есть команда мэра не просто сожрала более полумиллиарда из городского бюджета, но и организовала кормушку для ремонтников на долгие годы вперёд. Стёкла, поставленные на замену треснувшим, также разбились. Эта музыка будет вечной", – говорит Гаврилечко.
Директор
департамента экономической политики ФРУ Сергей Саливон также обращает внимание
на бюджет этой стройки.
"В
переводе в гривны один метр двух Крымских мостов (автомобильного 20 метров
шириной и железнодорожного на 2 колеи) через серьёзный пролив стоит около 5 млн
грн. Один метр трескающегося пешеходного моста Кличко – 2 млн грн. Эту информацию
брал из открытых источников (420 миллионов сейчас, почти 500 по итогу). У Анатолия
Шария было расследование, что подрядчиком строительства была фирма с мизерным
уставным капиталом. А в целом: а) цена слишком высока для такого сооружения; б)
в условиях развала инфраструктуры этот мост – пир во время чумы. Ну и плюс ко
всему надо иметь в виду: украли не только на его строительстве. Украдут и землю
под мостом, которую уже зачистили от деревьев", – считает Саливон.
Президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что окаты по подобным
тендерам составляют 60-70% от суммы строительства. "Это связано с тем обстоятельством,
что очень много приходится "делиться": около 10% за допуск к тендеру, и не
меньше 20% за "победу" в нём. А остальные деньги для проверяющих органов, и в
том числе, структурам, которые "борются" с коррупцией – они традиционно берут
10% от суммы тендера. Так что надо говорить спасибо, когда такие объекты не ломаются
и не падают", – говорит Охрименко.
В
Украине произошло вырождение независимой экспертизы, которая на практике стала
лишь инструментом обоснования заложенных на строительство смет, считает
экономист Алексей Кущ.
"Мостовые
изыски хороши в тех европейских столицах, где решены базовые вопросы инженерной
и социальной инфраструктуры. В Киеве же с нового пешеходного моста можно будет "любоваться"
ржавыми остовами недостроенного моста на Троещину. За 400 млн грн. можно было
построить три детских садика или две школы, не говоря уже о модернизации
больниц. Скорость строительства моста и определённая сложность с организацией
строительной площадки неминуемо повлияла на общую смету строительства и отнюдь не
в сторону уменьшения. Не было настоящего конкурса идей – как построить то же
самое, но дешевле, без ненужной в данном случае монументальности. Это ещё раз
говорит о подмене самоуправления обычным самоуправством, о замене эффективности
на эффектность", – говорит Кущ.
Автор
проекта моста архитектор Андрей Миргородский весьма взволнованно прокомментировал
в Facebook скандальную ситуацию с регулярно трескающимися стёклами.
"Интерес к проекту превзошёл все ожидания. Мы действительно хотели сделать киевлянам подарок к празднику, но не учли некоторые моменты. Это действительно наша ошибка. Мы торопились. По-хорошему надо было подождать ещё несколько дней. Пока застынет полностью асфальт, пока уберётся крошка с покрытия, пока поднимется трава. Это называется предпусковой период. И в мире он длится неделями. Но День Киева в году только один раз. Это для нашей команды было принципиально – сделать подарок горожанам к этому дню", – написал архитектор.
Вместе
с тем, Андрей Миргородский, начисто отрицая причастность проектировщиков и
строителей к проявившимся дефектам, тут же нашёл виновных. "Всем, кому нравится
наша работа – огромное спасибо, наш труд для вас! Но мы ошиблись – не учли, что
рядом с нормальными людьми по мосту пройдут уроды! В нормах это не учитывают и мы
как-то не подготовились. Наша команда не ожидала, что среди нормальных людей
придут нелюди с кирпичами и будут ими проверять прочность накрывочного стекла
(которое, кстати, временное из-за крошки от асфальта), будут стрелять в него из
пневматики. Мы не учли людей, которые будут с перил прыгать на временные
стекла. Мы не учли, что в Украине ещё есть люди, которые ночью рисуют краской
на стёклах ограждения слова, которые у них в головах. Мы не учли вандалов. Мы
просто хотели сделать подарок, показать, что мы готовы называться цивилизацией!
А что, рано?", – отмечает Миргородский.
Аналитик
Андрей Мартынюк подчеркивает, что во всём мире при строительстве подобных
сооружений, предназначенных для массового посещения людей, всегда учитывают
"эффект дурака" и возможных вандалов.
"Миргородский
возмущается, что посетители прыгали по стеклу и якобы тем самым повредили его
(слава Богу, обошлось без пострадавших). Но ведь братья Кличко вдвоём таким
образом тестировали покрытие – и ничего, так что дело вовсе не в этом. Кстати,
версия киевского мэра, что стреляли по мосту снизу, не подтвердилась. И умиляет
детская непосредственность по поводу надписей – так ими исписаны практически
все городские стены и заборы, а активисты и вовсе после Майдана раскрасили в
столице почти всё, что можно было. А уж называть сограждан "уродами" и "нелюдями"
и вовсе не комильфо. Никоим образом не оправдывая "шалости" киевлян или
приезжих, подчеркну: не стоит перекладывать свою ответственность на
прогуливающихся", – заявляет Мартынюк.
Ответили
Миргородскому и пользователи Facebook.
"Меня просто вывел из себя комментарий, который позволил себе архитектор данного моста. Заострите, пожалуйста, своё внимание на словах архитектора "жители не доросли" и "высокие технологии". В Киеве построили ненужное сооружение. Целью данной … является дикая жажда одного действующего мэра сохранить свои позиции ещё разок. Кто-то очень умный предложил накинуть "вуаль" на все проблемы города, которых до фига и больше, построив мост, как способ отвлечь граждан и подарить им эмоции. Совершенно никого не парит, что мост соединяет Мариинку, где нет даже работающего туалета, чтобы гуляющие справили малую нужду, и Владимирскую горку, где памятник самому Крестителю Руси неплохо было покрасить. Пресловутые стёкла, которые были архитектурной изюминкой в проекте данного моста и должны были заставить ссаться кипятком от восторга стоящих на них, оказались якорем рейтинга мэра. Исполнение этих самых иллюминаторов настолько убогое, что даже не специалисты могут разглядеть "высокую технологию". С десяток стёкол, которые, кстати, все ограждены лентой, пустили под себя воду и грязь. Щели между мостом и стеклопакетом иногда в 5-7 см. В некоторых местах эта срань замазана герметиком, как попало. И всё это, видимо, по вине вандалов-киевлян, а не рукожопых строителей. В итоге, эта пиар компания стоила казне 16 млн долл., за которые вас оградили от неудачно исполненных стёкол, ещё и обозвали "недорослями", которые ни чёрта не понимают в "высоких технологиях" архитектора. Одним словом, ни посторожить, ни украсть!", – написал журналист Василий Апасов.
Новости партнеров
Новости