Последствия санкций Америки и Европы против Турции

В июле Евросоюз и США ввели против Турции ряд ограничительных мер в ответ на непрекращающееся нарушение интересов западных демократий президентом Реджепом Эрдоганом.

Турция в одностороннем порядке проводит бурение скважин в эксклюзивной экономической зоне Республики Кипр, нарушая её суверенитет. Турецкое правительство игнорирует требования кипрских властей вывести из эксклюзивной экономической зоны бурильные суда. Параллельно, в противоречии участию в Североатлантическом альянсе, власти Турции приобрели у РФ зенитно-ракетные системы С-400, которые не совместимы с западной системой вооружений. Осуществляя давление на Турцию, власти США и стран-членов ЕС возможно столкнуться с противоречивыми последствиями.

Санкции против Турции: газовый вопрос

ЕС 15 июля заморозил диалог с Турцией по поводу соглашения о сотрудничестве в сфере авиации. Данный документ предоставляет нечленам ЕС 50-процентные скидки на билеты на пассажирские рейсы в страны ЕС. Такое соглашение было подписано с США.

В Анкаре рассчитывали, что увеличение пассажиропотока между Турцией и ЕС принесёт в казну не менее 5 млрд евро дохода, будут созданы дополнительные рабочие места. Также министры договорились, что сократят объём финансовой помощи Турции до 2020 году. В 2014-2020 гг. из европейского бюджета планировалось выделить 4,5 млрд евро в рамках так называемой помощи на подготовку Турции к членству в Евросоюзе. Министры иностранных дел европейских стран призвали Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) не предоставлять Турции преференции в сфере кредитной политике. В 2018 году. ЕЦБ выделил Турции свыше 350 млн евро в качестве кредитов. Евросоюз предупредил власти Турции, что это только начальный пакет санкций и если бурение шельфа Кипра не будет прекращено, то будут введены новые ограничительные меры.

Политика санкций ЕС в отношении Турции поддаётся логическому объяснению. По мнению министра по европейским делам Германии Михаэля Рота, Турция осуществляет провокационные действия и поэтому Евросоюз решил оказать поддержку Республике Кипр (греческий Кипр). Республика Кипр входит в состав Евросоюза с 2004 года.

Политолог-международник Георгий Кухалейшвили полагает, что ограничительные меры ЕС против Турции свидетельствуют о том, что европейцы поддерживают греков-киприотов в споре вокруг раздела нефтяных и газовых залежей на шельфе Кипра уходит корнями в события 35-летней давности. В 1974 году Республика Кипр потеряла контроль над населённой преимущественно этническими турками северной частью острова. Тогда премьер-министр Греции Адамандиос Андруцопулос попытался реализовать идею так называемого энозиса – объединения Кипра в состав Греции и создать общее греческое государство, поддержав государственный переворот на острове. После государственного переворота на Кипре и прихода к власти президента Никоса Сампсона, на острове начались столкновения между местными греками и турками, которые не желали стать частью Греции.

Под предлогом защиты турок-киприотов от этнических чисток на севере острова высадилась турецкая армия и захватила треть территории Республики Кипр. На оккупированных территориях была создана непризнанная Турецкая Республика Северный Кипр (турецкий Кипр).

Турецкие сепаратисты требуют раздела ресурсов Кипра и пользуются полной поддержкой Турции. Правительство Республики Кипр выступает против и не признаёт претензии турецких сепаратистов. Ранее Анкара препятствовала разведке нефти и природного газа Никосией.

В 2002 году корабли Турции не пустили геолого-разведывательное судно греков-киприотов к месторождениям, а в 2018 году – судно итальянской нефтяной компании Eni. С недавних пор турецкое правительство сменило тактику, обзавелось собственным геолого-разведывательным флотом и стало предпринимать попытки самовольно добывать углеводородные ресурсы без согласования с греками-киприотами.

Глава МИД Турции Мевлют Чавошоглу считает, что бурильные работы продолжатся пока правительство Республики Кипр разделит нефтяные месторождения как того хотят турки-киприоты. Лидер турок-киприотов Мустафа Акинчи предложил президенту греческого Кипра Никосу Анастасиадису создать общий комитет по управлению бурильными работами на оффшорных нефтегазовых месторождениях.

По мнению Кухалейшвили, президент Турции Реджеп Эрдоган рассчитывает использовать дестабилизацию обстановки в эксклюзивной экономической зоне Кипра для отвлечения внимания турецкого общества от социально-экономического кризиса в своей стране, наработать рейтинги своей "Партии справедливости и развития", которая проиграла оппозиции на выборах мэра столицы.

Провокационное поведение Турции затрагивает энергетические интересы ЕС и США, поскольку им выгодно сохранение стабильности на Кипре. В эксклюзивной экономической зоне Кипра разведкой нефти и природного газа занимаются американские компании Exxon Mobil, французская компания Total, британская фирма British Petroleum. Добыча природного газа и нефти западными компаниями в Восточном Средиземноморье вписывается в стратегию Еврокомиссии по диверсификации направлений снабжения энергоносителей и сокращения зависимости от России. По мнению помощника госсекретаря США Филиппа Гордона, участие американских фирм в разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Кипра играет положительную роль в процессе урегулирования Кипрского конфликта.

Американский дипломат поддерживает объединения греческого и турецкого Кипра как федерации. С помощью санкций Евросоюз пытается заставить Турцию не нарушать интересы американских и европейских компаний и не создавать помехи для мирных переговоров греков-киприотов с местными турками.

Санкции против Турции: ракетная проблема

Вслед за санкциями Евросоюза последовали меры давления США против Турции. Администрация президента США Дональда Трампа 17 июля исключила Турцию из программы многоцелевых истребителей F-35. Так ответили Штаты на начало поставок из России систем С-400.

Американцы отказываются от своих планов передать Турции сотню самолётов и предоставить турецким предприятиям лицензии на выпуск свыше 900 шт. запасных частей. США практикуют передачу своих оборонных технологий партнёрам по НАТО (Турция вступила в НАТО в 1952 г.). Американские власти опасаются, что в нынешних условиях россияне могут получить доступ к секретным военным технологиям, используемым в истребителе F-35. В данных истребителях применяется стеллс-технология, применение которой позволяет сделать боевую машину малозаметной для противника.

Ограничительные меры США рассчитаны на то, чтобы заставит Турцию не нарушать приоритеты НАТО, воздержаться от сближения с Россией и Ираном, прекратить предпринимать попытки усилить своё региональное влияние в ущерб интересам США и их союзников на Ближнем Востоке. Приобретая С-400, Турция демонстрирует свою самостоятельную внешнюю политику и независимости от позиции Белого Дома. Турция отказывается предоставлять США свои базы для проведения военных операций, критикует санкции США против Ирана и взаимодействует с Россией по урегулированию сирийского конфликта.

Санкции против Турции: негативные последствия

Предпринятые Западом ограничительные меры не произвели на правительство Турции серьёзного впечатления. Турки уже заявили, что не собираются прекращать геолого-разведывательные работы в эксклюзивной экономической зоне Кипра или расторгать контракт на приобретение российских ракет.

Санкции ЕС не затрагивают жизненно важную для Турции сферу торговли. Евросоюз является крупнейшим партнёром Турции в сфере экспорта и импорта. Ограничительные меры могут спровоцировать ещё большее отдаление Турции от США, НАТО и ЕС.

Понимая, что в нынешних условиях европейцы не будут продолжать переговоры о вступлении Турции в ЕС, а американцы не станут поставлять современное оружие, Эрдоган может углубить сотрудничество с Россией и Китаем. Россия уже предложила Турции расширить военно-техническое сотрудничество и закупить многоцелевые истребители Су-35. Потенциальным поставщиком малозаметных самолётов в Турцию может стать Китай, который в 2017 году принял на вооружение многоцелевой истребитель J-20.

Эрдоган может предпринять непредсказуемые шаги в отношениях с ЕС, в том числе отказаться от соблюдения договорённостей о размещении ближневосточных беженцев. В таком случае не менее 3 млн человек, которые сейчас находятся в Турции, двинутся в европейские страны. Санкции могут использовать в свою пользу турецкая оппозиционная "Республиканская Народная Партия", которая расширила присутствие на местах по итогам местных выборов. Ограничительные меры Запада можно рассматривать как начало международной изоляции Эрдогана. Санкции усилят недовольство Эрдоганом и его партией среди жителей крупных городов, которые поддерживают оппозицию.