Кризис в НАТО: зачем Турция подрывает атлантическое единство
В преддверии саммита НАТО в Лондоне 3-4 декабря разногласия между странами-членами достигли критической отметки
С момента
создания Североатлантического альянса прошло уже 70 лет и за это время
организация коллективной безопасности и обороны адаптировалась к различным
вызовам и угрозам, начиная от межблокового противостояния с СССР в годы
"холодной войны", заканчивая международным терроризмом и гибридными угрозами
эпохи глобализации. Казалось бы, военно-политическую мощь этого блока, на
страны-члены которого приходится 70% мировых военных расходов, ничто не может
сокрушить. Однако, в последнее время НАТО подрывают изнутри сами страны-члены.
Первым ударом стали разногласия между президентом США Дональдом Трампом и канцлером Германии Ангелой Меркель касательно целесообразности увеличения расходов на оборону стран-членов НАТО до 2-4% от ВВП, которые тянуться с 2017 года. Затем последовал удар ниже пояса от президента Франции Эммануэля Макрона, который несколько недель назад заявил, что у НАТО умер "мозговой центр" и нужно создать военный союз в рамках Евросоюза без участия американцев.
На прошлой неделе президент Турции Реджеп Эрдоган отправил НАТО в нокаут, заблокировав план по укреплению обороны Эстонии, Польши, Литвы и Латвии для сдерживания экспансионистской политики России в Восточной Европе. Турецкий лидер пытается извлечь свои выгоды, отказываясь следовать правилам игры НАТО. Разобщенность в НАТО отвечает интересам России.
Кризис в НАТО: "мускулы НАТО" взбунтовались
Турция участвует в НАТО с 1952 года и ее вооруженные силы самые многочисленные после американской армии среди-других стран-членов. В вооруженных силах Турции служит свыше полумиллиона человек, а количество танков, единиц бронетехники и авиации исчисляется тысячами. Военно-морской флот Турции самый мощный в Черном море и один из крупнейших в Средиземноморье. Недаром, за страной закрепилось неформальное прозвище "мускулы НАТО". Турция верой и правдой выполняла роль ключевого союзника США и европейских стран – принимала участие в Корейской войне 1950-1953 гг., военных операциях на Балканах в 90-х, в военной операции в Афганистане. Однако, с приходом к власти в Турции умеренного исламиста Реджепа Эрдогана, внешняя политика начала стремительно меняться. Сейчас Турция позиционирует как региональный центр силы, который не желает согласовывать свои действия с НАТО, проводит сближение с Россией и Ираном, стремится сократить влияние США на Ближнем Востоке.
Турция отстаивает свои интересы в Сирии и проводит военную операцию в приграничных районах ближневосточной страны против вооруженных формирований местных курдов. Турецкие военные рассчитывают прервать каналы сообщения между курдской вооруженной группировкой "Отряды народной самообороны" с террористической организацией "Рабочая Партия Курдистана", которая устраивает провокации на территории Турции. Курдские сепаратисты хотят создать свое государство на приграничных территориях Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Анкара проводит военную операцию с целью создания буферной зоны шириной тридцать километров вдоль всей турецко-сирийской границы и заселить ее сирийскими беженцами, которые находятся в населенных пунктах Турции. НАТО не поддерживает политику Эрдогана в Сирии.
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили считает, что Эрдоган шантажирует НАТО и, отказываясь поддержать оборонный план для приграничных с Россией стран, хочет заставить Америку и Европу не мешать турецкой армии закончить военную операцию на северо-востоке Сирии. Анкара готова поддержать оборонный план по сдерживанию России, который будет обсуждаться на саммите в Лондоне, если США и Евросоюз признают террористами сирийских курдов, которые на самом деле участвуют в антитеррористической коалиции для борьбы с ИГИЛ и внесли существенный вклад в разгром исламских экстремистов на территории Сирии.
Своим демаршем Эрдоган создал повод для внесения своих предложений в повестку на саммите НАТО. Аналитик Нур Озкан Эрбай считает, что Эрдоган предложит сделать приоритетом деятельности НАТО урегулирование гуманитарного кризиса в Сирии, финансирование буферной зоны и оказание помощи Турции в борьбе с курдскими сепаратистами. Если ему откажут в помощи, то в НАТО не будет консенсуса. Без единогласного согласия всех стран-членов в НАТО невозможно принять решение ни по одному вопросу, включая политику сдерживания России. Эрдоган ударил по самому слабому месту альянса – негибкой системе принятия решений.
Кризис в НАТО: российский след
По мнению политолога-международника Георгия Кухалейшвили, Турция содействует России, блокируя процесс принятия решений в НАТО. Ведь заблокированный Турцией план НАТО нацелен на противодействие российской угрозе на восточном фланге. В странах Балтии нет мощных вооруженных сил, способных потягаться с российской армией – второй армией в мире. По мнению сотрудников американской аналитической корпорации РЭНД Яна Осборна и Стефана Фанагана, укрепить обороноспособность Польши, Эстонии, Литвы и Латвии путем инвестирования НАТО свыше 120 млн долл. в приобретение различного специального оборудования для вооруженных сил этих стран, включая современное стрелковое оружие, датчики, средства связи, в создание центров сбора и обработки разведданных, проведение различных тренингов в сфере противодействия кибер-угрозам и гибридным угрозам, ярким примером которых является агрессия РФ в Украине.
Турция оказывает большую услугу России, которая увеличивает военное присутствие у границ стран Балтии, пока НАТО бездействует из-за противоречий. Москва оказывает психологическое давление на бывшие советские прибалтийские республики, завершив перевооружение воинских частей по всей стране ракетными комплексами "Искандер", радиус поражения которых охватывает страны Северной Европы, Балтии, Германию и Польшу. Они уже стоят в Калининградской области. Россия проводит военные учения по переброски крупных формирований с востока на запад. Турция создает препятствия политики НАТО по сдерживанию России, извлекая определенные выгоды.
Кухалейшвили полагает, что в условиях непростых отношений со США и ЕС, Турция пытается использовать сближение с РФ в качестве противовеса: закупает российские зенитно-ракетные комплексы С-400, способные нанести урон американским истребителям пятого поколения. В ответ на отказ США поставлять в Турцию истребители F-35, режим Эрдогана рассматривает возможность закупки российских самолетов. Турецкая армия и российские войска совместно патрулируют территории в Сирии, откуда ушли американские военные.
Кризис в НАТО: замкнутый круг
Запад неоднозначно встретил бунт Турции в НАТО. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что выступает за сохранение членства Турции в НАТО и считает важным сотрудничество с Россией в Сирии в сфере безопасности. Президент Франции Эммануэль Макрон жестко отреагировал на блокирование Турцией оборонного плана НАТО, отказался поддерживать военную операцию в Сирии. Американский сенатор Кристофер Ван Холлен пригрозил санкциями против Турции за нарушение прав курдов и намерения испытать С-400. Уступка Эрдогану станет нокаутирующим ударом по репутации западных стран, признанием их неспособности доминировать даже в зоне ответственности НАТО.
В тоже время Запад не может исключить Турцию из НАТО, поскольку нет такой процедуры в уставе альянса, а ее действия станут более реакционным. Турция продолжит военную экспансию на Ближнем Востоке и сближение с Россией, если покинет НАТО. Запад мог бы лишить Турцию доступа к военным технологиям и вооружениям, ввести ограничительные меры, лишить права голоса, чтобы расшатать режим Эрдогана и создать условия для его свержения. Шансы на успех такой политики слишком малы, поскольку Эрдоган выстроил в Турции жесткую вертикаль власти. Он сконцентрировал всю полноту власти в своих руках благодаря конституционной реформе. Глава Турции репрессировал своих противников в государственных органах и вооруженных силах. Кризис НАТО напоминает замкнутый круг.