Сирийская авантюра Эрдогана и её последствия

С 9 октября продолжается наступление турецкой армии на севере Сирии. Президент Турции Реджеп Эрдоган считает, что военная операция будет продолжаться до тех пор, пока вооружённое формирование «Сирийские демократические силы» и террористическая организация ИГИЛ будут представлять угрозу

За несколько дней военной операции "Сирийские демократические силы" потеряли 200-400 человек убитыми, а турки захватили приграничный город Ра аль-Аин. Турецкие военные планируют продвинуться на 32 км вглубь сирийской территории и образовать зону безопасности на протяжении всей турецко-сирийской границы. Турки обстреливают позиции курдов из артиллерии и с помощью авиации. Новая военная операция Турции в Сирии пожет повлечь за собой неоднозначные последствия для Ближнего Востока и несёт в себе риски для международной безопасности.

Военная операция в Сирии: интересы Турции

Это уже третья по счёту и самая масштабная военная операция Турции в Сирии. В прошлом году турки взяли под контроль населяемый курдами приграничный район Африн, а в 2016-2017 гг. провели военную операцию в провинции Алеппо. Тогда цели применения военной силы были такими же, как и сейчас – противодействие ИГИЛ и вооружённым отрядам курдов.

По мнению Эрдогана главная задача новой операции заключается в том, чтобы разорвать коридоры, которые сирийские курды используют для сообщения с курдскими сепаратистами из террористической организации "Рабочая партия Курдистана". Курдские сепаратисты выступают за создание собственного независимого государства на территориях Турции, Сирии и Ирака. В общей сложности в этих странах проживает 20-30 млн этнических курдов. "Рабочая партия Курдистана" систематически устраивает теракты в турецких населённых пунктах. Около 30 турецких граждан погибли в результате терактов курдских сепаратистов.

Политолог-международник Георгий Кухалейшвили считает, что Реджеп Эрдоган видит в сирийских курдах потенциальную угрозу для территориальной целостности Турции, если они объединятся в единый фронт с "Рабочей партией Курдистана". Пока они довольствуются тем, что у них есть. Вся территория Сирии на правом берегу реки Евфрат находится под управлением самопровозглашённой курдами автономии Рожава, более известной как Сирийский Курдистан. Там находятся основные нефтяные месторождения, сельхозугодия.

Руководство Сирийского Курдистана уже давно ведёт переговоры с режимом Башара Асада о том, чтобы узаконить свою автономию. Однако, беспокойство турецких властей вызывает огневая мощь, которой обладают "Сирийские Демократические Силы", которые использовались США в качестве пехоты для разгрома ИГИЛ. Исламское государство прекратило своё существование как целостное образование.

Под ружьём "Сирийских Демократических Сил" остаётся 70-100 тыс. курдов и арабов, которых обучали обращаться с оружием военные инструкторы стран-членов НАТО. За время войны с ИГИЛ, США и ЕС закупили для курдов большое количество стрелкового оружия, гранатомётов, артиллерийских установок в странах бывшего соцлагеря. На вооружении "Сирийских Демократических Сил" есть танки и бронетехника советского производства.

По мнению Кухалейшвили, Эрдоган в ходе военной операции хочет создать пояс безопасности вокруг границ Турции за счёт аннексии приграничных районов Сирии, вытеснить с данных территорий этнических курдов, как социальную базу "Сирийских Демократических Сил". С начала военной операции приграничные земли покинули 60 тыс. курдов. Эрдоган пытается дезорганизовать и дезориентировать вооружённые формирования курдов, которым не по плечу сражаться со второй по своей численности армией в НАТО.

На захваченных сирийских землях турецкое правительство планирует расселить до двух миллионов сирийских беженцев. Турция переживает миграционный кризис. Сейчас в лагерях для беженцев на турецкой территории находится 3,6 млн человек. ЕС выделает Турции миллиарды евро на их содержание. Нужно учитывать и тот факт, что маленькая и победоносная война в Сирии как никогда кстати для режима Эрдогана.

После того как экономическая ситуация в Турции начала ухудшаться, лира обесценилась на сорок процентов, а задолженность частных фирм перевалила за четверть триллиона долларов, популярность турецкого президента и его "Партии справедливости и развития" начала снижаться. Ставленники Эрдогана проиграли местные выборы в Анкаре, Измире, Стамбуле, а мэрами этих мегаполисов стали представители кемалистской оппозиции, противники умеренного исламизма и авторитарных тенденций в политической жизни их страны. Война с курдами нужна Эрдогану для отвлечения внимания турецкого общества от внутренних проблем.

Военная операция Турции в Сирии: просчёты Запада

Не последнюю роль в эскалации нового вооружённого конфликта на севере Сирии сыграла пассивность Запада, глубокий кризис, который переживает НАТО. Односторонние военные действия наступательного характера турецкой армии против сирийских курдов– это тот случай, когда страна-член организации коллективной безопасности отказывается координировать свою политику с другими участниками.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг выступил категорически против действий турецкой армии в Сирии, призвал Эрдогана проявить сдержанность. Действия Турции осудили правительства Великобритании, Франции, Германии. Евросоюз заморозил переговоры о перспективе вступления Турции и планирует рассмотреть возможность введения санкций, вплоть до эмбарго на поставки оружия в ответ на военную операцию на севере Сирии. Турецкая армия в основном полагается на бронетехнику и стрелковое оружие немецкого производства.

Однако, если бы не позиция президента США Дональда Трампа, то Эрдоган не рискнул бы вводить войска на север Сирии. По информации американского политического обозревателя Колби Итковитц, за несколько дней до начала военной операции, Трамп и Эрдоган договорились по телефону о том, что США не встанут на пути турецкой армии в Сирии. Перед началом наступления, американские военные отошли из зоны поражения, оставив курдов один на один с превосходящим противником. Вывод 2 тыс. американских военных из Сирии, которые находятся там с 2015 года, является идеей фикс в Белом Доме. Американский президент уверен, что нет целесообразности в продолжительном пребывании вооружённых сил США в Сирии, в охране границы с Турцией.

Трамп считает, что ИГИЛ полностью разгромлено, а заниматься вопросами безопасности в Сирии должна Турция и другие ближневосточные страны. Он принял решение о выводе американских войск из Сирии в конце прошлого года. Американский президент выступает за сокращение военного присутствия вооружённых сил за рубежом и сокращение расходов на международные инициативы.

Однако, более подкованные в сфере геополитики и международных отношениях республиканцы не разделяют точки зрения Дональда Трампа. Бывший министр обороны США Джеймс Меттис считает, что сдача курдов турецкой армии может стать предпосылкой для возрождения влияния ИГИЛ в Сирии. Его мнение разделяет конгрессмен Дэн Креншоу, который считает, что военная операция Турции может повлечь за собой затяжную войну. По информации республиканца под обстрел турок попали американские военные (обошлось без потерь), тюрьмы, где содержались члены ИГИЛ. Курды держали в заключении двенадцать тысяч подозреваемых в связях с ИГИЛ и теперь их некому содержать. Сенатор-республиканец Линдси Грэм убеждён, что Трамп совершил ошибку, аналогично той, что допустил экс-президент Барак Обама, согласившись вывести американские войска из нестабильного Ирака в 2011 году, что стало предпосылкой для усиления влияния ИГИЛ. Грэм считает, ИГИЛ может устраивать теракты на территории США и стран-членов ЕС.

Восемнадцать тысяч оставшихся террористов рассеялись по территории Сирии и Ирака. Недавно ИГИЛ осуществило атаку на военную базу в подконтрольном курдам городе Ракка. Даже среди американских евангелистов, которые в своей массе поддерживают Трампа, решение о выводе войск из Сирии вызвало сомнения, поскольку их беспокоит судьба сирийских христиан, которые оказались в зоне поражения турецких снарядов. По мнению основателя Христианской сети теле- и радиовещания Пата Робертсона, предав курдов, Трамп рискует потерять доверие.

Военная операция Турции в Сирии: выгоды конкурентов Америки

Своим непродуманным решением Трамп подрывает позиции США на Ближнем Востоке. Со времён Второй войны в Заливе, курды являются одной из опор геополитического влияния США на Ближнем Востоке. Они выступили на стороне США не только в войне против ИГИЛ в Сирии, но и во время военной операции США в Ираке и свержения режима Саддама Хуссейна в 2003 году в Ираке. Фактор Курдского сепаратизма мог быть использован США для коррекции поведения режима Эрдогана, который в последние годы вышел из фарватера внешней политики США. Вакуум, который Штаты оставляют за собой в Сирии заполнят Россия и Иран. Они выступают за сокращение влияния Америки на Ближнем Востоке.

Существуют предпосылки перераспределения влияния в Сирии между Россией, Ираном и Турцией, которые участвуют в альтернативном Женевским встречам переговорном процессе в Астане, целью которого является мирное урегулирование сирийского конфликта. Президент РФ Владимир Путин призвал Реджепа Эрдогана действовать в Сирии осторожно не в ущерб территориальной целостности страны. Однако, по данным курдского генерала Мазлума Кобани Абди, союзные России иранские войска начали атаковать позиции "Сирийских Демократических Сил" в провинции Деир-эз-Зор. Всё это напоминает хорошо продуманную в Москве, Тегеране и Дамаске военную кампанию против сирийских курдов, которые не подконтрольны режиму Асада.

Расчёт на то, что курды капитулируют первыми, согласятся сложить оружие и пойти на мир с Дамаском на его условиях. Таким образом, Асад побеждает в гражданской войне в Сирии, а Россия и Иран не допускают прихода к власти политических сил угодных США и Евросоюзу. Этого всего могло и не быть, если бы Трамп добровольно не вышел из игры и настоял на предоставлении Сирийскому Курдистану широкой автономии в составе Сирии и сохранил американские войска для сдерживания влияния России и Ирана. В какой-то степени американский президент подыграл конкурентам США в борьбе за влияние на Ближнем Востоке.