Триумф консерваторов: геополитические последствия выборов в Иране
В начале недели в Иране подвели итоги парламентских выборов, которые состоялись 21 февраля
В условиях рекордно низкой явки (42,5%) победили консервативные кандидаты в депутаты, приближённые верховного руководителя Ирана Али Хаменеи. Они займут 219 из 290 мест в Меджлисе. Присутствие в парламенте утратили 90 реформистов. Совет стражей конституции (выполняет функции конституционного суда) не допустил к участию в выборах от 7 до 16 тыс. кандидатов, которые выступают за реформирование и модернизацию Ирана при сохранении теократического режима, прагматичные и конструктивные отношения с Западом и светскими монархиями Персидского залива. Итоги парламентских выборов в Иране сулят неоднозначными геополитическими последствиями.
Новые расклады
По мнению старшего научного сотрудника Центра стратегических исследований Ближнего Востока Абаса Аслани, иранские консерваторы уже контролируют судебную ветвь власти и как по итогам последних парламентских выборов возьмут под контроль законодательную ветвь власти. Учитывая то, что последнее слово при принятии государственных решений за верховным руководителем Ирана аятоллой Али Хаменеи, одного из лидеров исламской революции 1979 г. и пользующегося репутацией внешнеполитического "ястреба", антиамериканиста, антисиониста, консерваторы полностью замкнут на себе процесс принятия решений в Иране по любому вопросу, в том числе в сфере внешней политики.
Иранские консерваторы, как бывший президент Махмуд Ахмадинежад или же бывший командующий военно-воздушных сил элитного подразделения "Корпус стражей исламской революции" и мэр Тегерана Мохаммед Багер Калибаф, выступают за укрепление обороноспособности исламской республики, разработку и испытания баллистических ракет, обогащение урана, распространение политического и экономического влияния Ирана на Ближнем Востоке. Они воспринимают США, Израиль и Саудовскую Аравию в качестве угрозы. Итоги парламентских выборов в Иране говорят о том, что умеренный президент Хасан Роухани и его сторонники, чьей заслугой являлась ядерная сделка 2015 г. США и рядом других стран, окажутся на обочине иранской политики.
Парламент нового созыва увеличит расходы на деятельность Корпуса стражей исламской революции, который считается элитой иранского общества, имеет собственные бизнес структуры, проводит военные и разведывательные операции за пределами Ирана, обучает, снабжает оружием шиитские вооружённые группировки в Палестине, Ливане, Йемене, Сирии, Ираке. Ведь теперь среди депутатов парламента у них есть влиятельный лоббист – Калибаф, который претендует на должность нового спикера. Бытует мнение, что усиление консерваторов в парламенте создаёт предпосылки для прихода к власти угодного им президента на выборах в 2021 г.
Испытание для Ближнего Востока
Складываются вполне благоприятные предпосылки для проведения Ираном более наступательной, агрессивной внешней политики на Ближнем Востоке. Абас Аслани считает, что парламент нового созыва будет поддерживать текущую деятельность Ирана на Ближнем Востоке. Иран не станет выводить свои войска из Сирии и прекращать оказывать поддержку президенту Башару Асаду, который сейчас пытается отвоевать провинцию Идлиб у спонсируемых Турцией вооружённых формирований оппозиционно настроенных исламистов.
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили считает, что иранцы продолжат дестабилизировать безопасность на южных и северных границах Израиля в ответ на признание со стороны США Иерусалима столицей еврейского государства, претензии израильского правительства на оккупированные сирийские Голанские высоты и еврейские поселения на палестинской территории Западный берег реки Иордан. Корпус стражей исламской революции продолжит передавать ливанской террористической организации "Хезболла" ракеты и другое оружие через территорию Сирии. Тегеран продолжит финансировать палестинскую террористическую организацию "Исламский джихад", которая подвергает систематическим обстрелам территорию Израиля. На днях, после очередного обстрела, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху пригрозил проведением военной операции на территории Сектора Газа, если атаки продолжатся.
Кухалейшвили допускает, что аналогичные провокации возможны в отношении Саудовской Аравии с территории Йемена, где с 2014 г. идёт гражданская война и спонсируемые Ираном повстанцы хуситы пытались захватить власть в стране. Сейчас инициатива в вооружённом конфликте в руках Саудовской Аравии и её союзников, которые оказывают военную помощь легитимным властям. Ведутся переговоры с хуситами обмене пленными. Тем не менее, в прошлом с территории Йемена велись ракетные обстрелы населённых пунктов Саудовской Аравии, пригородов столицы Эр-Рияда. С помощью беспилотников были нанесены удары по нефтеперерабатывающим заводам и нефтепроводу на территории королевства. Иран воспринимает Саудовскую Аравию как проводника интересов США и противника номер 2 после Израиля.
Американо-иранское противостояние
Абас Аслани полагает, что парламент, в котором доминируют консерваторы, будет против прямых переговоров с США по проблемным вопросам. В 2018 г. президент США Дональд Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном и возобновил санкции в отношении нефтяного, банковского сектора страны, в 2019 г. распространил ограничительные меры на металлургический сектор и признал Корпус стражей исламской революции террористической организацией. Вашингтон рассчитывал таким образом заставить Тегеран отказаться от разработки баллистических ракет и прекратить спонсировать террористические организации и вмешиваться во внутренние дела других стран, несмотря на то, что режим аятолл не нарушал условия ядерной сделки, не обогащал уран в обмен на отмену санкций Совбеза ООН после 2015 г.
США предложили Ирану договориться о новой сделке. Георгий Кухалейшвили полагает, что Хаменеи и консерваторов другая тактика. По мнению аналитика, Иран продолжит добиваться от США отмены санкций путём шантажа и запугивания. В течении прошлого года Иран захватывал и повреждал иностранные танкеры в Персидском заливе, вызывая перебои с поставками нефти. Проиранские шиитские группировки осуществляли обстрелы американских военных объектов на территории Ирака и Сирии, обстреливали зелёную зону в Багдаде – укреплённый и хорошо охраняемый квартал, где находятся правительственные учреждения и американское посольство.
США не готовы перейти от санкций к военным действиям против Ирана. Трамп против военных действий с этой страной. Такого же мнения придерживается его основной соперник на президентских выборах в этом году демократ Берни Сандерс. Сандерс вовсе готов пойти на примирение с Ираном, признать его интересы на Ближнем Восток и не вмешиваться в его противостояние с Саудовской Аравией. Провокационные действия Ирана и его повышенная боеготовность представляют угрозу для международной безопасности и уже стоили жизни экипажа и пассажиров украинского авиалайнера, который иранские военные сбили по ошибке.
Кризис в Иране
Несмотря на то, что консерваторы победили на парламентских выборах, низкая явка свидетельствует о серьёзном расколе во взаимоотношениях общества и власти в Иране, полном непонимании и игнорировании режимом аятолл гражданских запросов. Аналитик Мохаммед Аятоллахи Табаар считает, что иранцы массово проигнорировали выборы в знак протеста, в ответ на жестокое подавление акций протеста в ноябре 2019 г. Значительная часть иранского общества поддерживает теократический режим, не желает возвращения к монархии или развития Ирана по неолиберальной модели. Тем не менее, иранцы недовольны расточительством режима аятолл на заграничные операции Корпуса стражей исламской революции, им надоело кормить режим Асада и террористические организации в условиях экономического кризиса в стране под влиянием санкций США.
С 2018 г. экспорт нефти из Ирана снизился с 2,7 млн до 600 тыс. баррелей в сутки. Исламская республика теряет основной источник дохода. Цены на продукты увеличились на 60%. Достаточно иранцев не могут позволить себе полноценное питание. Наблюдается высокий уровень безработицы среди молодёжи. Четверть населения страны сидят не у дел. Наблюдаются перебои с поставками воды. Процветает коррупция. Значительное количество иранцев не пошли на выборы не из-за угрозы эпидемии короновируса, как говорят власти (от болезни умерли 17 иранцев). Они проигнорировали их потому, что там не за кого было голосовать. Пока консерваторы будут доминировать на политической арене Ирана, экономический кризис будет усугубляться, а недовольство властью в обществе будет расти.