Гренландский казус Трампа и его последствия
В воскресенье, 18 августа, президент США Дональд Трамп подтвердил распространённые американской газетой The Washington Post слухи о его желании купить у Дании остров Гренландия. Американский президент считает, что интерес к крупнейшему в мире острову обусловлен стратегическими интересами. По его мнению, это могло быть чем-то вроде крупной сделки с недвижимостью.
Дональд
Трамп подчеркивает, что приобретение Гренландии не самый главный вопрос на
повестке дня США и об этом нужно ещё договориться с правительством Дании,
которую американский президент планирует посетить в начале сентября.
Информация о планах Трампа на остров вызвала бурю негодования в правительственных кругах Дании. Глава правительства Дании Метте Фредериксен заявила, что остров Гренландия не подлежит продаже потому, что принадлежит сама себе.
С 2009 года остров имеет автономный статус и самостоятельно решает все внутренние вопросы.
Премьер Гренландии Ким Кильсен заявил, что остров открыт для торговли и сотрудничества со США, но не продаётся. В Белом Доме явно не ожидали, что планы по приобретению Гренландии, которые Трамп хотел обсудить с Фредериксен и Кильсен наедине за закрытыми дверьми, станут достоянием общественности.
Данный казус может негативно отразиться на отношениях США и Дании – давних партнёров по НАТО. В то же время, американцы интересуются возможностью приобретения Гренландии уже третий век подряд и на это есть основания.
Гренландский казус Трампа: взгляд в прошлое
Штаты нередко расширяли свои границы за счёт приобретения колониальных владений у других государств. В 1803 году экс-президент Томас Джефферсон купил у Франции колонию Луизианну за 15 млн долл. В 1867 году бывший президент Эндрю Джонсон купил Аляску у России за 7,2 млн долл. Американцы покупали земли для экономической экспансии. Американцы также покупали территории и у датской короны.
В 1917 году экс-президент США Вудро Вильсон купил у Дании современные Виргинские острова за 25 млн долл. Накануне вступления США в Первую Мировую войну им нужен был форпост в Карибском море. Фактически, острова купили для того, чтобы предотвратить их захват немецким флотом.
Тогда же, в 1917 году, США и Дания согласовали свои позиции по Гренландии: Вильсон признал Гренландию владением датской короны. США безуспешно вели переговоры с Данией о приобретении острова в 1860-х.
Гренландия является территорией американского континента, но политически относится к Европе. Изначально там селились предки современных скандинавов – викинги. С 18 века Дания вместе с Норвегией проводила колонизацию острова. Гренландия полностью отошла датской короне в 1814 году. До середины 20 века крупнейший в мире остров был колонией Дании.
Несмотря на то, что в силу сурового арктического климата пригодной для жизни является только прибрежная часть Гренландии (большая часть острова покрыта ледниками), с точки зрения безопасности остров является естественным рубежом со стороны Европы. Это в полной мере проявилось в годы Второй Мировой войны, когда остров стал ареной противостояния местного ополчения из числа датчан-колонистов, подразделений Береговой Охраны, Военно-Воздушных Сил США и немецко-нацистских захватчиков. Американцы и гренландцы вели бои с немецкими военными, которые пытались укрепиться в прибрежных районах острова. Пока Дания была оккупирована Германией, США установили полный контроль над островом. Американских военнослужащих в Гренландии было больше, чем местного населения. Американцы наладили логистику, создали инфраструктуру на острове. Гренландия переориентировалась в плане торговли на Канаду, США.
После окончания Второй Мировой войны США вернули Гренландию под контроль Дании. Хотя, в 1946 году президент Гарри Трумен предложил Копенгагену продать остров за сотню миллионов долларов. Датчане снова отказались, но разрешили американцам оставить на территории Гренландии базу ВВС в населённом пункте Туле.
В годы "холодной войны" остров превратился в щит США. Там были установлены радары и датчики системы раннего оповещения на случай запуска Советским Союзом баллистических ракет. Даже была идея создать систему бункеров во льдах Гренландии с площадками запуска баллистических ракет. Этому помешала дороговизна и сложность реализации проекта.
Гренландский казус: планы Трампа в Арктике
В современных условиях Гренландия интересна администрации Трампа как форпост в борьбе за раздел нефтегазовых месторождений Арктики, который в последнее время предпринимает шаги по усилению своего присутствия в регионе. В условиях глобального потепления и таяния льдов повышается вероятность успешной разработки подводных нефтегазовых месторождений.
По оценкам геологической службы США, в Арктике находится 30% углеводородных ресурсов Земли. Советник президента США по экономическим вопросам Ларри Кудлоу считает, что стратегический интерес представляют природные ресурсы Гренландии. На шельфе Гренландии находятся месторождения на 50 млрд баррелей нефти. Также на территории острова есть месторождения свинца, цинка, и других полезных ископаемых, которые используются как сырьё в высокотехнологичных отраслях США, в том числе в оборонно-промышленном комплексе, ядерной энергетике, аэрокосмической промышленности.
Добыча нефти и газа в арктических широтах дело рисковое из-за штормов и сильных морозов. Например, с 80-х США сократили добычу нефти на Аляске с 2 млн до 500 тыс. баррелей в сутки. Однако, у американцев гораздо больше средств на освоение гренландских месторождений, чем у датчан. Если Дания тратит на развитие острова 700 млн долл. в год (60% от ВВП Гренландии), то в прошлом году США выделили 750 млн долл. на изготовление одного ледокола. Трамп сделал освоение Арктики одним из приоритетов своей политики.
Политолог-международник Георгий Кухалейшвили считает, что, владея Гренландией, США смогли бы увеличить подконтрольные территории в Арктике. Особую ценность представляет месторождение у подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Месторождение содержит свыше 70 млрд баррелей нефти. Датчане доказывают, что хребет Ломоносова относится к гренландскому шельфу. Россия считает данный массив частью своего шельфа.
По мнению Кухалейшвили, контроль над Гренландией интересен США для сдерживания амбиций Китая усилить своё присутствие в Северном Ледовитом океане. Ледоколы Китая бороздят арктические воды. Американцы опасаются, что в недалёком будущем появятся подводные лодки Китая в регионе. Китай делает ставку на строительстве объектов двойного назначения для того, чтобы закрепиться в Арктике.
В последние годы Поднебесная активизировала сотрудничество с Норвегией и Исландией, где открыла свои научные станции. Китайские инвесторы планировали открыть два аэропорта в населённых пунктах Гренландии в 2018 году США пришлось приложить дипломатические усилия, чтобы убедить датчан отказаться от заманчивого предложения Китая и самостоятельно профинансировать строительство аэропортов.
Гренландский казус Трампа: интересы Евросоюза
Несмотря на то, что Дания могла бы снять с себя груз ответственности и с выгодой продать Гренландию США, власти королевства не могут сделать это в силу ряда обстоятельств. Георгий Кухалейшвили считает, что продажа Гренландии создаст негативный прецедент для территориальной целостности датского королевства. Выход Гренландии из состава датского королевства создаст основания для активизации сепаратистов Фарерских островов. С 1946 года они ищут пути добиться независимости от Дании.
Фареры имеют ограниченный суверенитет в составе Дании с 1948 года. Глава "Прогрессивной партии" Пол Михельсен считает, что у фарерцев и датчан нет ничего общего и необходимо добиваться независимости. Сепаратистские настроения островитян подстёгивает наличие шельфовых месторождений нефти (10 млрд баррелей).
В 2018 году фарерские сепаратисты планировали провести референдум о выходе из состава Дании. Продажа Гренландии ослабит позиции сторонников сохранения Фарерских островов в составе королевства. Они одержали победу на выборах в местный парламент в 2019 году. Сторонники нахождения в составе Дании есть и в Гренландии. Если датские власти продадут остров США, где также есть месторождения нефти и газа, тогда вопрос о референдуме о независимости Фарерских островов будет снова стоять на повестке дня.
Потеря Данией контроля над Гренландией не выгодна Евросоюзу. Брюссель рассматривает остров как окно в Арктику. Европейцы претендуют на нефтегазовые и другие месторождения Гренландии. Одним из приоритетов ЕС является поиск альтернативных России направлений поставок нефти и газа, а гренландские месторождения играют в этом плане стратегическое значение. ЕС воспринимает потуги США приобрести Гренландию как вызов и выступает за сохранение острова в составе Дании.