Рубрики
МЕНЮ
0
Социальная политика, бюджетная политика, энергетика, ЖКХ, экономика, госуправление
Кандидат наук госуправления
Создание и развитие любого рынка всегда сталкивается с необходимостью использовать примерно одни и те же инструменты, в какой бы отрасли народного хозяйства эти рынки не появлялись. Скорость же и качество данных процессов зависят как от операторов рынка, так и от государства, а точнее нормативно-правовой базы, регулирующей общеэкономические вопросы и особенности становления нишевых рынков. Кроме того, в зачет идет и наличие возможных противодействующих механизмов, как-то: лоббистов старых технических решений (если речь идет о модернизации и появлении новых продуктов, вследствие научно-технической революции) или же действующего теневого рынка, не желающего уступать свои позиции.
Украинский рынок азартных игр, возрождение которого стало возможным благодаря принятому в прошлом году Закону Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» № 768-IX, не является исключением из общего правила. Палки в колеса его развития летят и со стороны несовершенства законодательства, опирающегося в отдельных случаях на положения почти что двадцатилетний давности, не очень применимые в современных реалиях, и со стороны развившегося с 2009 года нелегального игорного рынка.
С обоими проблемами должно и может справится государство. Впрочем, если к решению вопроса об усовершенствовании законодательных норм вполне может присоединиться и профессиональное сообщество, что оно, кстати, и делает, то борьба с нелегалами – это задача именно гос.органов. И вестись она должна по всем направлениям сразу. Коих в игорном бизнесе всего два: онлайн-сегмент и оффлайн-сегмент.
При этом, самый эффективный метод борьбы с нелегалами – выстраивание системной работы всеми правоохранительными органами по данному направлению. Если кто-то думает, что, один раз закрыв нелегалов, проблему можно решить навсегда, то это не так. Максимальный результат, отраженный в европейском опыте, показывает, что количество нелегалов может быть значительно минимизировано как онлайн, так и офлайн только тогда, когда их выявление ведется регулярно, а не разово. И для этого государственные структуры должны работать сообща, совершенствоваться и постоянно мониторить ситуацию.
Да, эффективность чисто запретительных мер не всегда достаточна. Но основная проблема тут не в чьей-то персональной низкой квалификации, а в наличии или отсутствии политической воли. Например, конец 2019 года показал, что государство все знает и способно наносить удар по нелегалам, работающим в оффлайн-сегменте гемблинга. Напомню, тогда, в 2019 году, за несколько недель была закрыта львиная доля нелегальных залов игровых автоматов по всей страны. Сейчас же остается только проводить регулярную профилактику периодически возникающих рецидивов.
Относительно же онлайн-сегмента, то одним из ключевых механизмов, который необходимо использовать для уменьшения количества нелегалов, - это не просто блокировка сайтов, а работа с провайдерами интеренет-связи, которые будут блокировать трафик и никаким образом не давать данным нелегальным компаниям как-то себя проявлять, восстанавливаться и т.д. Это абсолютно реальная отработанная система, которая была применена в Швейцарии, Испании, Италии, а также в ряде других стран. Т.е. блокировка через провайдеров интернет-связи работает и является эффективной. В украинских реалиях для этого нужны решения судов. И потому без активной позиции прокуратуры, только силами МВД или СБУ тут не обойтись. Вторым же механизмом борьбы с нелегалами, работающими онлайн, является ограничение возможности ввода/вывода наличности. И здесь уже может подключиться Нацбанк, который имеет все полномочия и возможности, чтобы, например, отозвать лицензии у нескольких небольших банков, посчитав, что они увлекались переводами нелегальных платежей в адрес онлайн-казино, тотализаторов и букмекерских контор. Да, разглядеть гемблинг-платежи в балансах больших банков это весьма сложная задача. Особенно если учесть, что банки-эквайеры могут менять кода платежей в интернет-казино, обозначая, допустим, перевод с персонального счета играющего не как платеж в адрес казино, а как, например, некую покупку электронной валюты (что с лета этого года урегулировано отдельным законом), оплату игр или платеж в легальный интернет-магазин.
Борьба с нелегальным рынком – это комплексная системная работа, которая не может быть ограничена ни временными рамками и областью полномочий какой-то одной государственной институции.
Новости партнеров
Другие материалы автора
Новости