В самом начале первой и последней же сессионной неделе января, парламентский Комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства поддержал вынесение на рассмотрение ВРУ законопроекта №2680 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации дорожного строительства и совершенствования законодательства в сфере градостроительной деятельности», который рекомендуется принять во втором чтении.
В свою очередь, член комитета и главный мотор движения данного проекта народный депутат Елена Шуляк, буквально в режиме спецрепортажа с заседания Комитета, поделилась этой радостной для нее новостью. «Мы (ред.) предлагаем существенно упростить процесс получения разрешений, чтобы заказчик предоставлял органам Государственного архитектурно-строительного контроля всю проектную документацию, положительное заключение экспертизы, НО НЕ ожидал РАЗРЕШЕНИЯ (достаточно будет сообщения). Если проще: забираем глыбу бюрократии из цепочки намерение-действие, и даем возможность ремонтировать дороги еще быстрее и качественнее. Ожидаем такой же поддержки от коллег-депутатов во время голосования за №2680 во втором чтении», - написала в своем блоге в социальной сети Фейсбук народный депутат.
И вот все бы хорошо, но… вспоминая народные мудрости о том, что «торопливость хороша лишь при ловле блох» и «одно лечим – другое калечим», попробуем более внимательно рассмотреть возможные последствия внедрение в жизнь того, что предлагают изменить народные избранники в строительной сфере.
Для начала, воспользуюсь рекомендациями Главного научно-экспертного управления парламента и замечаниями Главного юридического управления, которые при анализе законопроекта сошлись в том, что:
- - Поскольку законопроектом предлагается дать возможность фирмам проводить строительные работы по реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, по сути на свой страх и риск, без даже намека на государственный контроль за ходом выполнения работ, то есть серьезная угроза нарушения норм Конституции Украины, в частности предусмотренных статьями 50, 54 Основного Закона Украины, о праве каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и сохранение государством исторических памятников и других объектов, представляющих культурную ценность..
- - Так как работы на объектах категорий СС2 и СС3 согласно положениям абзаца 7 подпункта 2 пункта 6 раздела I законопроекта, могут проводится… заказчиками и генеральными подрядчиками без лицензии(!) лишь на основании уведомления о начале выполнения таких строительных работ, то это означает, что строить дороги и возводить мосты, если этот законопроект примут, сможет практически кто угодно. Предъявление же постфактум претензий к таким «предприятиям» будет весьма непростым делом, ведь что мешает мошенникам использовать для ухода от ответственности фирмы-однодневки?
- - Исключение необходимости для застройщика согласовывать проектное решение объектов, расположенных в исторической части города, исторических ареалах, на магистралях и площадях общегородского значения с главным архитектором города может привести к нарушению требований по государственной охране культурного наследия в Украине. Кроме того, отмена подобного требования создаст угрозу еще большего загромождения важных магистралей и площадей в городах.
- - Разрешение использовать во время проведения строительных работ несертифицированных и не отвечающих государственным стандартам и техническим регламентам строительных материалов может привести к непредсказуемым последствиям в ходе эксплуатации объектов строительства.
- - Попытки с помощью законопроекта №2680 внести изменения в положения еще не вступивших в силу Законов Украины противоречат нормам Регламента Верховной Ради, в частности части 6 статьи 91.
А теперь продолжу вопросами, которые не просто остаются без ответа, но даже не поднимались ни на заседании Комитета ни в процесс публичного обсуждения законопроекта:
- 1. Кто будет отвечать за негативные последствия для жизни и здоровья людей, которые могут пострадать в результате использования «построенного методом уведомления»? Фирмы-однодневки и фирмы-призраки, которые будут фигурировать в качестве застройщиков и исполнителей работ? А именно так и будет, если позволить строить кому угодно и с использованием непонятно какого качества материалов
- 2. Будет ли безответственность безопаснее коррупции? Ведь с одной стороны – да, действительно, чем меньше регуляции, тем меньше возможностей для коррупции. А с другой, отмена регулирования – это и отмена контроля, в том числе там, где он как раз не является лишним. А при строительстве объектов категорий СС2 и СС3 он явно не лишний, ровно как и при строительстве в природоохранных зонах и рядом с памятниками истории и архитектуры.
- 3. Действительно ли снизятся коррупционные риски, не появятся ли вместо них новые. К примеру, риски массового продвижения на отечественном строительном рынке контрабандных, контрафактных, фальсифицированных строительных материалов? Потому как не исключено, что, декларируя намерение сократить коррупционные риски, авторы закона создают условия для хищений и прочих экономических преступлений с последствиями для стратегической инфраструктуры либо экологии и исторически ценных объектов. Например, что значит ремонт моста без надлежащего контроля или строительные работы в историческом квартале города без разрешения главного архитектора?
- 4. Кто и как будет отвечать за нецелевое использование бюджетных средств при строительстве дорог, если фирмы без лицензий выиграют тендеры и построят нечто, не отвечающее никаким стандартам? Напомню, что лишь на объекты президентского проекта «Большое строительство» в 2021 роду предусмотрено выделить из Госбюджета около 100 млрд грн! А ведь есть еще и дороги, которые строятся и ремонтируются из местных бюджетов (областных, городских, объединенных территориальных общин). Можно только представить как возрастет уровень коррупции на местах, если для строительства ничего, кроме подачи уведомления не нужно будет!
- 5. И наконец, за чей счет будут ремонтироваться и переделываться дороги и мосты, построенные без адекватной проектной документации? А ведь если не будет согласований с главным архитектором или с органами Госахрстройконтроля, то проекты могут быть какого угодно качества…
Красивым лозунгам, метафорам и медийным штампам – место среди лозунгов, метафор и на страницах СМИ. Они хороши в парламентской и активистской риторике, но практически всегда неуместны в законотворчестве. Особенно если речь идет об объектах стратегического значения и объектах с высоким классом последствий для жизни и здоровья граждан. Очень бы хотелось, чтобы за «высокими словами» о «борьбе с коррупцией» и «дерегуляции» стояли четко прописанные нормы и правила персональной ответственности и достаточного уровня контроля. В противном случае, мы будем на выходе иметь не «снижение уровня коррупции», а рост бардака и хаоса с весьма пагубными последствиями как для экономики страны в целом, так и для каждого из нас лично. По дорогам-то ходят и ездят все…