Колеса отпали: вопросы к спорным тендерам "Укрзализныци"
Укрзализныця отменила тендеры на закупку железнодорожных колес и бандажей на общую сумму 2,4 млрд грн, в связи с чем у участников рынка возник ряд вопросов
В середине июля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала Выксунский метзавод (входит в Объединенную металлургическую компанию – ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. Это событие, несмотря на территориальную и политическую отдаленность Украины от РФ, уже оказало существенное влияние на наш рынок: в его контексте "Укрзализныця" отменила ранее объявленные спорные тендеры на закупку цельнокатаных жд-колес и бандажей на общую сумму 2,4 млрд грн. Об этом пишут "Контракты". Впрочем, как стало известно, "Укрзализныця" уже начала подготовку нового тендера.
ФАС России доказала причастность ОМК к завышению цен – решение касается железнодорожных колес, производимых Выксунским метзаводом, начиная с апреля 2019 года. Решение было оглашено 8 июля, пишет российский "Коммерсантъ". Одновременно решение антимонопольной службы, освободившее ВМЗ от аналогичных обвинений за 2017-2018 годы, было успешно оспорено в судах двух инстанций. Окончательно доказан факт злоупотребления монопольным положением с целью необоснованного завышения цен на жд-колеса крупнейшим производителем в РФ. Речь идет о достаточно длительном периоде – с 2017-го по конец 2019 года. ОМК может грозить оборотный штраф до 15% от выручки с продажи колес на рынке РФ.
В Украине похожая ситуация – у нас тоже есть монополист в лице группы "Интерпайп" (в РФ таких два: "Евраз НТМК" и упомянутый ВМЗ). В России также осуществляется импорт колес, в т.ч. из Казахстана и Китая. Тогда как украинский рынок довольствуется либо продукцией "Интерпайпа", либо теми колесами, которые россияне устанавливают на старые вагоны, которые они продают в Украину.
РФ остается важным рынком для "Интерпайпа" – данный тезис подтвердил директор по экономике и финансам группы Денис Морозов. Обосновывая цены в РФ, "Интерпайп" всегда заявлял, что держит их на уровне рыночных. Дескать, в России свободный рынок, достаточное количество независимых участников, и искусственное завышение цен в РФ в принципе невозможно. А поскольку компания Виктора Пинчука – по заверению ее топ-менеджеров – продавала те же колеса по тем же ценам и на Родине, то аргументация при определении цен в Украине была такая же.
В итоге, как определили ФАС и судебные инстанции, цены могут быть ниже. При этом никакой напряженной конкурентной борьбы нет, но имеет место сговор, злоупотребление монопольным положением и необоснованно высокие цены.
В результате "Интерпайп" потерял основную логическую составляющую в ценовом споре. Произошло это не в самый подходящий момент: в ближайшее время должны были состояться (но были отменены) торги по очень крупным тендерам на поставку "Укрзализныце" цельнокатаных колес на 1,9 млрд грн. и бандажей на 505 млн грн. По мнению экспертов рынка, шансы выиграть их были только у "Интерпайпа".
Но у других участников рынка к несостоявшимся закупкам осталось минимум 10 вопросов.
Первый вопрос. Цены, по которым "Интерпайп" продает колеса в РФ, были на 7-15% ниже обозначенных в несостоявшемся тендере УЗ. При этом, продавая продукцию в России, "Интерпайп" всегда нес допзатраты по логистике и уплате пошлин. Так что будь цена для украинских потребителей на 40-50% ниже обозначенной в тендере УЗ, она все равно была бы выгодной для "Интерпайпа". Показательно, что в конце прошлого года "Интерпайп" без видимых причин повысил цены для УЗ в два раза – с 17 671 грн за одно колесо (в апреле 2018 года) до 35976 грн (в декабре 2019 года). Создается впечатление, что компания просто решила увеличить прибыль в несколько раз, воспользовавшись монопольным положением.
Второй вопрос. Продажи "Интерпайпа" потребителям в некоторые страны пространства "1520" в 2020 году осуществлялись по цене, которая почти в два раза ниже ожидаемой для УЗ. Ситуация, при которой продукция монополиста реализуется на внутреннем рынке вдвое дороже, чем на внешних, представляется странной.
Третий вопрос. Цены на колеса на пространстве "1520" имеют тенденцию к снижению. В спину "Интерпайпу" дышат конкуренты из Китая и Казахстана – после выхода ТОО "Проммашкомплект" (Казахстан) на наш рынок цена существенно снизится.
Четвертый вопрос. Зарубежные производители цельнокатаных колес неоднократно сообщали, что УЗ создает искусственные барьеры для их вхождения на украинский рынок. За кампанией по дискредитации продукции Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment (КНР) стоят интересы конкурирующего производителя – об этом пишут "Контракты" со ссылкой на письмо, направленное китайской компанией и.о. члена правления УЗ Роману Веприцкому.
Пятый вопрос касается самой методики формирования тендерных закупок, а именно долгосрочных контрактов. Роман Веприцкий в прошлом заявлял, что в случае изменения конъюнктуры рынка, УЗ готова корректировать цены. Сейчас такое изменение имеет место – и эксперты задаются вопросом, а что дальше? И как обстоят дела с упомянутым состоявшимся тендером на 200 млн грн? "Укрзализныця" произвела или собирается производить закупки по контрактным ценам? Или, как обещал топ-менеджер, УЗ уже пересмотрела цены по рынку? Контролирует ли кто-то вообще этот вопрос?
Если изменение цены, зафиксированной в договоре с победителем тендера УЗ, действительно возможно, тогда тендер теряет смысл как таковой. Если конечно только заключившие договор не предусматривали оставить за собой право менять все, что угодно, и когда вздумается. Но тогда это не что иное, как почва для коррупции.
Чтобы проверить это утверждение, достаточно посмотреть, как "Укрзализныця" будет менять цену, а победитель по аналогичному текущему тендеру (на 200 млн. грн. – его выполнение сейчас в процессе) в лице "Интерпайпа" – соглашаться с таким изменением по уже заключенному контракту. А если и будут дальнейшие коррективы цен с обеих сторон, то кто оценит, было ли такое изменение рыночным и не имел ли возможность кто-то из конкурентов в тот же момент предложить лучшие условия?
И есть ли смысл фиксировать цену в столь объемных долгосрочных контрактах, как тот, что планировался к заключению на 2,5 года на 1,9 млрд грн, в условиях искусственно завышенной цены, сформированной путем интернационального сговора, притом что реальные цены на колеса на пространстве "1520" идут на спад?
Шестой вопрос. В процессе подготовки тендерной документации для УЗ по той самой запланированной закупке на 1,9 млрд. грн. "Интерпайп" заявил о необходимости повысить цену еще на 10%. В контексте приведенной информации повышение выглядит еще более странным.
Седьмой вопрос. И.о. предправления УЗ Иван Юрик уточнил: в настоящее время на рынке грузовых вагонов наблюдается профицит подвижного состава, в том числе за счет увеличения частного парка. В итоге и.о. предправления УЗ лишь подтвердил, что целесообразности в закупке такого колоссального количества колес и бандажей вообще нет.
На рынке звучало мнение о том, что нынешние – недавно отмененные – тендеры УЗ были ничем иным, как попыткой руководства Мининфраструктуры выручить "Интерпайп" как раз в тот момент, когда Россия ввела пошлины в 34% на украинские жд-колеса. Владислава Криклия прямо обвиняли в сговоре с руководством "Интерпайпа".
Восьмой вопрос. "Интерпайп" – единственный монопольный в Украине производитель жд-колес и колесных пар. В части производства колес, колесных пар, бандажей ее работа всегда была ориентирована на экспорт, а для УЗ эта продукция всегда продавалась по остаточному принципу. И именно монопольный статус "Интерпайпа" позволил создать дефицит на украинском рынке и продавать колеса с очень высокой маржинальностью.
Девятый вопрос. Тот факт, что "Укрзализныця" утвердила неоправданно высокую ожидаемую цену на падающем рынке, должен стать предметом интереса антикоррупционных органов – АМКУ, НАБУ и САП. Ведь применительно к данному случаю необоснованную рентабельность можно квалифицировать как злоупотребление со стороны монополиста. Эксперты считают, что сейчас – в условиях предполагавшегося контракта на 2,5 года – "Интерпайп" планировал зафиксировать неоправданно высокие цены, а именно 35976 грн за одно цельнокатаное колесо (т.н. максимально возможная средняя цена для тендера).
При такой норме рентабельности, превышающей для "Интерпайпа" 100%, возможность коррупционной составляющей критически высока. Назывались суммы возможных "откатов" – вплоть до $25 млн в пользу ответственных лиц.
Десятый вопрос. УЗ официально признала факт нарушений тендерного законодательства. Напомним, 21 июля "Укрзализниця" отменила тендер на покупку бандажей на сумму 504,99 млн грн. Несколькими днями позднее – а именно 1 августа – были отменены торги по колесам на 1,9 млрд грн. Важно то, что торги по тендеру на покупку бандажей, запланированные на 21 августа, признаны несостоявшимися из-за невозможности устранения выявленных нарушений законодательства в сфере публичных закупок.
После отмены тендеров "Укрзализныця" приняла решение пересмотреть свои среднесрочные планы по закупкам, а "правление УЗ отменило решение предыдущего руководства компании об объемах закупок колес, бандажей, колодок и рельсов".
На этом можно было бы поставить точку. Но, как сообщил информированный источник, близкий к руководству "Укрзализныци", в ближайшее время УЗ предпримет новую попытку объявить тендер на поставку колес, в котором она представит как достижение снижение ожидаемой стоимости до 27-29 тыс. грн. за колесо. Эта цена соответствует предлагаемой "Интерпайпом" частным потребителям на территории Украины, но совсем не соответствует конъюнктуре РФ, Казахстана и Беларуси. В РФ колеса торгуются не выше 55 тыс. руб. (около 20 тыс. грн), и не забываем о затратах украинского производителя на уплату пошлины и логистику. А в Беларусь, по имеющейся информации, "Интерпайп" выполнял последние продажи приблизительно за 17 тыс. грн. за колесо, что еще раз демонстрирует характер завышения цен на рынке Украины.