Железнодорожную сферу Украины "упаковывают" российской продукцией: кто за этим стоит

Закрытые глаза "Укрзализныци": под видом "эстонских" и "казахских" комплектующих украинские вагоны начиняют компонентами из России.

Об этом пишет портал "Комментарии" со ссылкой на Цензор.

До полномасштабного вторжения Россия была в списке нескольких самых крупных экономических партнеров Украины. Однако, в апреле 2022 года Кабмин запретил любой импорт из страны-агрессорки. В обход падения объемов торговли между Украиной и Кремлем, начали действовать серые схемы сотрудничества.

Подтвердил информацию, касающуюся ввоза товаров из РФ в Украину через третьи страны, в феврале и заместитель председателя Комитета Верховной Рады по экономическому развитию Дмитрий Кисилевский. Впоследствии из иностранных СМИ стало известно, что украинское государство экспортирует крупные партии российского топлива, которые завозятся под видом латвийских.

Сегодня факты "скрытой торговли" деталей из Москвы зафиксированы и в машиностроительной отрасли. Такая схема осуществляется через посредников на черном рынке.

Так, согласно данным Государственной таможенной службы, две украинские компании - ООО "Трансинвесткомпани" (Киев) и ООО "ДМЗ Карпаты" (Новый Раздел, Львовская область) - после 24 февраля стали активно завозить из Эстонии поглощающие аппараты, являющиеся главными элементами в устройства сцепления железнодорожных вагонов

До войны, эти запчасти украинским предприятиям, фактически монопольно поставляли российские производители.

В 2023 году о налаживании собственного глобального производства поглотительных аппаратов заявила одна из известных украинских промышленно-инвестиционных групп. А также американская компания Amsted Rail, которая обязалась ввозить эти элементы в Украину.

Однако "Трансинвесткомпании" и "ДМЗ Карпаты" решили продолжить импорт комплектующих из страны-агрессорки под видом "эстонских".

Таким образом, выяснилось, что ООО "Трансинвесткомпани" закупает аппараты РТ-120 класса Т1. В России их называют "первыми отечественными аппаратами этого класса". Серийный выпуск этих деталей двадцать лет назад приступило к производственному объединению “Вагонмаш”, расположенному в городе Железногорск Курской области РФ. Его владельцами являются отец и сын Александр Петрович и Александр Александрович Андреевы. Андреевы поддерживают путинский режим и тесно связаны с ним.

Этим фигурам принадлежит и группа других промышленных компаний, таких как: "Спецвагонснаб", "Вагонмашдеталь", "Спецтрансдеталь", "Синтетические индустриальные материалы".

В Украину товары Вагонмаша приезжают транзитом через Казахстан (ООО Фрейткар Компонентс) и упомянутую Эстонию (FRATCOM BUSINESS OÜ). Внимание привлекает то, что упомянутая казахская Фрейткар Компонентс, рекламируя свою продукцию, отмечает, что она произведена в Казахстан. Хотя, как сообщают казахские СМИ - зарегистрированная в Павлодаре в 2010 году Фрейткар является сервисной компанией российского Вагонмаша.

В свою очередь, ООО "ДМЗ Карпаты" закупает поглотительные аппараты КМТ-118С класса Т1, разработанные белорусским "НТК Энергомаш", а производятся в российском Брянске - ООО "Русский завод автосцепных устройств" и ООО "Завод демпфирующих систем". Их владелицей является Елена Позднякова, российская бизнесменка. Эту схему позволяет реализовывать эстонская фирма “Union Baltic OU”, конечным владельцем которой является Эдуард Пресс, а членом правления – украинец Дмитрий Сибенков.

Что известно о поклонниках-покупателях продукции из Кремля?

ООО "Трансинвесткомпани" - логистическая компания основана в 2019 году, которая организует грузовые железнодорожные перевозки, по их версии, - на территории "Украины и СНГ". Также, она предоставляет услуги по ремонту – подвижному составу. По 50% акций "Трансинвесткомпани" принадлежит Олегу Хижняку и Наталье Котовой. В открытых источниках пишут, что Олег Хижняк до 2020 года не имел дел с железнодорожными перевозками. Он работал ФЛПом, и консультировал по вопросам коммерческой деятельности.

Более сознательна в этой сфере именно Наталья Котова, в прошлом она занималась.

разной коммерцией. Эта фигура была руководителем ООО "Рейлтранс", которая отвечала за грузовые железнодорожные перевозки.

А вот основателем основателем и конечным бенефициаром этого предприятия был латвиец Райвис Вецканс. С 2017 по 2020 годы он исполнял обязанности главы ГП "Администрация морских портов Украины". Во время каденции Вецканса выходцы из группы "СКМ" составляли примерно треть от руководящего состава АМПУ.

Идем дальше. Компания ООО "ДМК Карпаты" - опытно-механический завод, расположенный во Львовской области. Он находится в тройке самых престижных украинских грузовых вагоностроителей. Компания, кроме ремонта подвижного состава, производит контейнеры-цистерны и металлоконструкции.

Совладельцы завода – киевлянин Евгений Погребняк (80% акций) и Анатолий Алексеенко (20%). Партнеры по бизнесу, также являются основателями и совладельцами "Завода композиционных материалов" в Киеве, компаний "Техинвестснаб" (торговля), "Карпаты спецодежда" (производство рабочей одежды), "Карпаты текстиль", "Сан Энерджи Парк" (электроэнергия), " Эко Пресс Гранд (производство машин и оборудования), Оптима-ВС (строительство).

Заметим, "ДМЗ Карпаты" в период войны удалось нарастить производство на 30%. Кроме того, они открыли новое направление – ремонт тепловозов. До начала полномасштабной войны предприятие получало все сырье из металлургических комбинатов в Мариуполе, входящих в группу "Метинвест" Рината Ахметова. "Азовсталь" поставляла для "ДМЗ Карпаты" спецпрофили для вагоностроения, а ММК им. Ильича – листовой металлопрокат. После оккупации Мариуполя и разрушения меткомбинатов российскими захватчиками, логистика завода изменилась, однако "Метинвест" остался ключевым партнером и поставщиком, о чем заявил в интервью GMK Center директор "ДМЗ Карпаты" Ростислав Гапатин.

Какова роль "Укрзализныци" в этих схемах?

Обе схемы было бы невозможно воплотить в реальность без участия (или бездействия) еще одного действующего лица - государственного перевозчика "Укрзализныци", или, если точнее, его филиала - "Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института железнодорожного транспорта" (НИКТИ).

Директором филиала НИКТИ является Иван Остапченко, с начала 2022 года. На работу в государственную компанию он пришел из бизнеса. Также в 2012 году Остапченко баллотировался в Верховную Раду, являясь 29-м номером в списке партии Натальи Королевской "Украина - Вперед!". Именно "короля Донбасса" СМИ называли главным спонсором политической силы. А Иван Остапченко тогда фигурировал в журналистском расследовании "УП" "Партия Королевской: в поисках людей Ахметова", где его называли "человеком с орбиты Бориса Колесникова - политического соратника Ахметова".

Вообще железнодорожные перевозки и, конкретно, "Укрзализныця" – это объекты особого, очень давнего и глубокого интереса олигарха. До недавнего времени предприятия Рината Ахметова перевозили по железной дороге львиную долю железной руды и каменного угля. Метинвест также монопольно поставлял для государственного перевозчика рельсы и металлопрокат. А транспортно-экспедиторская компания "Метинвест-Шиппинг" арендовала у "УЗ" половину всего парка полувагонов.

Таких преференций олигарх бы не получил, если бы не имел "своих" людей в руководстве "УЗ". Так, с августа 2021 по февраль 2023 года председателем правления перевозчика был Александр Камышин, которого СМИ "человеком Ахметова" называли прямо, учитывая его многолетний опыт работы менеджером по инвестициям группы "СКМ" (с 2012 по 2019 годы).

Александр Камышин возглавляет Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, а его преемником в должности председателя правления УЗ стал другой бывший менеджер Рината Ахметова - Евгений Лященко, который с 2012 по 2014 годы был директором "Медиа Группы Украина". В правлении госкомпании - также Орест Логунов - бывший директор по логистике "ДТЭК Энерго", Евгений Шрамко - эксменеджер "Запорожстали", Антон Мишин - бывший финдиректор Енакиевского металлургического завода, директор по финансам "ДТЭК Энерго", исполнительный директор "ДТЭК ВД.

Как известно, среди других украинских олигархов Ринат Ахметов понес наибольший ущерб в результате российского полномасштабного вторжения. Журнал Forbes Украина оценил его в 9 млрд долларов – следовательно, потеряна львиная доля активов бизнесмена. Несмотря на такие колоссальные убытки, Ринат Ахметов остается самым состоятельным человеком Украины с активами более чем в 4 млрд долларов. Доходы олигарха и дальше приносят металлургический гигант "Запорожсталь", другие предприятия "Метинвеста" "Центральный ГОК", "Каметсталь", "Покровскуголь", предприятия ДТЭК. Интересует бизнесмен и в аграрной сфере: в собственности агрохолдинга Ахметова HarvEast остается почти 40 тысяч гектаров земли в Киевской и Житомирской областях.

Может ли Ринат Ахметов стоять по схеме, все участники которой с украинской стороны прямо или косвенно относились к его бизнес-империи? Нам кажется, что масштаб сделки все же слишком мал как для крупнейшего украинского олигарха. Однако эта история в любом случае бросает тень на Ахметова и деятельность связанной с ним группы управленцев в "Укрзализныце".

В итоге мы имеем ситуацию, когда украинские вагоноремонтные и вагоностроительные компании завозят российские комплектующие в Украину под видом эстонских и казахских явно не без содействия определенных чиновников Укрзалізниці.

Читайте на портале "Комментарии", - Стало известно, какая страна передаст истребители Украине сразу после обучения пилотов. По информации Bloomberg, Нидерланды передадут Украину истребители F-16 после обучения пилотов.