Руслан Крамаренко: бюджет Киева не будет выполнен на 1,7 млрд грн
В Киевской городской госадминистрации (КГГА) ожидают, что бюджет города в этом году не будет выполнен на 23%.
– По итогам I полугодия в КГГА прогнозировали, что
бюджет города выполнить не удастся. Каких результатов вы ожидаете сейчас?
– Бюджет
Киева действительно не будет выполнен на 1,7 млрд грн. Есть еще недостача 2 млрд
грн (с прошлого года.–Ъ), но это, скорее, технический момент. Речь идет
о выписанных на эту сумму векселях под получение кредита для погашения разницы в
тарифах прошлых лет. Мы уже взяли кредит на 1,5 млрд грн и завершаем оформление
займа на 0,5 млрд грн. Учитывая займы на погашение тарифной разницы, бюджет в
2010 году будет выполнен всего на 77%.
– Эти 500 млн грн вы
дозаймете у госбанков?
–
Ощадбанк и Укрэксимбанк сейчас не готовы предоставить такой объем свободных
средств. Вероятнее всего, это будет Проминвестбанк или Альфа-банк, с которыми мы
сейчас ведем переговоры. Но отмечу, что ставка остается на уровне 12,5% годовых
в гривне.
– А за счет чего
сформировался дефицит бюджета?
– Есть
несколько факторов. Одним из них является то, что планы бюджетов последних лет
по основному налогу – с дохода физлиц – были завышены. А налог на доходы физлиц
в основной части бюджета, с которых платится зарплата, составляет 80%. Разница
между запланированными объемами и реальными для КГГА и Кабмина является
предметом дискуссии. Так, по нашим данным, план по доходам физлиц на следующий
год может составить 12 млрд грн, а по данным Минфина – почти 14 млрд грн. Опять
формируется разница в 2 млрд грн. Сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу с
Госкомстатом и налоговой администрацией.
– Почему данные КГГА и
правительства отличаются?
– При
годовом доходе до 500 тыс. грн предприниматель может работать по упрощенной
системе налогообложения. Огромное количество торговых центров и супермаркетов в
Киеве зарегистрированы на частных предпринимателей, объем доходов которых до сих
пор позволял платить налоги по упрощенной системе. Бизнесмены берут в торговом
центре участок на 20-30 кв. м, сдают его в аренду частному предпринимателю, он
получает торговый патент и платит единый налог. По факту это уход от уплаты
налогов, но юридически это невозможно доказать.
– Что еще, помимо названных
проблем, влияет на невыполнение бюджета?
– Дело в
том, что в 2007 году была принята норма, согласно которой арендная плата и плата
за землю должны составлять минимум 3%, а не 1% от стоимости этого участка. В
июле в Киеве было более 5 тыс. непереоформленных договоров, а сейчас – 2,4 тыс.
Мы продолжаем вести работу в этом направлении. Когда процесс будет завершен,
город сможет дополнительно привлечь в бюджет порядка 960 млн грн.
–
Летом тогда еще замглавы КГГА Александр Попов обещал ликвидировать убыточные
коммунальные предприятия. О чем идет речь?
–
Ликвидированы будут те коммунальные предприятия, которые выполняют
административные функции и тем самым дублируют функции наших профильных
управлений. Например, существует Главное управление архитектуры, где есть отдел
рекламы и временных сооружений, который следит за соответствием размещения
рекламных носителей и малых архитектурных форм генеральному плану города. При
этом в 2004 году были созданы отдельное Главное управление рекламы и КП
"Киевреклама", которые тоже занимаются предоставлением разрешений на размещение
рекламных носителей. Возникает логичный вопрос: зачем нам необходимы предприятия
и управления, которые дублируют ряд функций друг друга? Только для коррупции и
дополнительных нелегальных заработков. Есть еще одна – финансовая –
составляющая. С января по август "Киевреклама" тратила на собственное содержание
по 4 млн грн в месяц, сейчас – 600 тыс. грн и спокойно выполняет свои функции.
Мы считаем, что нет необходимости в таких предприятиях и управлениях, пытаемся
оптимизировать как финансовые потоки, так и управленческие ресурсы, с тем чтобы
не раздувать бюрократический аппарат. Всего планируется реорганизовать 68
предприятий, а 12 уже ликвидированы.
– Как изменится бюджет
города после принятия этих мер?
– Мы
рассчитываем, что реализация только первоочередных мер принесет городу минимум 7
млн грн в месяц и 100 млн грн в год.
– Вы
хотите сократить и фонд заработной платы за счет увольнения сотрудников этих
предприятий?
–
Во-первых, нужно понимать, чья это зарплата. Мы же говорим о сокращении людей,
которые содержатся за счет налогоплательщиков. Основным источником их
финансирования является налог на доходы физлиц, то есть освободятся средства на
выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. А трудовым коллективам предприятий,
которые работают и приносят прибыль, но в содержании которых город не
заинтересован, мы предложим их приватизировать или взять в аренду. Поэтому
заявления о том, что мы лишаем людей рабочих мест, необоснованны.
–
Городу принадлежат 25% банка "Хрещатик". Вы планируете увеличивать эту долю?
–
Сегодня город и городские предприятия должны банку "Хрещатик" около 0,5 млрд
грн. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вывести этот долг из категории
проблемных. Банк обслуживает большое количество коммунальных предприятий,
которые имеют в нем расчетные счета и влияют на его баланс. Но за последние пять
лет по определенному стечению обстоятельств половина коммунальных предприятий
перевела свои счета в другие банки. А что касается увеличения доли, то я вообще
сторонник того, чтобы город владел банком на 100%. Но это дело не одного дня.
– Как
вы намерены решать проблему убыточности "Киевметрополитена" и
"Киевпастранса"?
– Сейчас
эти предприятия занимаются и капитальным строительством, и эксплуатацией. У нас
есть предложение вывести из этих компаний строительные подразделения и создать
три дирекции строительства, одна из которых будет заниматься транспортом, другая
– вопросами жилищно-коммунального хозяйства, третья – социально-культурным
строительством. Что касается "Киевпастранса", то сегодня его кредиторская
задолженность составляет около 700 млн грн. Мы считаем, что за два-три года нам
удастся вывести это предприятие на нулевой баланс.
– Что вы планируете для
этого сделать?
– Первый
шаг – введение системы учета пассажиров, второй – монетизация льгот на
транспортные услуги. Право на льготный проезд в Киеве имеют 800 тыс. человек. У
"Киевпастранса" есть еще одна крупная проблема – отсутствие нормальной
транспортной схемы города. Ее необходимо заказать в кратчайшие сроки, а к
разработке, по моему мнению, привлечь европейские институты. Загруженность
транспорта и объем трафика на единицу населения, скажем, в Мюнхене или Вене
гораздо выше, чем в Киеве, но тем не менее пробок там не наблюдается. Понятно,
что есть проблема с транспортными развязками, но пока нужно решить хотя бы
организационные вопросы.
– Какими организационными
способами можно минимизировать пробки?
–
Например, мы видим, что по проспекту Победы проходят 12 маршрутов городского
транспорта. Это нецелесообразно! Я не разделяю частные и коммунальные
транспортные службы и не хотел бы политизировать этот вопрос. Маршрут должен
быть один, с большегрузным транспортом, отвечать принятым стандартам и
предоставлять качественную услугу. Кто на нем будет работать – государственное
или частное предприятие – следует определять на конкурсе. Но не должны семь
частных компаний ходить по одному маршруту, мешая друг другу. Составление плана
развязок – это сложная квалифицированная работа, которая в итоге повлияет на
экономику "Киевпастранса" и метрополитена.
– Когда
он будет готов?
– К
марту-апрелю 2011 года.
– А с каким банком
планируется запустить социальную карту?
– Вероятно,
с "Хрещатиком".
– То
есть вы еще не определили банк, но знаете, что выпустите 800 тыс. карт в
январе?
– Мы к
этому уже технически готовы, и теперь нужно понять, какие организационные
мероприятия необходимо провести, чтобы увязать наш проект с национальным.
Конкурс был проведен еще до нас (год назад зампред КГГА Анатолий Голубченко
планировал запустить проект с российским БМ Банком.–Ъ). Сейчас мы
отправили в Минфин достаточно скромный запрос: мои предшественники заложили на
запуск проекта порядка 70 млн грн, мы же подсчитали, что уложимся в 8 млн грн.
– Кто получит эти карты в
первую очередь?
– Те
категории населения, которые получают адресную помощь. Это 80 тыс. студентов и
школьников.
– А как будет
обеспечиваться прием карты?
–
Бесконтактный чип уже принимается в метрополитене, что касается наземного
транспорта, то на первом этапе терминалы будут установлены на коммунальном
транспорте. Частным перевозчикам будет предложено установить терминалы после
утверждения транспортной схемы. Тогда мы сможем перейти к зонированию и введению
в Киеве единого билета.
– То есть частные
перевозчики должны будут сами устанавливать терминалы?
–
Совершенно верно. Отмечу, что частники сами будут в этом крайне заинтересованы.
Во-первых, у них будет четко подсчитан объем перевозок льготных пассажиров.
Во-вторых, они смогут контролировать своих же водителей и кондукторов.
– Расскажите о решении
проблемы "Киевэнерго"?
– До
недавнего времени отношения между киевской властью и "Киевэнерго" были абсолютно
деструктивными. Результат – количество аварий и тарифы на услуги. Мы перестали
судиться с "Киевэнерго", четко определили объем задолженности и разницу в
тарифах до момента вступления в силу нового закона "О Нацкомиссии регулирования
рынка коммунальных услуг". Ее функции сейчас возложены на Нацкомиссию
регулирования электроэнергетики. Мы завершаем оформление 500 млн грн долга, и
наши финансовые взаимоотношения с "Киевэнерго" заканчиваются.
– Но ведь проблема
заключается не только в долгах?
–
Действительно, сейчас нужно решить – кто является исполнителем услуг по поставке
горячей воды и центрального отопления.
– В "Киевэнерго" считают,
что вы должны им платить?
– В
компании понимают, что существующий договор, подписанный до 2017 года, дальше
выполняться не может. Этот отопительный сезон мы пройдем, но следующим летом
нужно выйти на концессионный договор, написанный в соответствии с сегодняшним
украинским законодательством и с учетом европейского опыта. При этом Всемирный
банк готов предоставить грант на оплату консультанта, который подтвердит
качество такого договора.
– Что планируется сдать в
концессию?
–"Киевэнерго" оформил договоры аренды на эксплуатацию ТЭЦ и
магистральных тепловых сетей, по которым тепло подается в центральные тепловые
пункты. 500 таких пунктов совместно с другими внутридомовыми системами находятся
на балансе ЖЭКов, а 400 – на балансе "Киевэнерго". Либо "Киевэнерго" должно
взять в концессию все, чтобы централизованно подавать отопление населению и
полностью отвечать за качество этой услуги; либо все сети, с учетом
магистральных, должны находиться в концессии коммунального предприятия, от
которого потребители будут получать централизованное отопление и горячую воду.
Фото: с сайта kommersant.ua