Руслан Крамаренко: бюджет Киева не будет выполнен на 1,7 млрд грн

В Киевской городской госадминистрации (КГГА) ожидают, что бюджет города в этом году не будет выполнен на 23%.

– По итогам I полугодия в КГГА прогнозировали, что бюджет города выполнить не удастся. Каких результатов вы ожидаете сейчас?
– Бюджет Киева действительно не будет выполнен на 1,7 млрд грн. Есть еще недостача 2 млрд грн (с прошлого года.–Ъ), но это, скорее, технический момент. Речь идет о выписанных на эту сумму векселях под получение кредита для погашения разницы в тарифах прошлых лет. Мы уже взяли кредит на 1,5 млрд грн и завершаем оформление займа на 0,5 млрд грн. Учитывая займы на погашение тарифной разницы, бюджет в 2010 году будет выполнен всего на 77%.
– Эти 500 млн грн вы дозаймете у госбанков? – Ощадбанк и Укрэксимбанк сейчас не готовы предоставить такой объем свободных средств. Вероятнее всего, это будет Проминвестбанк или Альфа-банк, с которыми мы сейчас ведем переговоры. Но отмечу, что ставка остается на уровне 12,5% годовых в гривне.
– А за счет чего сформировался дефицит бюджета? – Есть несколько факторов. Одним из них является то, что планы бюджетов последних лет по основному налогу – с дохода физлиц – были завышены. А налог на доходы физлиц в основной части бюджета, с которых платится зарплата, составляет 80%. Разница между запланированными объемами и реальными для КГГА и Кабмина является предметом дискуссии. Так, по нашим данным, план по доходам физлиц на следующий год может составить 12 млрд грн, а по данным Минфина – почти 14 млрд грн. Опять формируется разница в 2 млрд грн. Сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу с Госкомстатом и налоговой администрацией.
– Почему данные КГГА и правительства отличаются? – При годовом доходе до 500 тыс. грн предприниматель может работать по упрощенной системе налогообложения. Огромное количество торговых центров и супермаркетов в Киеве зарегистрированы на частных предпринимателей, объем доходов которых до сих пор позволял платить налоги по упрощенной системе. Бизнесмены берут в торговом центре участок на 20-30 кв. м, сдают его в аренду частному предпринимателю, он получает торговый патент и платит единый налог. По факту это уход от уплаты налогов, но юридически это невозможно доказать.
– Что еще, помимо названных проблем, влияет на невыполнение бюджета? – Дело в том, что в 2007 году была принята норма, согласно которой арендная плата и плата за землю должны составлять минимум 3%, а не 1% от стоимости этого участка. В июле в Киеве было более 5 тыс. непереоформленных договоров, а сейчас – 2,4 тыс. Мы продолжаем вести работу в этом направлении. Когда процесс будет завершен, город сможет дополнительно привлечь в бюджет порядка 960 млн грн.
– Летом тогда еще замглавы КГГА Александр Попов обещал ликвидировать убыточные коммунальные предприятия. О чем идет речь?
– Ликвидированы будут те коммунальные предприятия, которые выполняют административные функции и тем самым дублируют функции наших профильных управлений. Например, существует Главное управление архитектуры, где есть отдел рекламы и временных сооружений, который следит за соответствием размещения рекламных носителей и малых архитектурных форм генеральному плану города. При этом в 2004 году были созданы отдельное Главное управление рекламы и КП "Киевреклама", которые тоже занимаются предоставлением разрешений на размещение рекламных носителей. Возникает логичный вопрос: зачем нам необходимы предприятия и управления, которые дублируют ряд функций друг друга? Только для коррупции и дополнительных нелегальных заработков. Есть еще одна – финансовая – составляющая. С января по август "Киевреклама" тратила на собственное содержание по 4 млн грн в месяц, сейчас – 600 тыс. грн и спокойно выполняет свои функции. Мы считаем, что нет необходимости в таких предприятиях и управлениях, пытаемся оптимизировать как финансовые потоки, так и управленческие ресурсы, с тем чтобы не раздувать бюрократический аппарат. Всего планируется реорганизовать 68 предприятий, а 12 уже ликвидированы.
– Как изменится бюджет города после принятия этих мер? – Мы рассчитываем, что реализация только первоочередных мер принесет городу минимум 7 млн грн в месяц и 100 млн грн в год.
– Вы хотите сократить и фонд заработной платы за счет увольнения сотрудников этих предприятий?
– Во-первых, нужно понимать, чья это зарплата. Мы же говорим о сокращении людей, которые содержатся за счет налогоплательщиков. Основным источником их финансирования является налог на доходы физлиц, то есть освободятся средства на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. А трудовым коллективам предприятий, которые работают и приносят прибыль, но в содержании которых город не заинтересован, мы предложим их приватизировать или взять в аренду. Поэтому заявления о том, что мы лишаем людей рабочих мест, необоснованны.
– Городу принадлежат 25% банка "Хрещатик". Вы планируете увеличивать эту долю?
– Сегодня город и городские предприятия должны банку "Хрещатик" около 0,5 млрд грн. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вывести этот долг из категории проблемных. Банк обслуживает большое количество коммунальных предприятий, которые имеют в нем расчетные счета и влияют на его баланс. Но за последние пять лет по определенному стечению обстоятельств половина коммунальных предприятий перевела свои счета в другие банки. А что касается увеличения доли, то я вообще сторонник того, чтобы город владел банком на 100%. Но это дело не одного дня.
– Как вы намерены решать проблему убыточности "Киевметрополитена" и "Киевпастранса"?
– Сейчас эти предприятия занимаются и капитальным строительством, и эксплуатацией. У нас есть предложение вывести из этих компаний строительные подразделения и создать три дирекции строительства, одна из которых будет заниматься транспортом, другая – вопросами жилищно-коммунального хозяйства, третья – социально-культурным строительством. Что касается "Киевпастранса", то сегодня его кредиторская задолженность составляет около 700 млн грн. Мы считаем, что за два-три года нам удастся вывести это предприятие на нулевой баланс.
– Что вы планируете для этого сделать? – Первый шаг – введение системы учета пассажиров, второй – монетизация льгот на транспортные услуги. Право на льготный проезд в Киеве имеют 800 тыс. человек. У "Киевпастранса" есть еще одна крупная проблема – отсутствие нормальной транспортной схемы города. Ее необходимо заказать в кратчайшие сроки, а к разработке, по моему мнению, привлечь европейские институты. Загруженность транспорта и объем трафика на единицу населения, скажем, в Мюнхене или Вене гораздо выше, чем в Киеве, но тем не менее пробок там не наблюдается. Понятно, что есть проблема с транспортными развязками, но пока нужно решить хотя бы организационные вопросы.
– Какими организационными способами можно минимизировать пробки? – Например, мы видим, что по проспекту Победы проходят 12 маршрутов городского транспорта. Это нецелесообразно! Я не разделяю частные и коммунальные транспортные службы и не хотел бы политизировать этот вопрос. Маршрут должен быть один, с большегрузным транспортом, отвечать принятым стандартам и предоставлять качественную услугу. Кто на нем будет работать – государственное или частное предприятие – следует определять на конкурсе. Но не должны семь частных компаний ходить по одному маршруту, мешая друг другу. Составление плана развязок – это сложная квалифицированная работа, которая в итоге повлияет на экономику "Киевпастранса" и метрополитена.
– Когда он будет готов? – К марту-апрелю 2011 года. – А с каким банком планируется запустить социальную карту? – Вероятно, с "Хрещатиком". – То есть вы еще не определили банк, но знаете, что выпустите 800 тыс. карт в январе?
– Мы к этому уже технически готовы, и теперь нужно понять, какие организационные мероприятия необходимо провести, чтобы увязать наш проект с национальным. Конкурс был проведен еще до нас (год назад зампред КГГА Анатолий Голубченко планировал запустить проект с российским БМ Банком.–Ъ). Сейчас мы отправили в Минфин достаточно скромный запрос: мои предшественники заложили на запуск проекта порядка 70 млн грн, мы же подсчитали, что уложимся в 8 млн грн.
– Кто получит эти карты в первую очередь? – Те категории населения, которые получают адресную помощь. Это 80 тыс. студентов и школьников.
– А как будет обеспечиваться прием карты? – Бесконтактный чип уже принимается в метрополитене, что касается наземного транспорта, то на первом этапе терминалы будут установлены на коммунальном транспорте. Частным перевозчикам будет предложено установить терминалы после утверждения транспортной схемы. Тогда мы сможем перейти к зонированию и введению в Киеве единого билета.
– То есть частные перевозчики должны будут сами устанавливать терминалы? – Совершенно верно. Отмечу, что частники сами будут в этом крайне заинтересованы. Во-первых, у них будет четко подсчитан объем перевозок льготных пассажиров. Во-вторых, они смогут контролировать своих же водителей и кондукторов.
– Расскажите о решении проблемы "Киевэнерго"? – До недавнего времени отношения между киевской властью и "Киевэнерго" были абсолютно деструктивными. Результат – количество аварий и тарифы на услуги. Мы перестали судиться с "Киевэнерго", четко определили объем задолженности и разницу в тарифах до момента вступления в силу нового закона "О Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг". Ее функции сейчас возложены на Нацкомиссию регулирования электроэнергетики. Мы завершаем оформление 500 млн грн долга, и наши финансовые взаимоотношения с "Киевэнерго" заканчиваются.
– Но ведь проблема заключается не только в долгах? – Действительно, сейчас нужно решить – кто является исполнителем услуг по поставке горячей воды и центрального отопления.
– В "Киевэнерго" считают, что вы должны им платить? – В компании понимают, что существующий договор, подписанный до 2017 года, дальше выполняться не может. Этот отопительный сезон мы пройдем, но следующим летом нужно выйти на концессионный договор, написанный в соответствии с сегодняшним украинским законодательством и с учетом европейского опыта. При этом Всемирный банк готов предоставить грант на оплату консультанта, который подтвердит качество такого договора.
– Что планируется сдать в концессию? –"Киевэнерго" оформил договоры аренды на эксплуатацию ТЭЦ и магистральных тепловых сетей, по которым тепло подается в центральные тепловые пункты. 500 таких пунктов совместно с другими внутридомовыми системами находятся на балансе ЖЭКов, а 400 – на балансе "Киевэнерго". Либо "Киевэнерго" должно взять в концессию все, чтобы централизованно подавать отопление населению и полностью отвечать за качество этой услуги; либо все сети, с учетом магистральных, должны находиться в концессии коммунального предприятия, от которого потребители будут получать централизованное отопление и горячую воду.

Фото: с сайта kommersant.ua