Рубрики
МЕНЮ
Людмила Грубник
Отдельные идеологи правовых реформ предлагают отказаться от военной прокуратуры, передав ее функции, в том числе расследование таких дел, прокурорам областей. Вы согласны с подобной идеей? Возможно, напротив, следует расширить полномочия военных прокуроров?
На мой взгляд, полномочий достаточно. Главное, чтобы их не отобрали. Все должно быть логично. Если существуют вооруженные силы, Министерство обороны и президент как Верховный главнокомандующий ставит задачи по усилению боеготовности войск, борьбы с коррупцией и злоупотреблениями в армии, целесообразно ли дискутировать о существовании военной прокуратуры?
Для того чтобы реформа состоялась, должны быть соответствующие причины и условия. Представим себе, что нет военной прокуратуры. При этом, например, высшие органы военного управления войск воздушных сил дислоцируются в Виннице, а подчиненные им воинские части разбросаны по Украине. Как в таком случае можно организовать целостный и скоординированный надзор за соблюдением законности в этих войсках, если одни прокуроры будут надзирать за командованием в Виннице, другие – за военной частью в Житомире, а третьи – за подразделениями в Черкасской области?
При этом замечу, что армия – хотя и основное, но не единственное поле деятельности военных прокуратур. Предметом надзора военной прокуратуры ЦР Украины также являются 64 государственных предприятия и 13 филиалов, в том числе и вопросы своевременной оплаты труда.
Есть еще Государственная пограничная служба, Служба безопасности Украины, Внутренние войска МВД Украины и ряд иных структур. Буквально недавно военной прокуратурой Черкасского гарнизона возбуждено уголовное дело по фактам вымогательства и превышения власти группой лиц, в число которых входили и четверо военнослужащих ВВ. Двое из них были в милицейской форме в момент совершения преступления.
Во взятке в $10 тыс. нами изобличен сотрудник департамента контрразведки СБУ. Если перечислять все примеры – одного интервью не хватит.
Генпрокурор Пшонка во время первой пресс-конференции поддержал ваше предложение о предоставлении права на оперативно-разыскную деятельность Военной службе правопорядка. Почему возникла необходимость в расширении полномочий?
Этот орган создан и многофункционален. Но он должен состоять из профессионалов, имеющих опыт и желание качественно выполнять функции дознания. Предоставление права на оперативно-разыскную деятельность по всем субъектам воинских преступлений даст возможность этой службе активнее заниматься наведением правопорядка. Если вопрос будет урегулирован на законодательном уровне, мое убеждение, военная юстиция от этого получит большую пользу.
Не будет ли дублировать Военная служба правопорядка военную контрразведку СБУ?
Монополизация чего-либо порою порождает коррупцию. Относительно военной контрразведки замечу: на то и щука, чтобы карась не дремал.
Практически во всех странах Европы выписаны отдельные кодексы, по которым работают военные прокуроры. Возможно, и в нашей стране пора поставить вопрос о принятии Военного уголовного кодекса?
Возьмем, к примеру, Италию. Там существует Военно-уголовный кодекс и мирного времени, и военного. В Испании Военно-уголовный закон был принят в XIX веке, а в конце прошлого столетия – закон о военных судах. Даже власти нейтральной Швейцарии приняли аналогичный кодекс еще в 1889 году. В декабре 2001-го в него были внесены лишь изменения. В США Единый кодекс военной юстиции датирован 5 мая 1950-го. В Германии нормы военно-уголовного права впервые были закреплены в XVI веке. Последняя редакция военно-уголовного кодекса – 1974 год.
В Уголовном кодексе Украины есть отдельный раздел, рассматривающий правоотношения и ответственность за те или иные преступления в военное время. Но он не охватывает всего спектра проблем. В процессе реформы отечественной криминальной юстиции пока никто не поднимал вопрос об отдельной законодательной базе для военной юстиции. Хотя если предположить, что впоследствии эти преступления будут расследовать гражданские прокуроры, им также необходимо будет на что-то опереться в работе. Но обязательно следует учитывать опыт развитых зарубежных государств. И сделать это своевременно. Когда в Киеве возник вопрос о ликвидации военных судов, из России приехала целая делегация из прокуроров и судей, которые пытались переубедить нас этого не делать. К сожалению, приехала очень поздно... Народные депутаты, входившие в состав рабочих групп по подготовке судебной реформы, с удовольствием с ними пообщались и на этом разошлись.
К огорчению, ныне я вижу, как некоторые депутаты с сарказмом хотят переписать Закон "О прокуратуре", не понимая этой структуры, не пропитавшись ее проблемами.
Какие преступления ныне в эпицентре внимания военных прокуроров? Можно ли побороть коррупцию в армии?
Рецепта от коррупции еще никто не изобрел. Джордж Вашингтон когда-то сказал, что человек, ставший на путь коррупции, будет идти по нему до тех пор, пока его не остановят. Это болезнь, которая лечится только репрессивными методами.
Что касается военных ведомств, здесь в свое время растворили много гражданских. И они привнесли не только позитив. Сегодня часто фиксируются факты незаконного отчуждения и реализации военного имущества, земель и т. п. Эти вопросы находятся у нас на особом контроле. В целом в нынешнем году военными прокурорами Центрального региона Украины проведено более 2 тыс. 700 надзорных проверок. Составлен 101 админпротокол о коррупции. И, к чести прокуроров, ни один из них не был закрыт, а все лица, включая командиров воинских частей и их заместителей, привлечены к ответственности. Также вступил в силу приговор в отношении экс-руководителя "Укроборонбуд" – госпредприятия Минобороны Украины, который с превышением полномочий реализовал 27 военных городков стоимостью 103 млн. грн.
Как ему это удалось?
Схема совершения преступления была следующей: в течение 2006–2008 годов сей господин заключал с коммерческими структурами инвестиционные договоры о совместной деятельности путем строительства (реконструкции) объектов жилищно-гражданского назначения. Все они были расположены на землях военных городков. То есть создавалась видимость намерения строить жилье для военнослужащих. В последующем от имени Минобороны он отказывался от выполнения этих соглашений, а упомянутые земли и расположенные там сооружения передавал в качестве компенсации пая Минобороны коммерсантам.
К слову, сейчас мы продолжаем расследование уголовного дела в отношении уже бывшего руководителя ГП "Укроборонпостачальник", которому инкриминируем растрату и легализацию денежных средств на суму более 70 млн. грн.
Почему так остро стоит проблема злоупотреблений с землями Министерства обороны?
Оформление государственных актов на земли обороны, по оценкам специалистов, обойдется бюджету в 50 млн. грн. Пока имеем следующие цифры: только 38% таких земельных участков используются на законных основаниях. Наихудшая ситуация в Киевском КЭУ, где изготовлен лишь один акт на землю из 99 необходимых. Подобная практика предопределяет принятие госорганами и местными властями неправомерных решений. В частности, Гореницкий сельсовет Киево-Святошинского района Киевской области безосновательно изъял 115 га земли у Национального университета обороны Украины. После нашего вмешательства Хозяйственным судом Киева это решение было отменено и земли возвращены Минобороны. Всего же на протяжении 2008–2010 годов у оборонного ведомства безосновательно изъято свыше 800 га земли, из которых половина возвращена только после реагирования военных прокуроров Центрального региона Украины.
Новости партнеров