Владимир Литвин: чувство вины мне пытаются привить уже долгие годы, но этого не будет
Председатель Верховной рады ВЛАДИМИР ЛИТВИН считает, что в Украине идет политическая война. Об этом он рассказал в интервью корреспондентам Ъ ВАЛЕРИЮ КАЛНЫШУ и ВАЛЕРИЮ КУЧЕРУКУ. Спикер нашел объяснение тому факту, что при президенте Викторе Януковиче роль парламента при принятии ключевых для страны решений свелась к минимуму, заявил, что не собирается уходить в отставку, и рассказал, что он испытал, войдя в сессионный зал после штурма парламентской трибуны 16 декабря.
– В предыдущем интервью Ъ, посвященном подведению
итогов VI сессии Верховной рады, вы заявили, что в стране "настали
определенность и спокойствие", а также "закончился беспорядок и есть диалог". Вы
можете сказать то же о второй половине уходящего года?
– Об
этом периоде, я думаю, можно сказать то же самое, хотя нельзя не замечать
тенденции нарастания некоего остервенения в политической среде. Впрочем,
усиление враждебности и конфликтности – общемировая тенденция. Сила и ее харизма
остаются ключевыми элементами миросистемного регулирования. В какой-то мере это
сказывается и на нашей стране. Еще после президентских выборов я сказал:
избирательная кампания завершилась, политическая война началась. Это
подтверждается хотя бы последними событиями в стране, в том числе в Верховной
раде. Все это – отражение борьбы, которой пытаются придать классовый характер,
чтобы втянуть в нее разные слои населения.
– В
2010 году Украина вернулась к президентской форме правления, при которой роль
парламента при принятии ключевых решений, в том числе кадровых, свелась к
минимуму. Вас, как спикера, устраивает подобная ситуация?
– Я бы
не ставил так вопрос – устраивает или нет. Я исхожу из сложившихся реалий.
Будучи прагматиком, я убежден: авторитет любого органа и любой личности
определяется не только отмеренными Конституцией и законами полномочиями. Не
устраивает меня другое – то, что парламент напоминает унтер-офицерскую вдову,
которая сама себя постоянно сечет. До 2006 года парламент имел те же полномочия,
что и сегодня. Но в то же время были моменты, когда он демонстрировал ведущую
роль в стране.
– Мы
об этом и говорим. При президенте Леониде Кучме Рада была более самостоятельным
органом, а при Викторе Януковиче – нет. Почему так случилось?
– Потому
что самостоятельность парламента не в демонстрации фронды, а в способности этого
коллективного органа предложить свое видение происходящих в стране процессов и
того, что нужно делать. Парламент существенно проигрывает президенту, который
своими инициативами и предложениями сегодня предопределяет действия других
институтов власти. Ваш вопрос, очевидно, сводится к констатации факта: "сильный
лидер – слабые институты".
– Кучма был сильным
лидером, а парламент – влиятельным игроком...
– Дело в
том, что намерения Кучмы предъявить стране "нового президента" и воплотить свой
сценарий пятилетнего развития страны в силу спланированной провокации не были
реализованы. И президент, вместо того чтобы не только предложить, но и
возглавить, а также обеспечить реализацию крупных проектов преобразования
страны, во многих случаях вынужден был обороняться. Это и привело к тому, что
изменилась, если хотите, роль и предназначение других институтов власти – они в
большей мере атаковали. Сегодня же, нравится это кому-то или нет, тон задает
президент. Он говорит о необходимости реформ, нормализации отношений с Россией,
активных шагов по интеграции в европейское сообщество. Я думаю, неслучайно
политологи, оценивая 2010 год, заявили, что это год Виктора Януковича. Я с ними
согласен.
– За
время существования парламента независимой Украины две самые нашумевшие драки
депутатов произошли именно на протяжении последнего года – 27 апреля и 16
декабря, при президенте Викторе Януковиче. Это стечение обстоятельств или
закономерный процесс?
– Это
продолжение все того же поствыборного сценария, когда проигравшая сторона не
согласилась с выводами отечественных и зарубежных экспертов, признавших выборы
демократичными и прозрачными. И непризнание результатов выборов – причина этих
действий. Если проанализировать хронологию конфликтов, произошедших в парламенте
начиная с середины 90-х, то два последних не были самыми ожесточенными. Считаю,
что пик был в апреле, когда рассматривались ´харьковские соглашения´. На события
16 декабря наложилось уже ожесточение и самого общества. В итоге получили
кумулятивный эффект.
– Вы
заявили, что не снимаете с себя ответственности за события 16 декабря. В чем,
собственно, будет проявляться эта ответственность?
– Я и
сегодня заявляю, что несу полную ответственность. Проще было бы сказать, что ни
за что не отвечаю и умываю руки. Но я же не Понтий Пилат! 16 декабря я целый
день в этом кабинете занимался уговорами, причем в большей степени мне
приходилось уговаривать представителей большинства, чтобы они соглашались со
всем тем, что предлагали представители фракции "БЮТ-Батькивщина". И мне это
удавалось. Только каждый раз, когда соглашались с одним требованием блокирующих
трибуну, они выдвигали следующее.
– А что делали вы в момент
штурма президиума?
– Я мог
бы вам сказать, что уехал домой, а вернулся, когда все свершилось... Но я говорю
правду: когда началось то, что вы называете штурмом, я был в кабинете, работал и
не предполагал обострения ситуации. Поскольку, учитывая логику развития событий,
заниматься освобождением зала было рискованно и даже невозможно. На дверях были
цепи, были подставлены стулья под двери, ведущие в президиум. Но оказалось, что
эти-то ведущие внутрь двери были не закрыты. Сам процесс разблокирования
сессионного зала продолжался немногим более одной минуты. Это к вопросу о
побоище.
– В
СМИ появлялась информация, что это вы дали указание госохране отдать
"регионалам" ключи от дверей, ведущих в президиум.
–
Во-первых, двери не были заперты на ключ. А во-вторых, не царское это дело –
давать охране указание отдавать кому-то ключи! Еще раз скажу: после того как
блокирующие закрылись изнутри, никакого закрывания дверей не было. Вы себе
представьте, что было бы, если бы охрана в 18.00 позакрывала все двери? Им что,
надо было ведра поставить депутатам, которые там оставались? Думаю, понятно, для
чего ведра. А если бы депутаты, оставшиеся в зале, решили выйти? Оказалось бы,
что их заперли еще и снаружи! Все эти заявления о том, что глава парламента
давал какие-то указания,– от бессилия. И от нежелания подтвердить то, что меня
целый день водили за нос, а установка была заблокировать работу парламента до
Нового года.
– О чем вы подумали, войдя
в зал?
– Я
всегда пытаюсь душить в себе эмоции, но когда прошел через гостевую ложу в зал и
увидел все это... Мне стало стыдно. Я подумал, что так или иначе страна и мир
увидят, во что превратили место, которое должно служить площадкой для
общеукраинского разговора и диалога. Увидят и этот мешок со столь своеобразными
"депутатскими" принадлежностями из металла.
– Оппозиция
утверждает, что фомки, цепи, замки они принесли не для того, чтобы бить
депутатов...
– Мне
нравится такая "хитрованская" постановка вопроса. Давайте будем говорить честно:
обелять одних и валить все на других – значит, демонстрировать политическую
пристрастность. А если бы тем ломиком кому-то проломили голову? Мы и тогда
утверждали бы, что его приносили в зал для эстетического любования металлом?
–
Какого наказания, по вашему мнению, заслуживают депутаты, избившие своих
коллег?
– Я не
хотел бы, чтобы Генпрокуратура выступала посредником между депутатами и
парламентскими фракциями. Да и, по большому счету, ей не пристало втягиваться в
депутатские разборки. Не абсурдно ли, когда институт, руководитель которого
назначается голосованием парламента, вынужден играть роль арбитра во
внутрипарламентских конфликтах? С моей точки зрения, утверждать, что виновата
одна сторона, абсолютно неправильно. Много говорят о непропорциональном
применении силы, но с другой стороны – как квалифицировать захват института
государственной власти? Почему мы не говорим, что это в корне неправильная
позиция? У нас были блокирования, но не было баррикад. Так что говорить, что в
этой ситуации есть виновники, а есть праведники, неправильно.
– Но
все же, вам не кажется несправедливым, что люди, кидавшие стулья на головы своих
коллег, не понесут наказания?
– Я
прекрасно понимаю: вы хотели бы, чтобы я, как председатель Верховной рады,
сказал: ´виновные понесут наказание´. Так давайте тогда запишем, что в правах
председательствующего принимать определенные действия. Как поступать, когда не
действует институт государственной власти?
– Может, ввести в Раде
институт приставов?
–
Сколько их вводить, 450? Сколько им платить и, главное, что они смогут сделать
депутату, имеющему неприкосновенность? Корень проблемы в другом. Надо принять
закон о мажоритарной избирательной системе. Если бы это случилось, я двумя
руками голосовал бы за то, чтобы у нас как можно быстрее прошли выборы в
парламент. Поверьте, тогда мы забыли бы о том, что Рада когда-то являлась очагом
напряжения.
–
После 16 декабря в оппозиции заявили, что будут требовать вашей отставки. Вам не
хочется после всего, что произошло, уйти в отставку самому и послать Раду
подальше?
– Мне
много чего хочется. Это мое личное, с которым я живу и буду жить. Исхожу из
того, что у меня есть определенный опыт и искусство находить компромисс даже,
казалось бы, в тупиковых ситуациях. Да, я всегда отвечаю за все, что бы ни
происходило в Верховной раде, но брать полностью на себя вину за то, к чему не
имею отношения, я не собираюсь. Чувство вины мне пытаются привить уже долгие
годы, но этого не будет. А если у кого-то есть намерения отправить меня в
отставку, то нужно не заявлять о них, а действовать соответствующим образом.
Если вопрос о моей отставке будет включен в повестку дня, в чем я очень
сомневаюсь, у меня будет возможность рассказать о том, что я сделал, как эту
Верховную раду из мертвых воскресил! Поверьте, я – боец. Рассматриваю такую
постановку вопроса как попытку припугнуть. Лет, наверное, семь назад, я, может,
и терял бы сознание от таких заявлений, но теперь – нет.
– Вы
являетесь последовательным противником проведения выборов в марте 2011 года. КС
так и не разъяснил, когда должны быть выборы, ЦИК не выполнил прямую норму
закона об объявлении начала избирательного процесса, а Рада не назначила дату
выборов. Вы не опасаетесь того, что в случае изменения политической конъюнктуры
может появиться соблазн наказать виновных в саботировании избирательного
процесса?
– Я не
исключаю подобного сценария. Но давайте по порядку. Если бы ЦИК был уверен, что
выборы нужно проводить в последнюю неделю марта следующего года, он принял бы
соответствующее постановление. Но поскольку Центризбирком обратился в
Конституционный суд, это говорит о том, что есть разночтения. КС, который принял
решение по поводу проекта закона о внесении изменений в Конституцию, подтвердил,
что правильной является позиция Верховной рады в части, что закон обратной силы
не имеет. А именно – если парламент избрали на пять лет, то он должен работать
пять лет. А если следующий парламент будет избираться при действующей ныне
Конституции, то он, естественно, будет работать четыре года. Мне кажется, что я
логически и в правовом плане грамотно рассуждаю. Тем не менее есть другие
аргументы и мнения. Поэтому надо дождаться первой недели февраля, когда
Верховная рада займется окончательным принятием решений о внесении изменений в
Конституцию. Если будет 300 голосов, то все разговоры на эту тему прекратятся.
Сегодня же ситуацию подогревают люди, которым нужно зайти в парламент, в том
числе и для того, чтобы получить неприкосновенность, а также те, кто имеет
сезонный рейтинг и кого поджимают спонсоры. Вот и все. Именно на этой почве
возникают конфликты.
– Но
Конституционный суд не подтверждал, что выборы должны состояться в 2012 году. Он
оценивал предлагаемые в Конституцию изменения на предмет их соответствия
нескольким статьям основного закона.
– Но в
переходных положениях этого законопроекта зафиксировано, что следующие выборы
должны пройти в 2012 году. Если КС сказал, что это конституционная позиция,
какое еще решение нужно? Я так понимаю решение суда – он рассматривал вопрос в
комплексе.
–
Своим решением он всего лишь сказал, что Рада имеет право вносить такие
изменения, разве не так?
– Я
исхожу из того, что КС, изучив это положение, не нашел его противоречащим
Конституции. Точка. И либо решение КС должно быть подтверждено голосованием 300
депутатов, либо, если этого не произойдет, у нас возникнут реалии, которые
внесут в нашу жизнь большую сумятицу.
–
Кстати, а что тогда будет?
– Тогда
нужно будет вносить изменения в закон о выборах, сокращать сроки избирательной
кампании. С моей точки зрения, сделать это будет практически невозможно. Вы
прекрасно понимаете, что большинство депутатов осознают, что тогда у них
возникнут большие проблемы с дальнейшим пребыванием в Верховной раде. Их
заявления и декларации будут противоположными, но практические действия будут
направлены на противодействие таким изменениям.
– По
вашему мнению, Юлию Тимошенко есть за что сажать в тюрьму? Как бы вы
охарактеризовали интерес к ней со стороны Генпрокуратуры – как политическую
расправу или торжество справедливости?
– Я
лично придерживаюсь следующего принципа – не демонстрировать своего злорадства
по таким поводам. Каждый украинец, особенно люди старшего возраста, помнит
пословицу: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". Считаю, нам нужно отказаться от
ставшей традиционной для нашей страны практики: при смене власти проигравшие
получают закон. После 2004 года мне приходилось прилагать немало усилий, чтобы
не допускать того, что сегодня называют политическими репрессиями. Тогда это
называли "наведением порядка" и говорили, что никакой политики в этом нет. В
случае с Юлией Тимошенко должна быть максимальная открытость и полная
публичность, тем более что речь идет не о рядовом члене бывшего правительства.
–
Помимо Тимошенко, силовые структуры интересуются Луценко, Шкилем, Турчиновым,
Филипчуком, Данилишиным, Макаренко, Диденко... Это не свидетельство
репрессий?
– За
небольшим исключением, я этих людей знаю. В том числе и Богдана Данилишина, с
которым работал в Национальной академии наук. Когда он собрался в поход во
власть, я ему сказал: "Вы ученый, вы никогда не работали на государевой службе,
я бы вам туда не советовал идти". Он решил попробовать... Вот и попробовал...
Что касается этого списка, то я считаю, что и здесь необходимо, чтобы общество
получило исчерпывающую информацию, о чем идет речь.
– Чего вы ожидаете от
следующего года?
– Сейчас
в воздухе витает некое ожидание: или мы обеспечим для страны прорыв, в который
поверят люди, и не будет нарастающей усталости, или нас ожидают дальнейшие
разборки с принятием непростых решений. Если работать, то, думаю, 2011 год
должен создать хорошую стартовую площадку для дальнейшей динамики. Вот этого я и
ожидаю. Страна вплотную подошла к тому, чтобы перейти к новому качеству.
фото PHL