Мнение: Пенсионная реформа, или Доступно о сделке с будущим
Павел Краснобрижий – Руководитель Днепропетровской областной организации молодежного крыла ПП "Сильная Украина"
Многие страны уже прошли через пенсионную реформу, и почти везде она давалась
тяжело. Но в нашей стране обсуждение реформы идет особенно тяжело, и мы
откладываем принятие решений снова и снова. Наш лидер и главный реформатор
Сергей Тигипко говорит: "Альтернативы пенсионной реформе нет". А президент
отправляет весь проект на новый круг народного обсуждения. Ну что ж – продолжаем
обсуждать.
Сразу расставлю точки над "і": я сторонник идеи реформы. Все,
кого это не устраивает на уровне ощущений, дальше могут не читать. Я буду
говорить на языке логики, и буду говорить от имени своего поколения – поколения
70-80-х. Разговор пойдет преимущественно о солидарной системе, потому что это
главный разговор. Я объясню, в чем суть вещей с повышением пенсионного возраста.
И еще я буду желать Тигипко силы и воли, чтобы закончить это безнадежное (не раз
и не одним политиком уже брошенное) дело. Возможно, и мои аргументы внесут свою
лепту.
Начну с того, что в самом обсуждении пенсионной реформы зарыт
дьявол: тема болезненная, и много кому хочется прослыть защитником народных
интересов от коварной власти. Между тем, строго говоря, власть вообще не может
быть стороной переговоров по пенсионной реформе. Истинные стороны переговоров -
пенсионеры и работающие. Причем, работающие должны договориться не только с
нынешними пенсионерами, но и сами с собой, то есть с будущими пенсионерами.
Только при условии достижения этого компромисса пенсионная система страны будет
считаться справедливой. А власть может и должна выступить лишь как посредник и
описать границы возможного.
По поводу чего же должны договориться
работающие и пенсионеры? Их интересы очевидны: пенсионеры хотят пенсию побольше,
работающие хотят отдавать со своей зарплаты поменьше. Точка. Все остальное или
вообще не имеет отношения к сути реформы, или является необязательной опцией и
может быть отброшено. Ведь главный принцип солидарной пенсионной системы прост –
работающие скидываются, чтобы помочь пенсионерам. И ответить нужно всего на один
вопрос: "По сколько скидываемся?"
Именно в этой плоскости пенсионная
реформа обсуждалась в других нормальных странах мира (кроме, правда, успешного
опыта Швеции, где она вообще не обсуждалась – ее просто молча провели). Есть
всего-навсего один ключевой параметр, который вообще стоит обсуждать – сколько
процентов со своей зарплаты должен отчислять работающий на нужды пенсионеров?
Иначе это называется размером социального взноса. Причем решить это должна не
власть, не оппозиция, а сами граждане. В конечном счете – это им скидываться, а
в старости – им жить на эту пенсию. То есть нам.
Но Украина, как всегда,
идет своим путем. Наши политики и журналисты говорят о каких-то мифических
требованиях Запада, о борьбе с теневой экономикой, о рейтингах и выборах, о
новых налогах, о том, что нужно еще что-то приватизировать или найти какие-то
еще источники… Да не об этом нужно говорить! Нам просто нужна новая справедливая
система социального обеспечения, нам нужен новый договор между работающими и
пенсионерами.
Размер социального взноса прямо зависит от соотношения
количества работающих к количеству пенсионеров. Иначе говоря, сколько работающих
содержат одного пенсионера. В Пруссии, первой внедрившей солидарную систему во
времена Бисмарка (1889 год!), это соотношение выглядело так: одного пенсионера
содержали 63 работающих. Вдумайтесь: при такой системе при отчислениях с
зарплаты в 1,5% немецкий средний пенсионер мог рассчитывать на пенсию, равную
средней зарплате! Подчеркну, что сама идея введения пенсии изначально была
поддержать самых старых, полностью утративших возможность работать. При средней
продолжительности жизни в Пруссии того времени в 45 лет, пенсионный возраст был
назначен в 70.
В нынешних условиях повсеместно победившего гуманизма это
кажется немыслимым. Впрочем, мы не преминули довести эту идею до абсурда и
благополучно впасть в свой маразм. В Украине сегодня 100 работающих содержат 95
пенсионеров – то есть соотношение практически 1 к 1. При этом средняя пенсия
более чем в два раза ниже средней зарплаты, а каждый работающий отдает со своей
зарплаты больше 40%. Спросите своего бухгалтера – какова Ваша зарплата-брутто, с
налогами и отчислениями в ПФ? Вы увидите, что на самом деле вы зарабатываете не,
скажем, 6 тысяч гривен, а 10, просто каждый месяц 4 тысячи вы перечисляете в
пенсионный фонд. Чисто формально это делает работодатель, но на самом деле это
ваши кровные деньги! Все ли до этого момента знали, какие они на самом деле
добрые?
И все равно, даже при таких параметрах, пенсионная система
Украины – банкрот. В Пенсионном фонде – дыра, и этот дефицит все последние годы
гасится из бюджета. Который, если по справедливости, никакого отношения к спору
между пенсионерами и работающими не имеет. Потому что это деньги, которые могли
бы пойти, например, на увеличение зарплат врачам и учителям. Но этими деньгами
затыкают дыры в ПФ, и получается, что врачи и учителя фактически скидываются
дважды! Также "скидываются" новые дороги, новые детские сады, государственные
программы доступного жилья и прочее-подобное-архиважное.
Ситуацию нужно
менять. Вопрос – как? Ведь нагрузку на зарплаты увеличивать больше нельзя – люди
либо перестанут работать вообще, либо полностью перейдут на неофициальные
зарплаты. Отдавать 40% - это и так много. Исходить нужно как раз из того, чтобы
наоборот снизить размер социально взноса. Остается только один путь: менять
соотношение официально работающих и пенсионеров в пользу первых. А это значит –
выводить экономику из тени, создавать новые рабочие места и… повышать пенсионный
возраст.
Вывод экономики из тени и создание новых рабочих мест – это
задачи, которые лежат вне поля пенсионной реформы. Это более общие экономические
задачи, решение которых сейчас также в приоритете. Можно много спорить о том,
как и что получается, но направление понятно. Сергей Тигипко – и кто скажет, что
это он не прав, пусть первый бросит в меня камень – уже год и днем и ночью
говорит о необходимости улучшения условий для ведения бизнеса и об
инвестиционном климате. И он дает реальный результат, в том числе - по
дерегулированию экономики. Плохо ли, хорошо, но кодифицировано налоговое
законодательство, а сами налоги будут снижаться. В ближайшее время ждем от
Тигипко обещанных законов по борьбе с теневой экономикой и неофициальными
зарплатами. Все эти меры обязательно дадут эффект и для Пенсионного фонда. Но
появившиеся средства нужно будет направлять на повышение размеров пенсий и
обязательно на снижение нагрузки на зарплату. Последнее нужно чтобы
стимулировать дальнейший вывод зарплат из тени и чтобы у человека оставались
резервы для участия в накопительной системе.
Но одной экономикой всех
проблем пенсионной системы не решить. Потому что речь идет о тонкой материи
социальной справедливости, о новом компромиссе между работающими и пенсионерами.
С тех пор, как были установлены советские нормы пенсионного возраста, изменилась
возрастная структура общества. Это случилось объективно – благодаря прогрессу
человечества в медицине, улучшению условий труда, повышению среднего уровня
жизни – от обеспеченности продуктами питания до средств гигиены. Вот простые
данные: в 2010 году средняя продолжительность жизни на планете составила 69 лет.
В 1950 году она составляла 47 лет. Порог старости объективно отодвинулся.
Женщину в 55 лет сейчас не считают старой.
Это уже случилось де факто, и
теперь это просто нужно зафиксировать де юре, иначе напряжение в обществе будет
возрастать. А когда вода в аквариуме закипает, рыбки из него
выпрыгивают.
Попутно хочу развеять бытующий миф о средней
продолжительности жизни. Утверждаю следующее: после достижения пенсионного
возраста, украинцы живут долго. Дольше, чем, например, среднестатистический
европеец. А показатель средней продолжительности жизни, который поднимают на
знамена противники реформы, включает в себя детскую смертность, смертность в
результате ДТП или несчастных случаев на производстве, из-за алкоголизма и
наркомании и так далее. Эти показатели в Украине традиционно высоки, и именно
они влияют на среднюю продолжительность жизни. Если совсем буквально, это
означает следующее: если человек дожил до пенсионного возраста, то он с высокой
вероятностью проживет не меньше дожившего до пенсии европейца.
Итак, еще
раз: повышение пенсионного возраста – это не вопрос денег. Если посмотреть в
совсем уж далекое будущее, мы увидим, что порог старости и дальше будет
отодвигаться. Демографы утверждают, что со временем люди будут жить дольше и
дольше. Просто представим себе: а что если средняя продолжительность жизни на
планете в 2070 году будет составлять 120 лет? Тоже отправлять всех на пенсию в
60? Тогда кто и как будет кормить армию пенсионеров, размером в половину
человечества?
Не все об этом думали, но интуитивно это понимают многие:
тем, кому сейчас 20, придется работать дольше, потому что через 40 лет
пенсионный порог точно будет отодвинут еще годиков на 5-10 сверху к тому, о чем
мы говорим сегодня. Кстати, думающим о будущем политикам не мешало бы молодежь
своей страны об этом заранее предупредить. Может, кто пить-курить бы бросил, а
то и спортом занялся.
Подвожу итог. Обществу нужна справедливая система
социального обеспечения, но мы хотим новой и актуальной справедливости, а не
той, которую приняли за образец и засыпали нафталином еще при царе Горохе. Мы
хотим быть честными по отношению к пенсионерам и к будущим самим себе. И мы
хотим, чтобы они были честны с нами и не отбирали у нас нашу жизнь. При всем
моем искреннем и глубоком уважении к старости, думаю, справедливым было бы такое
соотношением работающих и пенсионеров, при котором одного пенсионера содержит
как минимум двое официально работающих. С поправкой на теневую экономику,
безработицу и другие виды неискоренимого иждивенчества, справедливый пенсионный
возраст должен вычисляться так, чтобы соотношение людей трудоспособного возраста
к пенсионерам было не менее трех к одному.
Фото с сайта podrobnosti.ua