Рубрики
МЕНЮ
Людмила Грубник
Одну из главных отраслей украинской экономики снова лихорадит. Причиной тому является не только падение спроса на металл по сравнению с январем-февралем, сколько жесткие условия, которые создают правительственные структуры для некоторых крупных предприятий ферросплавной и алюминиевой отраслей.
В июне в Киев приехала группа рабочих Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ), которые пикетировали здания Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, НАК "Энергетическая компания Украины", Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), общественных приемных Президента и Верховной Рады. Это предприятие, как и Запорожский алюминиевый завод (ЗАлК), в последнее время вынуждено сокращать производство и увольнять сотрудников. Совсем недавно был остановлен один из цехов, и без работы осталось 700 человек. Еще 500 вероятно будет уволено с 1 июля, если ситуация останется прежней.
Проблема в сугубо формалистских подходах к работе НКРЭ. Из-за падения спроса на продукцию заводов, ЗАлК и ЗЗФ уменьшили потребление электроэнергии менее 150 млн. КВт в месяц, и с 1 января 2011 года были переведены в разряд мелких и средних предприятий, которые получают электроэнергию по "второму классу". То есть на четверть дороже, чем раньше. Поскольку при производстве алюминия и ферросплавов около половины себестоимости составляет именно стоимость потребляемой электроэнергии, работа заводов стала нерентабельной. В этой ситуации действия НКРЭ выглядят не только антирыночными, но даже и антигосударственными. Ведь в более передовых странах во время кризиса правительственные структуры создают все условия для того, чтобы производитель успешно преодолел тяжелые времена.
В отличие от НКРЭ, высшие чиновники, кажется, начало понимать серьезность данной проблемы. За два дня до приезда запорожских рабочих в столицу состоялось заседания правительства. По его итогам премьер-министр поручил Министерству экономического развития и торговли, Министерству энергетики и угольной промышленности, НКРЭ, Запорожской областной администрации "подготовить и подать предложения о решении проблемных вопросов, которые возникли на предприятиях металлургического комплекса Запорожья, в частности, относительно вопроса формирования тарифа на электроэнергию, которая используется для производственных нужд".
Естественно, предложения по выходу из создавшейся ситуации не могут появиться мгновенно и потому требования запорожских металлургов, с которыми они пикетировали государственные учреждения, до сих пор остаются актуальными. А пока у чиновников есть немного времени на раздумья, им не мешало бы прислушаться к мнению отечественных экспертов и обратиться к зарубежному опыту. Если корову не кормить, она больше не будет давать молока. Эту простую истину уже давно поняли в цивилизованных странах, где успешно используют дифференцированные (пониженные) тарифы для некоторых отраслей промышленности. Так, средний тариф для производства алюминия в развитых странах на 38% меньше, чем для других промышленных потребителей. Об этом наши производители могут только мечтать.
Пока же украинские ферросплавные предприятия и предприятия цветной металлургии платят за электроэнергию намного дольше, чем их зарубежные конкуренты. Сейчас ЗЗФ вынужден платить 0,102 долл. за 1 КВ. Но даже если бы он покупал электроэнергию о 1-ому классу, он бы платил 0,07838 долл. за 1 КВт. А это все равно выше, чем у других участников мирового рынка. Для сравнения, компания Eramet Marietta (США) платит 0,0424 за 1 КВт, BHPB Meyerton (ЮАР) – 0,058 долл. за 1 КВт, Ferroatlantica (Испания) – 0,0631 долл. за 1 КВт, Sabayek (Саудовская Аравия) – 0,032 долл. за 1 КВт.
Учитывая данное обстоятельство, выглядит вполне логичным, что украинские производители алюминия и ферросплавов хотят, чтобы с учетом высокого удельного веса расходов на электроэнергию в себестоимости их производства, тариф для них был бы ниже, чем для предприятий, покупающих электроэнергию по "первому классу" потребления. Аналитик инвестиционной группы "АРТ-Капитал" Станислав Зеленецкий считает, что в ситуации, когда ЗЗФ находится на пороге закрытия, было бы разумно перевести компанию на тарифы для 1-го класса потребителей.
Более того, по мнению вице-президента Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко, снижение тарифов на электроэнергию для предприятий ферросплавной и алюминиевой промышленности станет даже выгодным для энергогенерирующих компаний, поскольку приведет к увеличению объема потребления электрического тока указанными предприятиями. С увеличением объема закупки, возрастет объем платежей за электроэнергию. "Это принесет несомненную выгоду государству, так как в капитале украинских энергогенерирующих компаний существенная доля принадлежит именно государству",- подчеркнул господин Бутко.
Станислав Зеленецкий также считает, что одномоментное снижение тарифа для ЗЗФ — это хоть и верное, но по большому счету временное решение. Необходимо проводить реформу энергорынка в целом. Для того, чтобы украинская продукция стала конкурентоспособной на мировом рынке, нужно изменить ситуацию, когда на плечи производителей перекладывают часть проблем энергогенерирующих компаний, вынужденных продавать электроэнергию для населения по более низким, не рыночным тарифам. По-сути население дотируется не добрым правительством (это только внешне так выглядит), а теми предприятиями, которые создают рабочие места, платят налоги и другие социальные отчисления. И при этом должны отчаянно бороться за место под солнцем на мировом рынке, обеспечивая страну такими необходимыми валютными поступлениями.
Однако реформа энергорынка – это неблизкая перспектива. А пока для того же ЗАЛК пределом мечтаний является корреляция стоимости электроэнергии с ценой алюминия на Лондонской бирже металлов (LME). Запорожские производители алюминия не просят, каких-то тепличных условий. Они просто хотят, чтобы цена приобретаемой им электроэнергии росла соразмерно с ростом цены на продукцию ЗАЛКа. А также уменьшения цены электроэнергии в случае падения цены алюминия на международном рынке. Однако пока власть не может выполнить даже такое скромное, но вполне логичное желание производителя.
Ситуация с высокими тарифами в чем-то аналогична ситуации с налогами. Желание наполнить бюджет путем их непродуманного повышения непременно приводит к обратному результату. Также и резкий рост цены электроэнергии приводит лишь к тому, что украинским производителям ферросплавов приходится снижать объемы производства. В стране уже чувствуется дефицит ферросплавов. Наш рынок завоевывают иностранные производители, поскольку потребители ферросплавов — украинские металлургические комбинаты - вынуждены их импортировать.
Вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Бутко особенно подчеркивает, что "специальные тарифы не являются субсидированием отдельных неэффективных товаропроизводителей. Наоборот, речь идет о поддержке ключевых предприятий. А специальные тарифы на электроэнергию для них стимулируют общий экономический рост". Подобная поддержка со стороны государства позволит восстановить прежние объемы производства в указанных отраслях. В свою очередь, возобновление плановой загрузки предприятий ферросплавной и алюминиевой отраслей сделает реальностью дополнительные отчисления в государственный и местный бюджеты, в Пенсионной фонд. А также успокоит десятки тысяч металлургов Запорожской области, судьба которых напрямую зависит от успешной работы ферросплавной отрасли.
Фото: PHL
Новости партнеров