Рубрики
МЕНЮ
Людмила Грубник
На посту донецкого губернатора Анатолий Близнюк сталкивался с разными проблемами. Например, с качеством дорог. Денег в бюджете не было, поэтому он рекомендовал местным властям просить финансовой помощи у жителей области на ремонт дорог местного значения. А для сокращения долгов по коммунальным платежам предложил переселять пенсионеров из больших квартир в малогабаритное жилье. Пока ни одна из этих идей не осуществилась. Но во время беседы с министром у "Эксперта" сложилось впечатление, что Близнюк попытается их частично реализовать на общенациональном уровне. Например, чиновник признался, что надеется привлечь сбережения украинцев, лежащие на банковских депозитах, в сферу жилищно-коммунального хозяйства. В качестве инвестиций.
При этом денег в бюджете по-прежнему мало, а проблем, стоящих перед министром, — много. Строительная отрасль всё никак не может подняться с колен, хотя приняты соответствующие государственные программы. А система ЖКХ и вовсе находится на грани краха — из-за постоянных порывов труб некоторые районы даже в столице регулярно сидят без горячей воды. Программы энергосбережения находятся в зачаточном состоянии, тысячи домов требуют капитального ремонта. А тут еще надумали объединить два ведомства: Министерство строительства и регионального развития с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, причем решить кадровый вопрос их слияние не помогает. О том, что делать со всем этим ворохом проблем, "Эксперт" и беседовал с министром.
— Когда завершится процесс слияния министерств ЖКХ и строительства?
— Штатное расписание я уже подписал. По поручению Премьер-Министра кадровый вопрос должен быть закрыт в течении 10 дней, после этого начнется процесс ликвидации, который продлиться примерно 2 месяца.
— Какая теперь будет структура у Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины?
— Во главе ведомства стоит министр. Затем идет первый заместитель, сейчас эти функции выполняет Александр Алипов, и два заместителя, один из которых, Дмитрий Исаенко, занимается вопросами строительства, а другой, Григорий Семчук, исполняет функции госсекретаря, занимается аппаратом, как руководитель службы секретариата. В структуре министерства будут департаменты по основным направлениям: системы жизнеобеспечения, строительства и регионального развития.
— Уже было уволено более семидесяти человек. Будут продолжаться сокращения?
— В двух министерствах работали более 570 человек, а у нас в штатном расписании утверждено 393 человека. Поэтому сокращения будут продолжаться.
— Будете привозить специалистов из своего родного региона?
— Я не ставлю задачу так. Например, журналиста нельзя пригласить работать начальником транспортного цеха или сталеваром. В первую очередь, я обращаю внимание не на место рождения, а на профессионализм. Так, в строительном блоке 60 процентов сотрудников – выходцы из строительной сферы еще советского периода, плюс молодые люди, которые в этой сфере работали в регионах. К сожалению, в системе ЖКХ специалистов катастрофически мало, и большинство людей имеют только теоретические знания. Я решил, что буду приглашать руководителей водоканалов, тепловых сетей в министерство для консультаций и стажировок.
— В свое время обсуждалась возможность объединения трех министерств: ЖКХ, строительства и инфраструктуры. Каковы шансы, что эти планы будут воплощены в жизнь?
— Существующая система позволяет работать эффективно. Если кто-то захочет, то, может, и сделают, но насколько это будет эффективно — большой вопрос. Согласно правилам менеджмента, реорганизации центральных органов власти следует рассматривать не ранее чем через пять лет.
— Вы обещали в сентябре озвучить стратегию деятельности уже объединенного Министерства.
— И не отказываюсь от своих слов. Для себя определяю единый алгоритм деятельности: выработать стратегию, согласовать ее с президентом и премьером, утвердить на заседании Кабинета министров, сформировать эффективную команду, выйти к людям, наладить обратную связь и работать, работать, работать...
Приоритетной областью реформирования отрасли считаю создание механизмов привлечения инвестиций и приход бизнеса на рынок жилищно-коммунальных. Основной принцип, который будет внедряться, – это "считай, экономь и плати". Я намереваюсь сконцентрироваться на энергосберегающих программах: замене устаревших котлов, эффективном использовании угля и переходе на альтернативные источники получения энергии.
Кроме того, нужно понимать, что сейчас происходит много потерь тепла. Нужно утеплять дома.
Отопление в масштабах страны
— Вы сейчас подняли большой пласт проблем. Система ЖКХ из-за которой мы теряем тепло и воду, находится в крайне плачевном состоянии. Сколько она еще продержится, пока дело не дойдет до катастрофы? И сколько необходимо средств для предотвращения краха?
— Инвестиционная потребность только по природным монополиям составляет более триллиона гривен. Чем больше мы средств найдем сегодня из всех возможных источников, тем больше шансов предотвратить аварии.
— Месяц назад Вы говорили о том, что планируете подготовить несколько проектов на общую сумму 700 млн. долл. в сфере ЖКХ для привлечения иностранных инвесторов. Что это за проекты?
— Речь идет о проектах импортозамещения и ресурсосбережения для снижения себестоимости коммунальных услуг. Разработка проектов будет вестись на постоянной основе. Решение проблем отрасли невозможно без привлечения инвестиционных ресурсов, поэтому сейчас министерство ведет работу по подготовке инвестиционных проектов с привлечением средств Всемирного банка в сферах водоснабжения и водоотвода, теплоснабжения и утилизации твердых бытовых отходов.
— Планы по утеплению домов коснутся нового жилья или старого фонда тоже?
— Сегодня мы уже пересматриваем существующие ДБН (державні будівельні норма — "Эксперт"). Всем соответствующим научно-иследовательским институтам поставлена задача – привести украинские строительные нормы до европейских. В принципе наше новое жилье уже принимается почти по европейским стандартам: обязательно должны быть коммерческие счетчики, контролирующие энергопотребление, продуманы вопросы энергосбережения, утепления и пр. Наша основная задача состоит в том, что бы довести уже существующее жилье до европейских стандартов.
— Но в Украине существует огромное количество зданий, которые настоятельно требуют капитального ремонта. Готово ли государство начать комплексную программу по их реконструкции?
— По программе зеленых инвестиций (связана с реализацией Киотского протокола и продажей Украиной соответствующих квот на выбросы углекислого газу. — "Эксперт") на эти цели планируется потратить более полутора миллиардов гривен. Будем работать над созданием механизма доступных кредитов. Альтернативы этому пути нет. Старое жилье должно переделываться в соответствии с новой идеологией. Не последнюю роль в этом сыграет создание почвы для развития ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов — "Эксперт"). Люди должны сами стать хозяевами своих домов.
У нас 30 процентов жителей проживает в сельской местности, и никто из них не требует у государства оплатить ремонт крыши. А в городе, заплатив более 200 тысяч долларов за квартиру, бабушка, прибивая портрет роняет молоток во французский унитаз, звонит в ЖЭК и требует заменить его. Это неправильно...
Появление ОСМД позволит привлечь иностранных "доноров", которые совместно с нами выделят деньги на ремонт дома. Правда, жильцам тоже придется вложить свои средства (до десяти процентов от сметы). На мой взгляд, это оптимальный и рациональный подход, ибо тогда люди будут ценить то, что имеют, а не заниматься вандализмом, как сейчас. Власть со своей стороны будет помогать объединять совладельцев и всячески содействовать обеспечению нашей взаимовыгодной работы. Так, мы рассматриваем создание возможности для ОСМД взять у государства беспроцентный кредит. Кроме того, я считаю, что людям необходимо в собственность отдать придомовые участки и землю, которая находится под зданием. Необходимо также изменить закон, чтобы ОСМД имело право выселять неплательщика.
— Уже начаты переговоры с представителями "донорских" компаний?
— Да. С большей частью представителей международных организаций -доноров я встречался. Мы договорились, что если проблемами ОСМД или вопросами энергосбережения будут заниматься в Украине пять и более иностранных организаций, то для улучшения диалога они будут объединяться.
Д-Т-Д: деньги – трубы – деньги.
— Какими должны быть экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги?
— Текущая кредиторская задолженность системы ЖКХ – 20 миллиардов гривен, а дебиторская – 12,7 миллиарда (миллиона). Разницу в тарифах государство берет на себя и периодически компенсирует. Задача — убрать перекосы: государство должно дотировать три миллиарда гривен по утвержденным тарифам по всем видам коммунальных услуг. Насколько это обоснованно и как с этим поступить, решает специально созданная комиссия. Мы видим, что тарифы на воду должны быть дифференцированными, как это делается во всем мире. При потреблении 150 л воды в месяц должны быть одна цена, 200 л — другая и т.д. Такой метод действует при расчете за электроэнергию и газ.
Правительством утверждены единые подходы к формированию тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод, содержание домов и сооружений и придомовых территорий, электроэнергию и газ для населения. Наведение порядка позволит рационально организовать работу по снижению себестоимости, сокращению издержек и потерь предприятий. В любом случае пенсионеры не будут платить за коммунальные услуги выше десяти процентов совокупного дохода, а работающие – 15 процентов.
Повышение тарифов не коснется малообеспеченного населения. Мы четко понимаем, что просто повышать тарифы неправильно. Тарифы на услуги ЖКХ должны подниматься ежегодно, но постепенно, в соответствии с ростом реальных доходов населения и улучшение социальных стандартов. Задача министерства – создать надежный механизм защиты потребителя коммунальных услуг.
— Будет ли программа "Доступное жилье" пересмотрена? Сколько было в этом году было выделено средств на реализацию программы?
— В 2011 году из местных бюджетов на программы доступного жилья уже запланировано выделить 238 миллионов гривен, из них в городе Киеве — 204 миллиона, Донецке – десять миллионов, Днепропетровске — 6,9 миллиона, Харькове – пять миллионов гривен. В стране зарегистрировано 629 земельных участков для строительства доступного жилья (общей площадью более 1700 гектаров).
Основным источником финансирования остаются средства населения, за счет которых строится 75 процентов жилья. Поэтому, прежде всего, нужно активизировать поиск других источников финансирования. Пилотно прорабатываются механизмы стимулирования населения к участию в строительстве собственного жилья по принципу "Строим вместе".
Всего на программы строительства доступного жилья (молодежное кредитование, программу "Собственный дом" и приобретение жилья инвалидам І группы Великой Отечественной войны) министерству на 2011-й в государственном бюджете выделено 402 миллиона гривен. Но это не решает проблему доступности жилья. Чтобы радикально изменить ситуацию, мы в бюджетных запросах предложили Минфину предусмотреть на следующий год расходы по жилищным программам в объеме 4,7 миллиарда гривен. Кроме того, нужно понимать, что современная строительная индустрия Украины на 80 процентов состоит из импортных стройматериалов, что не делает наше жилье дешевым. Поэтому стимулирование отечественных производителей – тоже наша приоритетная задача.
— Какие профильные программы Министерства недофинансированы?
— Все, что было запланировано на 2011 год, выполняется по плану согласно помесячной росписи государственного бюджета.
— Как Вы считаете, помогает ли программа "Доступное жилье" для восстановления строительной отрасли? Что, с Вашей точки зрения, необходимо сделать, чтобы активизировать стройки?
— Нужно повысить уровень доступности жилья для среднестатистического украинца. А для этого мы планируем активно применять следующие инструменты: льготный ипотечный жилищный кредит, уплата государством части стоимости жилья, развитие механизмов софинансирования строительства жилья гражданином и государством по схеме "50х50", "30х70", предоставление земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, под индивидуальное жилищное строительство.
Новости партнеров
Новости