Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Более того, в Багдаде активно ведут переговоры с россиянами о заключении нового соглашения на 3 миллиарда долларов. Благодарить за такой поистине царский подарок представители российского ВПК могут бывшего гражданина этого государства, а ныне министра обороны Украины Дмитрия Саламатина.
Внешнеэкономические контракты это, по сути, единственное, что еще позволяет выживать украинскому оборонно-промышленному комплексу. В условиях, когда у своей армии нет средств на закупку нового вооружения, отечественную оборонку спасают лишь заказы из-за рубежа. Впрочем, и там с каждым годом продавать наше оружие становиться все труднее. За последние пять лет Украина опустилась в рейтинге мировых экспортеров оружия с 10 на 12 место и дальнейшие перспективы нашего ВПК весьма туманны. А ведь еще совсем недавно можно было с уверенностью говорить об обратном.
В конце 2009 года Украина и Ирак подписали соглашения о поставке оружия – БТР-4 и самолетов АН-32Б на общую сумму 556,5 млн. долларов. В частности, согласно условиям сделки, Украина обязалась поставить в Ирак 420 бронетранспортеров на сумму 457,5 млн. долларов. Столь нужный и выгодный контракт стал, по сути, платой за присутствие в 2003-2005 годах в Ираке украинского контингента и жизни не вернувшихся оттуда 18-ти наших парней.
Однако, спустя два года оказалось, что Украина не в состоянии выполнить контракт. Зимой была первая поставка бронетранспортеров, но из-за неполадок Ирак отказался их брать. Тогда вину списали на разработчиков пушек в Каменец-Подольском и с извинениями все же отправили заказчику 26 машин. Но вторую партию тоже отправили с опозданием, и ее также вернули из-за обнаруженных дефектов. Сейчас в порту Одессы ржавеют 62 БТРа, которые, по сути, уже никому не нужны. Штрафы за простой техники со сторону порта составили 260 тыс. долларов и растут с каждым днем. В компании "Укрспецэкспорт", которая непосредственно отвечает за выполнение контракта, еще пытаются делать хорошую мину при плохой игре, но ситуации это не меняет.
На самом деле проблема вовсе не в качестве украинской техники – оно вполне соответствует цене. Не критична и задержка по срокам. Очевидно, что все эти вопросы можно было бы решить, принеся извинения иракской стороне и предложив определенную компенсацию за неудобства. Трагедия ситуации в том, что официальный Багдад наотрез отказывается даже разговаривать с представителями "Укрспецэкспорта".
Проблемы у Украины начались с приходом на должность генерального директора компании "Укрспецэкспорт" Дмитрия Саламатина. Зайдя в 2010 на предприятие, он за считанные месяцы поломал все наработанные схемы, мечтая любой ценой взять под личный контроль средства международных контрактов. Так, по его инициативе от работы были отстранены посредники, усилиями которых иракский контракт и был подписан с Украиной. Для продолжения их участия в проекте и возможности получения законного комиссионного вознаграждения команда Саламатина предложила им "поделиться", отдав 3/4 заработанного. Получив отказ, в финансовую схему ввели не имеющие никакого отношения к контракту оффшорные структуры, чем, фактически, и был сорван многомиллионный договор. Дело в том, что рынок вооружений очень специфичен и кардинально отличается от привычного для наших чиновников базара. Все серьезные контракты там заключаются исключительно при помощи посредников, которые пользуются доверием покупателя и продавца. Когда же Украина отказалась работать по этим, в общем-то несложным правилам, иракская сторона посчитала себя свободной от всех обязательств.
Подобные проблемы были отмечены в работе "Укрспецэкспорта" и с Китаем, Эфиопией, Ливией, другими странами, в результате чего были серьезно подорваны позиции отечественного ВПК. Впрочем, это не помешало предприятиям "Укрспецэкспорта" регулярно перечислять никому не известной оффшорной фирме Primavera Financial из солнечного Белиза миллионные суммы.
После того, как первая партия БТРов для Ирака не была поставлена вовремя, Саламатин был уволен с должности гендиректора "Укрспецэкспорта". Однако с тех пор ситуация ни на йоту не изменилась к лучшему. И все попытки хоть как-то повлиять на происходящее со стороны концерна "Укроборонпром" наталкиваются на глухую стену саботажа. Уходя в министерство обороны, Дмитрий Саламатин расставил по всем ключевым должностям своих людей – от гендиректора "Укрспецэкспорта" Дмитрия Перегудова до директоров отдельных заводов. Именно их усилиями на предприятии всеми силами поддерживается схема, позволяющая контролировать финансовые потоки, но неспособная продавать вооружение.
Сейчас командой Саламатина игнорируются и саботируются все решение концерна "Укроборонпром", направленные на исправление ситуации по выполнению внешнеторговых контрактов, улучшение финансово-экономического состояния концерна и его структурных подразделений. Пользуясь своим министерским положением, близостью к Президенту, наличием в структуре концерна лиц, на которых он имеет прямое влияние, Дмитрий Саламатин всеми правдами и неправдами пытается сохранить контроль над концерном и благодаря этому закамуфлировать допущенные просчеты.
Для того, чтобы протянуть агонию оборонки и продолжать греть на ней руки, Саламатин не стесняясь бросает в топку бюджетные деньги. Так, в прошлом году им было пролоббировано выделение миллиарда гривен харьковскому заводу имени Малышева на изготовление следующей партии из 94 БТР. Сейчас там вовсю собирают эти бронетранспортеры – хотя они, по сути, уже никому не нужны. Более того, теперь Дмитрий Саламатин просит правительство предоставить иракской стороне государственную гарантию выполнения поставки на 20 миллионов долларов, которую, согласно украинскому законодательству, невозможно дать в виду отсутствия самого контракта на эти 94 бронетранспортера.
В это время, на фоне полного беспорядка во внешнеэкономической деятельности, подконтрольные Саламатину предприятия активно вымывают бюджетные и контрактные средства. Так, только через ГП "Укроборонсервис" ежемесячно проходят неучтенные деньги на сумму свыше 500 тысяч долларов. США. При этом попытки контролировать финансовую деятельность этих предприятий со стороны нового руководства "Укроборонпрома" наталкиваются на противодействие бывших вождей и их ставленников. Все это неминуемо ведет к краху отечественного ВПК, что признают уже даже в правящей Партии регионов.
"Мы теряем лидирующие позиции на мировом рынке вооружений. Украина не избавилась от коррупционных схем, из-за этого не может зарабатывать на экспорте оружия, хотя и проводит масштабную военную реформу. Сейчас страна рискует не только лишиться выгодного контракта с Ираком, но и потерять развитие всего оборонно-промышленного комплекса" – так сложившуюся ситуацию расценивает депутат Верховной рады Валерий Коновалюк.
Тем временем виновник срыва иракского контракта Дмитрий Саламатин продолжает тянуть время, не стесняясь ради этого обманывать Президента. 9 августа он написал Виктору Януковичу письмо, в котором заверил, что с контрактом все в порядке, а БТРы в одесском порту стоят по вине… украинской стороны. То, что это откровенная ложь, подтверждает тот факт, что 17 августа глава "Укрспецэкспорта" Дмитрий Перегудов не солоно хлебавши вернулся из Ирака, куда ездил в надежде разрешить конфликт. Там с ним даже не пожелали разговаривать. Не принимают в Ираке и самого Дмитрия Саламатина – в июле ему безапелляционно отказали во въездной визе. Ни с Саламатиным, ни с членами его команды, нарушившими незыблемые на Востоке правила ведения бизнеса и банально "кинувшими" партнеров, там не хотят иметь дела в принципе.
Более того, похоже, в Багдаде готовы принять кардинальное решение, крайне нелицеприятное для Украины. Сейчас там идут активные переговоры с россиянами о поставке военной техники на 3 млрд. долларов. И, по данным информированных источников, идут весьма успешно. Но людей Саламатина это почему-то не очень беспокоит. Возможно, потому, что сам Дмитрий Саламатин до 2005 года был гражданином Российской Федерации.
Фактов, подтверждающих прямую заинтересованность украинского министра в передаче наших контрактов россиянам нет. Однако, в ситуации с Ираком он ведет себя именно как "засланный казачек", сознательно подрывающий позиции отечественной оборонки. Более того, если в происходящее в ближайшее время не вмешается Президент, Саламатин имеет все шансы войти в историю как человек, "добивший" украинский ВПК. И, очевидно, что для сотен тысяч людей, работающих в отрасли, будет совсем не важно – сделал он это ради личных или чужих интересов.
Не стоит также оставлять без внимание и внешнеполитический аспект сложившейся ситуации -- ведь все военные программы Ирака финансируют США. И нынешнее ухудшение в отношениях между нашими странами могло дополнительно быть усиленно со стороны международных посредников, кто организовал сделку по продаже техники Украиной Ираку, организовал ее финансирование и в итоге был "кинут". Что опять таки крайне выгодно нашему северному соседу.
Новости партнеров
Новости