Конец истории

Что значит горячо спорить о правильном школьном учебнике истории? Это значит не замечать, что роль бумажных книг в современном обществе трансформируется, не замечать бум электронных книг и средств для их чтения, распространение интернета, не замечать наибольшую за всю историю человечества доступность информации, её бесконтрольность, а также отдалённость подростков от «мира взрослых», которая тем больше, чем выше компьютерная грамотность подростков. Предполагать, будто что-то там написанное в школьном учебнике истории способно повлиять на мировоззрение современного школьника, – это, фактически, заявлять, что история закончилась в 1980-е

На днях снова "воспалилась" тема написания правильного школьного учебника по истории Украины. Один из многочисленных сегодня национал-социалистов опубликовал на одном из также многочисленных сегодня сайтов "общего интереса" заметку об известном украинском историке Наталье Яковенко. Мол, вовсе не историк она и уж тем более не украинский, так – жалкий совковый пропагандист со странными для Украины чертами лица, сомнительной семейной историей и коварным стремлением превратить Украину в колонию России. И почему же госпоже Яковенко так досталось в этой публикации? Потому, что она с некоторых пор прилагает большие усилия к созданию другого школьного учебника по истории.

Другого – не просто по отношению к принятому ныне в украинской школе учебнику, однако, вообще по отношению к системе обучения истории в нашей школе. Если кратко, то её, Яковенко, цель – "антропологизировать" историю Украины, поставить в центр изложения истории в школе человека, а не какой-то коллектив: класс, этнос, вообще человеческую массу. Ну и заодно – снять с преподавания истории в школе давление "экзальтированного украинского". А это всё как раз и возмущает национал-социалистов.

"инсталляцию" в сознание человека какого-то "канона" истории, какой-то подачи истории Украины, которая будет обуславливать политическое поведение и соответствующие суждения граждан нашего государства.

Однако всё же очевидно, что если меняется роль книг в жизни современного человека, если изменилась практика распространения и восприятия информации, если значительно выросла доступность любой информации, если изменяются социальные практики подростков, то, прежде чем спорить об учебнике истории, было бы полезно поспорить об учебниках как таковых, о школе как таковой. Может быть, устарела не только подача истории Украины в учебниках, но и сама идея о том, что нам нужен, прежде всего, новый учебник истории Украины?

Может быть, книга – учебник, одна штука – вообще не должна быть теперь первым и важнейшим инструментом для обучения детей и подростков истории?