Стране нужны стрелки

Мировая экономика с конца прошлого года снова погрузилась в рецессию. Естественно, что слабый тонус глобальных рынков негативно ударил по украинским экспортерам, прежде всего, по отечественной металлургической отрасли

Так, согласно данным Кабинета министров, за 11 месяцев 2012 года Украина сократила экспорт металлопродукции по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5,3%, до 20,711 млн. т. Положение дел в металлургической отрасли напрямую сказывается на состоянии всей отечественной экономики. Общеизвестно, что доля ГМК в ВВП Украины - около 30%. Отрасль является источником 12% налоговых и около половины всех валютных поступлений в бюджет страны.
Между тем, уже около полгода показатели ежемесячного экспорта метпредприятий балансируют в диапазоне от 1,7 до 1,8 млн. т стали, что соответствует значениям кризисного 2009 г. Потихоньку наши сталевары начали забывать, как в 2010-11 годах продавали на внешних рынках свыше 2 млн. т продукции ежемесячно.
Прогнозы на нынешний год также далеки от оптимистичных. ГП "Укрпромвнешэкспертиза" ожидает, что в 2013 году украинские металлурги смогут продать на внешних рынках только на 500 тыс. т продукции больше, чем в 2012 году. То есть рост составит, в лучшем случае, всего 2,2%, до 23,1 млн. т.
Поэтому критически важным для украинской металлургии становится вопрос развития внутреннего рынка потребления стали. Традиционно, метпредприятия реализуют на украинском рынке 20% от своего годового производства, тогда как на внешних – 80%. Но теперь внешнеэкономическая конъюнктура ухудшается, а внутренний рынок не может компенсировать снижение экспортных продаж.
"Несмотря на реализацию в стране такого масштабного проекта как Чемпионат Европы по футболу 2012 года, внутренне потребление готового проката не только не увеличилось, а уменьшилось с 8,4 млн. т в 2011 году до 8,3 млн. т в 2012 году. При этом ожидается, что в 2013 году в лучшем случае на внутреннем рынке украинские металлурги продадут 8,6 млн. т. Учитывая ограниченность экспортных рынков сбыта, критическим для развития украинской металлургии является развитие внутренних продаж", - отмечает директор "Укрпромвнешэкспертизы" Владимир Власюк.
Понимают эту проблему и власти страны. В начале года Президент Украины Виктор Янукович заявил, что новым стимулом для развития металлургической отрасли должно стать увеличение потребления на внутреннем рынке. И такой сценарий выглядит вполне реальным, ведь еще в прошлом году были приняты законы, оказывающие господдержку судостроению, сбыту авиационной техники, другим отраслям реального сектора.
Для координации действий металлургов и их потребителей, главным образом, машиностроительных предприятий, под конец года было восстановлено Министерство промышленной политики. Более того, в Кабмине уже вышла на финишную прямую работа по разработке программы развития внутреннего рынка, которая может быть утверждена в ближайшие недели.
По мнению В. Власюка, рост внутреннего рынка в 2013 году может произойти за счет ремонта и обновления существующих объектов, например, "Укрзализныци" (вагоны и ж/д пути), метпредприятий (капстроительство), ЖКХ (замена труб), строительство терминалов в портах.