Лотерейные игры
Рынок лотерей набирает обороты. Если он продолжит расти и дальше, Украина сможет решить проблему дополнительного финансирования социально значимых отраслей
Украинский рынок лотерей последние годы динамично растет: за последние четыре года объем продаж лотерейных билетов вырос почти в 7 раз. В прошлом году объем реализации лотерейных билетов превысил 4 млрд грн. Этому отчасти способствовал запрет в июне 2009 года всех видов азартных игр, кроме государственных лотерей. Параллельно с ростом лотерейного рынка растут и общие отчисления в госбюджет. Так, в 2012 г. лотерейные операторы уплатили в бюджет Украины почти 240 млн грн., что в 3,6 раз больше, чем в 2009 г. Согласно Закону "О государственных лотереях в Украине" собранные с лотерейщиков деньги направляются в бюджет. В свою очередь согласно принятому в декабре закону о госбюджете на 2013 г. деньги, уплаченные операторами от продажи лотерей, будут направлены в спецфонд.
Традиционно государства направляют доход от проведения лотерей на финансирование наиболее важных и востребованных социальных и гуманитарных программ.
В Украине основным направлением выбрано дополнительное финансирование программ в сфере здравоохранения, а точнее — лечение детей от онкологических и онкогематологических заболеваний (ежегодно в Украине фиксируется в среднем 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста, что составляет около 1000 онкобольных детей в год). В этом году на лечение онкологических пациентов необходимо направить более 2 млрд грн. Все же средств в Украине на подобные проекты не хватает и дополнительное финансирование, которое будет выделяться от доходов лотерей, необходимо.
Еще часть средств, полученных от государственных лотерей, Кабмин планирует направлять на финобеспечение государственных объектов олимпийской подготовки, а также мероприятия в сфере культуры и спорта.
Удастся ли вырасти?
Лотереи — это достаточно затратный бизнес, требующий солидных вложений на начальном этапе. В то же время расходы оператора не учитываются при взимании налогов с операторов лотерей. Операторы лотерей налог платят не с полученной прибыли, а с дохода, оставшегося после вычета призового фонда. Ставка налога привязана к размеру ставки налога на прибыль для предприятий (в госбюджет отчисляется налог в размере не менее 21% от суммы, оставшейся после отчислений в призовой фонд. В 2012 г. налог составил 21%, в 2013-м — 19% — прим. "ВД"). Стоит упомянуть, что на протяжении почти всей истории независимой Украины этот рынок не регулировался в принципе — апогей пришелся на 1990-е гг. В это время стихийно открылось более 100 лотерейных компаний, которые собирали деньги игроков и с ними исчезали. Это привело к падению уровня доверия населения к лотереям. Лишь в 2013 г. украинский лотерейный рынок претерпел изменения. Парламентариям понадобилось долгих 15 лет для разработки и принятия Закона "О государственных лотереях в Украине". Неудивительно, что при таком положении дел украинский лотерейный рынок еще недостаточно развит. Для сравнения: годовой оборот лотерейного рынка в США составляет около $30 млрд в год, в Японии — порядка $8млрд, в Испании — $6,53 млрд, в Италии — $6,5 млрд, в Германии — около $6 млрд.
Международная статистика показывает, что на участие граждан стран в национальных лотереях влияют четыре основных фактора — удобство приобретения лотерейных билетов, цена, реклама и технологические новации. При наличии значительной конкуренции на лотерейном рынке именно последний фактор — использование современных технологий — становится решающим для привлечения аудитории. Прежде всего речь идет о лотерейных вендорах и онлайн-лотереях. Спрос на классические тиражные лотереи, иначе называемые "пассивные игры", в большинстве стран Европы пока удерживает лидирующие позиции, но с каждым годом падает. Их место на лотерейном рынке занимают бестиражные (мгновенные), в том числе электронные лотереи. Так, если сравнивать продажи тиражных и различные виды бестиражных лотерей во Франции в 2011 году, они составили €3,8 млрд и €5 млрд соответственно. Только за этот год рост продаж мгновенных лотерей взлетел на 17%.
В США на долю билетов моментальных электронных лотерей и на бумажном носителе на 2010 год приходилось около 58% лотерейного рынка. За 2011 год рост продаж моментальных лотерей составил 6,8%.
Новые формы
За прошедший год некоторым отечественным операторам лотерей удалось нарастить объемы продаж также благодаря применению при реализации продукции терминалов по продаже лотерей и онлайн-лотерей. Из-за отсутствия производства терминалов в стране операторы временно используют корпуса от старых игровых автоматов. Однако между игровыми автоматами и лотерейными терминалами существуют большие различия. Лотерейные терминалы устроены таким образом, чтобы не дать игроку впасть в зависимость от самого процесса игры и потерять все деньги. Для этого на них устанавливается ряд ограничений. Например, игрок не может поставить за раз больше, чем стоит самый дорогой лотерейный билет. Цена билета указывается в условиях проведения тиража. Увеличено время розыгрыша билетов, благодаря чему игра становится медленнее и менее привлекательной.
"Если рядом будет находиться незаконный зал с игровыми аппаратами, конечно же, игрок выберет обычные игровые автоматы. Но в Украине их не будет: законопроект "Об игорном бизнесе в Украине" разрешает только казино", — говорит один из инициаторов упомянутого закона, нардеп от ПР Олег Царев. "Основная разница, — поясняет Царев, — между лотерейными терминалами и игровыми автоматами состоит в том, что в мгновенных лотереях результат известен заранее. В игровом аппарате происходит мгновенный розыгрыш. Благодаря этому очень сильно повышается азартность. Лотерейные терминалы ее снижают".
Мнение нардепа разделяет психолог высшей категории Сергей Пономарев. По его словам, игромания — это зависимость, которую испытывает человек, увлеченный азартными играми, приносящими быструю наживу без особых усилий и труда. "На игровых автоматах, в отличие от лотерейных терминалов, быстрее идет процесс, быстрее достигается результат. Соответственно, азартные люди более склонны играть на автоматах, чтобы получить мгновенный, а не отсроченный, как это происходит в случае с лотереями, результат", — отмечает специалист.
Чтобы нарастить объемы продаж в этом году, операторы лотерей также планируют выходить с онлайн-продажами лотерейных билетов в интернет. Ни для кого не секрет, что несмотря на запрет ведения в Украине игорного бизнеса, любой желающий может сыграть в азартную игру на деньги в интернете. Компании, предоставляющие услуги онлайн-гемблинга (в т. ч. и офшорные), сейчас являются основными конкурентами легального лотерейного рынка. Поэтому выход в интернет может существенно повысить доходы операторов. Например, около 40% продаж австрийского оператора AustrianLotteries дают онлайн-лотереи. Еще около 15% всех продаж того же оператора приходится именно на лотерейные терминалы.
Стоит отметить, что в Европе также существует проблема нелегальных игр в Сети. Основными способами защиты прав потребителей являются: принятие закона, устанавливающего строгие правила проведения азартных игр в интернете, и усиление законных государственных онлайн-лотерей, доходы от которых поступают в бюджет государства.
Куда расти
Несмотря на рост, отечественный рынок лотерей пока еще существенно отстает от европейского и американского. Так, в развитых странах лотерейные сборы равны примерно 1% доходов бюджета. В Украине же данный показатель пока ниже 0,2%. Это позволяет предположить, что у рынка высокий потенциал роста, а следовательно, и увеличения отчислений в госбюджет.
Развитию лотерейного рынка в немалой степени может способствовать принятый в прошлом году Закон "О государственных лотереях в Украине", которым государство усилило требования к операторам гослотерей. Так, для получения лицензии участник рынка должен обладать собственной сетью распространения лотерей (не менее 5 тыс. электронных терминалов), равномерно распределенной по территории Украины. Также каждый оператор должен застраховать риски невыплаты выигрышей на сумму, равную призовому фонду за прошлый год, и обеспечить наличие на банковском счете средств, равных собранному призовому фонду. Существующие игроки рынка уже подтягивают свои показатели до лицензионных требований. Очевидно, что в этом году им придется много инвестировать в построение собственной сети продаж.