Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
"Он достаточно умный", "фильм достаточно хороший", "закон достаточно плохой", "район достаточно элитный", "цены достаточно высокие". И так далее. Обычное, ничем не примечательное слово как-то умудрилось пролезть во все языковые сферы и поразить их, как сныть огород: коси не коси, все равно где-нибудь вылезет.
Почему вдруг мы стали везде прибавлять это "достаточно", путая его с "довольно", а иногда и вовсе ни с чем не путая, а просто употребляя не к месту, для заполнения, так сказать, интеллектуальных пауз? Чего нам всем достаточно?
Завкафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ профессор Григорий Солганик говорит мне по телефону: "Ой, это вы здорово подметили про "достаточно", я давно хотел о нем написать или рассказать. Вот, например, говорят: "Он достаточно скромный". Что это за несуразное словосочетание? Для чего достаточно? Как будто есть какая-то граница, после которой скромность становится приемлемой или неприемлемой. Дело в том, что это наречие стали употреблять в расширительном значении. Его же надо употреблять там, где есть значение предела. "Сил у него достаточно" — вот это правильно. Представьте, что мы у Пушкина заменим: "Приближалась достаточно скучная пора", как это будет выглядеть? Поэтому и квартиры не "достаточно", а "довольно дорогие". Должно быть значение цели, какой-то предел".
Почему это наречие стало так популярно и так агрессивно, Солганик рассуждать не берется, говорит, тут сложно сделать какие-то выводы и проследить закономерность.
Мне же кажется, что "достаточно" — из той же серии, что и "по ходу", и "как бы", и "на самом деле". Сказать просто "умный" или "глупый" — это слишком категорично, надо, извините, как бы подстелить соломку на всякий случай. Поэтому — "достаточно умный". А для чего достаточно, уже неважно. Важно само смягчение, частичное снятие ответственности. Про фильм или спектакль тоже очень удобно сказать, что они "достаточно" хороши. Ведь можно не попасть, как говорится, в тренд: вдруг окажется, что всем остальным не понравилось. Поэтому опять же – на всякий случай пусть будет "достаточно". То есть даже если твои доводы в пользу того, что произведение хорошее, разобьют в пух и прах, всегда можно вспомнить спасительное наречие: "Ну я и говорю, что достаточно, хороший, не так уж он мне и понравился".
"Достаточно" мне представляется одним из таких же признаков страха в языке, как и другие слова-паразиты, символизирующие зыбкость, нечеткие контуры действительности. Оно все усредняет, делает приблизительным, неуверенным, кольцом из фильма "Матч Пойнт", которое может упасть в одну сторону, а может и в другую.
А еще оно, как мне кажется, гораздо опаснее того же "по ходу". "Это хорошо, что вы зеленый и плоский, — говорила Шапокляк Крокодилу Гене. — Вы лежите на газоне и вас не видно". Наречия "достаточно" тоже не видно. Оно слишком прилично выглядит. Оно не режет слух, как "как бы", не имеет легкой жаргонной окраски, как "по ходу", не бросается в глаза в начале фраз, как "на самом деле". Нет, оно прячется где-нибудь в середине, нейтральное, интеллигентное, "достаточно скромное". А потом мы вдруг обнаруживаем, что оно нагло, с ногами расселось в повседневном вокабуляре, загородив самые приличные части нашего речевого портрета.
И пока мы будем думать о том, достаточно ли нам комфортно в таком положении, оно не сдвинется с места.
Так что хватит. Довольно!
Новости партнеров