Наверняка многие предложат логичный на первый взгляд ответ: потому что не все авиакомпании считают нужным заботиться о качестве питания пассажиров. И будут лишь отчасти правы. Дело в том, что не в меньшей степени качество бортового питания, равно как и питания в залах аэропортов, зависит от компаний, которые оказывают так называемые кэйтеринговые услуги.
Термин "кэйтеринг" происходит от английского слова "cater", которое означает "поставлять провизию". Пионером организации питания на борту воздушного британская компания "Хендли пейдж трэнспорт". Она в октябре 1919 года предложила авиапассажирам обед, стоимость которого составляла три шиллинга.
В крупнейшем аэропорту Украины "Борисполе" на протяжении длительного времени оказывали услуги кэйтеринга различные компании. Ветераном является компания "Аэро Кэйтеринг" (AIRO Catering Services Ukraine), входящая в глобальную кэйтеринговую компании LSG SKY Chefs ("Небесные шефы") со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. В свою очередь, LSG является структурным подразделением лидера мирового рынка авиаперевозок — группы Lufthansa.
Одним из серьезных конкурентов "Аэро Кэйтеринга" долгие годы была компания "Киев Кэйтеринг". Последняя работала весьма успешно, в лучшие для нее времена доля рынка питания в "Борисполе" (бортовое питание, кафе и рестораны в залах аэропорта) ощутимо превышала половину.
Но высокие стандарты качества бортового питания от Lufthansa, их неукоснительное соблюдение компанией "Аэро Кэйтеринг", а также наличие собственных современных цехов на территории аэропорта позволили ей сталь лидером в обеспечении авиакомпаний бортовым питанием. В компании была внедрена система международного контроля качества HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), которая обеспечивала контроль на всех этапах пищевой цепи, в любой точке процесса производства, хранения и доставки продуктов питания.
Доля "Аэро Кэйтеринг" в "Борисполе" стремительно росла, а "Киев Кэйтеринг" — падала. В итоге "Киев Кэйтерингу" обслуживала уже только внутренние рейсы и чартеры. Собственники последней попытались спасти ситуацию и в конце 2011 года продали 51%-ную долю компании австрийской кейтеринговой фирме DO&CO, которую по информации СМИ контролирует австрийский предприниматель турецкого происхождения Атилла Догудан. Компания получила инвестиции для строительства собственного цеха бортового питания на территории "Борисполя". Но вернуть утраченные позиции уже не могла.
И не смогла бы. Если бы не смена руководства в международном аэропорту "Борисполь". Напомним, в июле прошлого года новым гендиректором аэропорта был назначен выходец из Одессы – Алексей Кочанов, который до этого руководил одесским аэропортом. Как известно, с 2011 года аэропорт "Одесса" полностью контролируют структуры, аффилированные с бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. Алексей Кочанов, будучи ставленником Кауфмана и Грановского, начал внедрять в "Борисполе" одесский опыт и постепенного вытеснять из аэропорта ранее работавшие там компании.
Недавно "чистка" дошла и до сегмента кейтеринга. Начиная с 31 января руководство главных воздушных ворот страны инициировало прекращение многолетнего сотрудничества с "Аэро Кэйтеринг" и полностью отдало на откуп рынок бортового питания "Киев Кэтеринг" или теперь уже "DO&CO Киев", которая пока не может похвалиться высокими стандартами организации бортового питания. А компанию "Аэро Кэйтеринг" уведомили о том, что начиная с 31 января ее деятельность в "Борисполе" прекращается. Возникает естественный вопрос – в чем причина?
Можно предположить, что не выдержав здоровой рыночной конкуренции, представители "DO&CO Киев" решили задействовать "административный ресурс". Сначала, был расширен круг учредителей "DO&CO Киев" — в него вошли структуры, связанные с уже упомянутыми бизнесменами из Одессы – Кауфманом и Грановским. Опыт монополизации всех процессов в аэропорту у них уже имеется.
Со стороны аэропорта сделано все было технично – аэропорт прервал действие договора аренды, в соответствии с которым "Аэро Кэйтеринг" арендовал цех бортового питания в "Борисполе". В качестве своеобразной шутки "Аэро Кэйтерингу" предложили переехать в цех, расположенный в 25-ти километрах от аэропорта. Разумеется, как по показателям авиационной безопасности, так и по соображениям логистики, организовать работу при таких условиях невозможно.
Но, как известно, от монополизма выигрывает только сам монополист. А проигрывают его конкуренты, и, что самое главное, потребители. Услугами "Аэро Кэйтеринга" в аэропорту "Борисполь" пользовались ведущие авиакомпании мира – Lufthansa, British Airways, Air France, Delta, а также украинская МАУ, российский "Аэрофлот" и др. Миллионы авиапассажиров ежедневно, не беспокоясь за свое здоровье, могли употреблять еду, приготовленную высокопрофессиональными специалистами "Аэро Кэйтеринг".
Последние месяцы возникает все больше вопросов по поводу монополизации предоставления услуг в аэропорту Борисполь. Ранее были монополизированы такие виды услуг как обработка багажа, обслуживание на перроне самолетов, обслуживание почты и грузов. Начиная с февраля в "Борисполе" останется лишь один поставщик бортового питания – компания "DO&CO Киев".
Отсутствие конкуренции, полная монополизация, наверняка приведут к снижению качества питания и росту его цены... Мало того, что авиапассажиры останутся в проигрыше, так они еще и заплатят за это из своего кармана...
Джерело: Gazeta.ua