Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Однако, события, происходящие вокруг операторов этого рынка в последнее время, указывают на предстоящие серьезные перемены. И, к сожалению, не к лучшему.
Госавиалужба все чаще создает проблемы в получении сертификатов на право ведения деятельности этим компаниям. Делается это на основании жалоб … аэропорта "Борисполь". Примечательно, что сам же аэропорт и создает массу проблем хэндлинговым компаниям – безосновательно не допускает их к объектам и технике, неоправданно ужесточает пропускной режим, максимально затягивает подписание разрешительно-согласовательной документации. А после этого пишет жалобы в Госавиаслужбу, мол, хэндлинговые компании работают небезупречно…
Как пример такого избирательного отношения – нарушения Госавиаслужбой процедуры выдачи сертификатов. Согласно нормативным документам, сертификаты выдаются сроком на 1 год. В то же время "Аэрохэндлингу" и "Интер-Авиа" Госавиаслужба беспричинно продлевает сертификаты только на "ненормативный" срок – 3-4 месяца. И это несмотря на то, что компании имеют многолетний позитивный опыт работы в "Борисполе".
Что касается еще одного оператора — "Транс-Аэро-Хэндлинг", — то компанию "запрессовали" до такой степени, что она предпочла прекратить борьбу с бюрократической машиной и сосредоточилась на оказании профильных услуг в аэропорту "Киев (Жуляны)". Там иначе относятся к ключевым партнерам.
Будет ошибкой предположить, что руководство "Борисполя" пытается выжить "Аэрохэндлинг" и "Интер-Авиа" из главных воздушных ворот страны для того, чтобы максимально загрузить хэндлинговую службу самого аэропорта. Служба аэропорта физически не сможет обслужить все авиакомпании.
Параллельно этим процессам в ускоренном и максимально облегченном режиме необходимые сертификаты на оказание хэндлинговых услуг в "Борисполе" получила … одесская компания ООО "Аэропорт Хэндлинг".
Структура специфически известная. Компания эта была создана в сентябре 2010 года. Уставный фонд ее составляет всего 10 тысяч гривен, на ее балансе нет какой-либо техники, а в штате — персонала. Что примечательно, местом ее регистрации указан адрес Одеса, ул. Белинского, 16. По этому адресу располагается отделение №5 ПАО "Финбанк". Этот банк принадлежит двум одесским бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому. Впрочем, официально учредителем "Аэропорт Хэндлинг" является оффшорная компания Airport Development Solutions Ltd, которую в свою очередь учредил другой уже кипрский оффшор Filarito Services Ltd с уставным фондом в 1000 фунтов. И далее – длинная цепочка оффшоров.
Эта компания впервые "проявилась" в Одессе. После передачи одесского аэропорта в частные руки в июле 2011 года, новое руководство поменяло всех партнеров. Услуги хэндлинга были сосредоточены в руках "Аэропорт Хэндлинг". Результатом этого стал рост цен на услуги хэндлинга в 2 раза.
Начиная с марта 2013 года похожая схема была реализована в крымском аэропорту "Симферополь". Сначала счета аэропорта перевели в одесский "Финбанк", потом в 2 раза сократили численность работников, а затем произошла полная смена руководства, все новые менеджеры – были выходцы из Одессы. Дальше пришел черед менять партнеров аэропорта. При помощи нового руководства из аэропорта была вытеснена компания "Крымависервис", у которой была своя спецтехника для обслуживания, автобусы, спецавтомобили для инвалидов, автоматизированная система обработки багажа с транспортной лентой и т.д. С заменой "Крымавиасервиса" на "Аэропорт Хэндлинг" в аэропорту "Симферополь" не только возросли цены, но и появились старые изношенные трапы и аэродромные тягачи 1970-х годов выпуска. Техники стало хронически не хватать, в том числе автобусов для подвоза пассажиров к самолетам. А пассажиров-инвалидов из самолетов в залы аэропорта "Симферополь" теперь заносят на руках. Багаж сначала выгружают из самолета в грузовик, затем он подъезжает к залу, после чего грузчики вручную заносят чемоданы внутрь. Таков результат монополизации хэндлинговых услуг компанией "Аэропорт Хэндлинг" в аэропорту "Симферополь".
Но печальный опыт Одессы и Симферополя не останавливает руководство крупнейшего аэропорта страны "Борисполь", которое упорно стремится сотрудничать исключительно с ООО "Аэропорт Хендлинг". Почему? Согласно мнениям экспертов рынка, начиная с лета прошлого года "Борисполь" был фактически отдан под контроль одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, после того как генеральным директором аэропорта был назначен их менеджер Алексей Кочанов. Именно он с 2009 года руководил компанией "Одесса Аэропорт Девелопмент", которую Одесский горсовет без какого-либо конкурса "выбрал" для создания частного ООО "Международный аэропорт "Одесса"". Именно этой загадочной компании досталось 75% аэропорта. Именно Алексей Кочанов возглавил созданное с городом ООО в июле 2011 года и руководил им, пока его не перевели в "Борисполь". О результатах его управления аэропортом было написано немало... Нет смысла повторять.
Что самое ужасное в этой ситуации, что в "Борисполе", как отмечают аналитики, будет реализована та же схема, что и в аэропортах "Одесса" и "Симферополь". А именно технику и имущество аэропортов, необходимые для выполнения хэндлинговой деятельности, бесплатно передадут компании "Аэропорт Хендлинг", которая и будет снимать сливки с рынка, с которого предварительно уберут ее конкурентов.
Исключительно благоприятная схема для бенефициаров "Аэропорт Хендлинг". И крайне невыгодная для государства, несущего расходы, но не получающего доходы. Невыгодная для авиакомпаний и пассажиров, которые будут вынуждены платить больше за услуги сомнительного качества.
При этом Министерство инфраструктуры прекрасно видит происходящие процессы, но не препятствует монополизации рынка А с учетом того, что и аэропорт, и Госавиаслужба подчиняются министерству, возможно, даже поощряет искусственное создание монополиста. Так ли?
Новости партнеров
Новости