О приватизации, сепаратистах, "Укрспирте" и суровых украинских реалиях

В то время, как весь прогрессивный украинский народ захвачен новым витком национально-освободительной борьбы, под шумок сепаратистской стрельбы на востоке страны Минфин решил бороться с государственной монополией – спиртовой отраслью. А именно – вознамерился приватизировать или вообще ликвидировать ГП «Укрспирт».

Конечно, это может быть крайне изысканный план, предусматривающий, что без "горючего" силы русских и пророссийских активистов постепенно сойдут на нет. Или же во властных верхах убеждены, что "приватизация" государственного сектора – панацея, которая способна одним махом и экономику исцелить, и коррупцию искоренить, и бюджет наполнить.

А это, в свою очередь, наталкивает на мысль, что наши временные руководители просто не знают, как во всем этом разобраться, и действуют по принципу бездарных кризисных менеджеров: продавай все, пока оно хоть чего-то стоит.

У Министерства финансов и "Укрспирта" сравнительно долгая история "дружбы". Еще до реорганизации последнего, когда это было не государственное предприятие, а концерн, правительственное ведомство нередко и, надо признать, не без оснований высказывало целый ряд претензий, связанных с производством и оборотом нелегальных спиртных напитков. "Теневой разлив" спирта приводил к миллиардным убыткам.

Далеко не все действия "региональных" правительств были хорошими, но и не все были плохими, и реформирование "Укрспирта" - яркое тому доказательство. Деятельность ГП стала прозрачной, и вместо убытков производство начало приносить значительную прибыль.

Вместе с тем следует знать, что "Укрспирт" - государственная монополия, и по закону больше никто кроме государства не может заниматься производством и реализацией спирта. Таким образом, получается, что в Украине спиртовая отрасль находится в сфере государственного регулирования. Приватизация или ликвидация ГП "Укрспирт" коренным образом изменит ситуацию, и о госрегулировании можно будет забыть.

В розовых снах молодых либералов или неолибералов - это все часть единого и безусловно прекрасного процесса ослабления роли государства, что ведет к чудесному будущему, где счастливый рядовой Джон становится еще счастливее.

Но в суровых украинских реалиях счастливого Джона не существует. Вместо этого мы имеем далеко не такого радостного Василия, который завтра потеряет работу, потому что работал на соседнем спиртовом производстве, а послезавтра сляжет с пищевым отравлением, потому как продажи "паленки" по 15 гривен за бутылку" существенно возрастут.

Украинское общество сделало довольно значительный и решительный шаг навстречу прогрессивному демократическому мышлению, но этого еще не достаточно, чтобы отпускать алкогольный промысел в свободное плавание по просторам диких свободных рыночных морей.

В 2006 году россияне под давлением "голосуем, а не то хохляцкая водка скоро здесь все заполонит" уже провели демонополизацию. Три года порадовались и решили прикрыть эксперимент. Но "не тут-то было" - новые владельцы бывших государственных объектов такую цену заломили, что гордое, но бедное российское государство инициативу возвращения государственной монополии в спиртовую отрасль довести до конца так и не смогло.

И для либеральной Европы, которую так часто любят брать за образец, отпустить вожжи алкогольного промысла было бы немыслимой дикостью. Ослабление контроля в рамках совместной хозяйственной политики Европейского Союза даже сегодня затрагивает все области, кроме алкогольной. Несмотря на то, что большинство предприятий принадлежат частным лицам, союзные инстанции в той же Германии жестко контролируют производство, сбыт и ценообразование. И это притом, что изготовленные в Европе алкогольные напитки составляют четверть оборота всех крепких и половину виновных продуктов во всем мире.

Так зачем же Министерству финансов заниматься бесперспективным постановлением о ликвидации "Укрспирта"?

А это постановление по умолчанию бесперспективное, ведь ГП "Укрспирт" подчиняется Министерству аграрной политики и продовольствия, а это значит, что подобные решения может принимать только вышеупомянутое министерство или определенная высшая инстанция, в данном случае, Кабинет Министров.

Мы же живем в Украине, а здесь не бывает такого, чтобы заинтересованные группы нагло лоббировали свои интересы. Правда?

По данным сразу нескольких источников из Минфина, мы располагаем информацией, что проектом постановления занимался относительно недавно назначенный заместитель министра финансов Денис Фудашкин.

Это второе его пришествие на эту должность. Ранее господин Фудашкин уже был замом министра Пинзеника в правительстве Тимошенко. И довольно прилично себя показал, если бы не одна досадная история из далекого уже для нас 2009 года.

Именно тогда ряд депутатов из разных парламентских фракций обратились к Юлии Владимировне, возглавлявшей в тот момент правительство, с просьбой освободить господина Фудашкина от должности. Мотивировали они свою просьбу жалобой на то, что заместитель министра - лоббист. Но что самое интересное для нас, так это то, что среди групп, что, по заявлению тех же депутатов, воспользовались его услугами, были производители недоброкачественных крепленых вин.

Было бы очень интересно знать, что это за группа, интересы которой Денис отстаивал более ревностно, чем того требует протокол.

Опытные люди сразу же вспоминают, что не так давно был подобный случай. В озаренном светом Евро – 2012 году почти незаметно прошла попытка исключить ГП "Укрспирт" и 80 его заводов из списка предприятий, не подлежащих приватизации. Инициировал этот процесс народный депутат от Партии регионов Павел Климец.

В целом господин Климец заботился об интересах украинского народа, а тот факт, что он один из владельцев корпорации "Олимп", которой принадлежит такой известный водочный бренд как "PRIME" - просто случайное стечение обстоятельств. Кроме того говорят, что где-то среди донецких и луганских терриконов уже стоят и на низком старте ждут запуска несколько спиртовых заводов.

Очень подозрительно выглядело бы, если бы господин Климец и господин Фудашкин часто пересекались, скажем, когда последний работал на руководящих должностях Министерства финансов при различных правительствах. Еще подозрительнее было бы, если бы после этих контактов Минфин резко захотел ликвидации "Укрспирта", который, кроме всего прочего, находится за пределами компетенции сего ведомства.

В Украине государственный сектор - это как черная коробка Дэвида Истона: в нее что-то входит, из нее что-то выходит, но никто не знает и не понимает, что происходит внутри. Коробку давно следовало бы разобрать и показать, что там и почему все так, а не иначе. И сделать, наконец, "иначе". Но точно не с такими намерениями и не таким образом.