Аэропорт "Борисполь": беспредел продолжается

Общественность вскрывает новые факты коррупции, власть продолжает играть в молчанку.

Не трудно себе представить, что главный аэропорт страны априори является объектом, владеть которым выгодно. И выгодно для любого бизнесмена, ведь "Борисполь" сам по себе является "машиной" по генерированию прибыли. Но вот незадача - он до сих пор находится в государственной собственности. Правда, как показывает украинская бизнес-практика, это не преграда. Схемам, благодаря которым наживались раньше, и что еще печальнее - продолжают наживаться на государственной собственности, и при том одни и те же люди, позавидовал бы сам "великий комбинатор".


Но прежде, чем раскрыть сами схемы стоит сказать пару слов о главных действующих лицах. Нынешний генеральный директор аэропорта "Борисполь" Сергей Гомбалевский (назначен на эту должность 31 марта 2014 года). Считается, что назначение гендиректором "Борисполя" Сергея Гомболевского пролоббировано Андреем Иванчуком, человека приближенного к премьеру Арсению Яценюку. А не решением нынешнего министра инфраструктуры Максима Бурбака, который продвигал другую фигуру, Бориса Шахсуварова. К слову, Андрея Иванчука уже давно называют "серым кардиналом" министерства инфраструктуры, который решает если не все, то очень многие вопросы в "Борисполе", в то время как министр для этого государственного предприятия фигура, увы, номинальная...


Главный экономист аэропорта - Наталья Гомбалевская. Правда согласно новому антикоррупционному законодательству, супруги не могут работать на руководящих должностях одного и того же государственного предприятия. И для того, чтобы Наталья Гомбалевская смогла занять доходную должность в аэропорту была упразднена должность заместителя гендиректора по финансам, а функциональные обязанности были переданы главному экономисту аэропорта. Еще одна знаковая для "Борисполя" фигура - Борис Шахсуваров, советник гендиректора аэропорта. Именно ему пророчили должность гендиректора аэропорта после смены власти, однако давление общественности и тот факт, что последний является гражданином России, помешали этому назначению.


Старожилы главного аэропорта страны рассказывают, что с 2000 по 2011 год коррупционные схемы проводились через отдел материально-технического снабжения аэропорта, который тогда подчинялся Н.Гомбалевской. Один из примеров - закупки автомобильного топлива для специальной автомобильной и другой техники. Его закупали у компании "Контраст", владелец которой, Евгений Игнатов, по "странному" стечению обстоятельств был соседом семьи Гомбалевских по даче.


Не последнюю роль в том, чтобы история "Борисполя" медленно, но уверенно превращалась в "Этюд в багровых тонах" сыграл и Борис Шахсуваров. В свое время он имел непосредственное отношение к долгосрочному планированию развития "Борисполя", а в 2010 году стал генеральным директором аэропорта. Именно в 2010 году в "Борисполе" был открыт терминал "F". На его строительство потратили 370 миллионов гривен из госбюджета. Сейчас терминал закрыт. И что самое интересное - проект этот изначально был обречен на провал. Об этом свидетельствуют цифры: даже по самым оптимистическим прогнозам в год услугами "Борисполя" могут пользоваться не более 12 миллионов пассажиров, плановая пропускная способность терминала "D" составляет 15 миллионов пассажиров в год, наибольший зафиксированный пассажиропоток наблюдался в 2012 году и составил 8,487 миллионов человек, а в 2013 году "Борисполь" принял 7,93 миллиона человек. Мог ли Борис Шахсуваров не знать о том, что деньги на терминал "F" будут в итоге потрачены впустую? Едва ли. Более вероятный вариант, и об этом свидетельствуют новые факты - терминал был лишь очередной схемой, благодаря которой деньги из бюджета перетекали в карманы частных лиц.


Но все описанные выше случаи - история. Изменилось ли что-то после того, как владельцы "золотого батона" успешно бежали в Россию? Факты, к сожалению, указывают, что второе пришествие четы Гомбалевских к бориспольской "кормушке" ничем не отличается от первого. Выступая перед работниками во время вступления на должность генерального директора аэропорта С.Гомбалевский утверждал, что никаких сокращений не будет. Однако слова его разошлись с делом. В апреле персоналу объявили, что 25% сотрудников аэропорта будут сокращены. Казалось бы, сокращение можно списать на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране и пр. Да, можно было бы, если бы не одно "но" - в "Борисполе" параллельно с сокращением рядовых сотрудников, начали вводить новые руководящие должности. Для сравнения, заместитель генерального директора "Борисполя" получает 25 тыс. грн, советник генерального директора - 20 тыс. грн, профильный директор - 15-16 тыс. грн, инженер - 5 тыс. грн, а обычный рабочий - 3 тыс. грн. Поэтому экономия средств явно не является причиной "урезания" штата государственного предприятия.


Еще один факт, который точно должен был бы заинтересовать уполномоченные органы - стоянки возле терминалов "D" и "F" переданы в аренду фирмам, подконтрольным Шахсуварову и Гомбалевскому, и это не взирая на то, что эти стоянки приносят чистую прибыль. Еще одна интересная компания, с которой государственный аэропорт заключил договор - фирма "Инвайт". Фактически эта фирма использует имущество аэропорта, получая от этого прибыль. По подсчетам компетентных лиц, аэропорт только от деятельности этой компании теряет около 1 млн грн в год. А компания "Кребо", которая занимается топливом в аэропорту и одним из основателей которой является Борис Шахсуваров, как оказалось, корнями уходит в Россию, и все свои кредиты брала не у кого-нибудь, а у банка "ВБР" (банк владельцев пресловутого "золотого батона").


Вообще же фирмы-прокладки для "Борисполя" - далеко не новость. Чего стоит один вопиющий инцидент, о котором недавно стало известно общественности. Схема примитивная до нельзя, и позволяет ежегодно недоплачивать в бюджет десятки миллионов гривен. В 2011 -2012 годах аэропорт "Борисполь" заключил договора на предоставление услуг по упаковке багажа с семью фирмами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности (СПД). Примечательно, что соответствующего оборудования эти фирмы не имели и все арендовали его у ООО "Скайленд", зарегистрированного в Борисполе. Теперь еще один нехитрый подсчет: "Борисполь" ежедневно обслуживает около 8 тысяч человек, услуга упаковки багажа стоит 40 гривен за чемодан. Пускай, каждый пятый пассажир пользуется этой услугой. Выходит, что прибыль от точек мобильного оборудования для упаковки составит в среднем 23 миллиона гривен в год. Проверка деятельности ООО "Скайленд" установила, что за девять месяцев роботы в 2011 году, его доход составил мизерные тысячи.


Последний факт послужил основанием для отправки Ассоциацией защиты прав граждан открытого письма в Генеральную прокуратуру. И это открытое письмо - далеко не первая (а уже третья) попытка привлечь внимание к ситуации в "Борисполе", поскольку очевидно, что руководство главного аэропорта страны с коррупцией не борется и бороться не намерено. Никакой реакции пока не поступило ни от правоохранительных органов, ни от Мининфраструктуры. Что наводит на мысль о том, что количество заинтересованных в этих схемах лиц может быть больше, чем описанная выше троица. И действительно - уже установлено, что свои схемы упаковщики реализуют под "крышей" компании "БФ Групп", владельцем которой является Леонид Юрушев (спонсировал "Фронт перемен" А. Яценюка). А один из основателей "БФ Групп" не кто иной, как Владимир Яценюк, троюродный брат нынешнего премьер-министра. Услышат ли Ассоциацию защиты прав граждан в Генпрокуратуре - вопрос открытый, как и то, будут ли устранены вышеописанные коррупционные схемы, или же новые власти продолжат "печь золотые батоны".