Мобильное единение - не все так однозначно

Популярный рекламный слоган «три в одном» приобрел на украинском телекоммуникационном рынке новое звучание. Теперь это своего рода сакральная формула развития сети передачи данных третьего поколения. Три лицензии или одна? Решения этого уравнения от Кабмина ждут со дня на день.

Причем "решений" на рынке имеется как минимум два. Научная школа Кабинета министров предлагает вариант – один конкурс – одна лицензия. Логичный и понятный аукционный подход, принятый во всем мире позволит провести открытый и прозрачный конкурс, получить хорошую цену за высоко востребованный пакет 3g-частот на конкурентной основе. Запустить процесс конверсии для освобождения всего диапазона под контролем Минобороны. И, наконец, имея отработанный механизм, в течение ближайших трех лет (а по словам мобильных операторов – это минимум времени, необходимый для строительства национальной 3g сети), провести еще два конкурса на оставшиеся пакеты.

Представители же мобильной научной школы считают такой подход к решению проблемы сродни средневековой алхимии и видят в этом козни потусторонних сил. Защите этой гипотезы на прошедшей неделе была посвящена уникальная по своему формату пресс-конференция с участием одновременно топ-менеджеров двух компаний конкурентов на рынке мобильной связи – МТС и Киевстар.

Правило "золотого" миллиарда

Первая и главная мысль, которую хотели донести до общественности Иван Золочевский и Петр Чернышов (аккурат накануне заседания Кабмина по вопросу механизма выдачи лицензий), заключалась в том, что и для телекоммуникационного рынка и для компаний, и для государства, и для абонентов единственно правильным решением будет выдача сразу 3 лицензий  3g трем крупнейшим мобильным операторам. При этом цена должна быть экономически обснованной.

Сами операторы, по словам генерального директора "МТС Украина" Ивана Золочевского, таковой считают цифру в 1 млрд. грн. за одну лицензию.

"Многое будет зависеть конечно от того какие лицензионные условия буду прописаны Кабмином. Если это будет просто билет в светлое завтра без особой конкретики – это не лучший вариант. Также на реальной стоимости частот может сказаться излишнее количество ограничений и условий. Нужны четкие параметры какое покрытие и в какие сроки должны обеспечить операторы", - считает президент "Киевстара" Петр Чернышов.

Таким образом, складывается впечатление, что у операторов, как это и положено, аппетит приходит во время еды. И добившись единовременной выдачи лицензий они постараются еще и продавить выгодные для себя лицензионные условия.

Причем, в этом вопросе похоже у них единства нет. Выступая единым фронтом против аукциона на одну лицензию, который до последнего времени рассматривал Кабмин, мобильные операторы не исключают того, что какой-то из трех пакетов может оказаться более выигрышным. Отвечая на вопросы журналистов, будут ли они настаивать на идентичных для всех лицензионных условиях Петр Чернышов отметил, что не стоит преувеличивать смысл нынешней солидарности операторов.

"Мы хотим работать на растущем рынке и выступаем за те инициативы, которые на наш взгляд будут способствовать его развитию. Но мы все же конкуренты", - отметил он.

О срочности и сроках

Желание работать на растущем рынке также вызывает определенные опасения. Ведь сейчас в Украине действительно далеко не самое подходящее время для привлечения крупных долгосрочных инвестиций, а именно такими являются проекты построения национальной сети 3g. Возникает сомнение не является ли столь бурная возня вокруг конкурса стремлением основных игроков застолбить за собой на падающем рынке доходные частоты по бросовой цене. А развивать их уже потом, когда все стабилизируется, оживет экономика, люди станут больше платить за связь, а международные финансовые рынки перестанут смотреть на Украину с преддефолтным ужасом?

Генеральный директор "МТС Украина" Иван Золочевский со своей стороны считает, что для решения инвестировать в Украину необходима очень большая политическая воля со стороны акционеров. "Развитие сети 3g в европейских странах окупалось в течение 3 лет. В Украине же доход с одного абонента значительно ниже. Он сейчас падает даже в гривне, не говоря уже о долларовом эквиваленте. Кредитные ресурсы с учетом странового рейтинга находятся на уровне 20%-22% годовых, это делает неокупаемыми даже более краткосрочные проекты. По нашим подсчетам в Украине 3g окупиться от силы в 100 городах. В то же время делать сеть не национальной также неправильно", считает он. Эти исходные данные усугубляются еще и тем, что 40% затрат на строительство сети 3g составляет закупка импортного оборудования. Что при нынешнем курсе доллара крайне невыгодно для компаний. А вот насколько затянется выздоровление Украины от валютной лихорадки ответить не может похоже никто. Отсюда перспективы скорейшего развития сетей третьего поколения в кратчайшие сроки также выглядят весьма туманными.

"Но стулья вперед…"

Ну и, наконец, краеугольный камень конкурса – вопрос конверсии. Операторы заявляю о готовности разделить на троих затраты в размере 1,6 млрд.грн. на модернизацию радиолокационных служб украинской армии. С одной стороны весьма обнадеживающая позиция. Однако в кулуарах было озвучено мнение, что желание государства при выдаче всех пакетов лицензий получить 60%-70% средств на "оборонку" в течение года, на самом деле не очень соответствует планам операторов, которые хотят растянуть финансирование на 3 года. Насколько выгодно украинской армии такое неспешное финансирование в нынешних условиях вопрос достаточно спорный. 

Таким образом, количество дополнительных уровней игры вокруг выделения 3g лицензий еще более увеличивается. Государство стремится заработать как можно больше средств, продав лицензии по очереди на открытом конкурсе.

"Я хочу четко обозначить позицию правительства: мы не допустим монополии на рынке 3G. Продажа лицензии будет исключительно на публичном и прозрачном конкурсе", - заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк в ходе заседания правительства в минувшую пятницу.

В свою очередь операторы не устают отстаивать бизнес-идею "три в одном", причем по минимальной обоснованной цене. А где-то в глубине идут процессы, которые должны позволить кому-то из участников конкурса стать первым среди равных за счет более выгодных лицензионных условий. Так стоит ли удивляться, что подготовка конкурса буксует на каждом шагу?