В Украине намечается революция высшего образования
Фактически дело идет к ограничению бесплатного образования узким перечнем специальностей, которые государство посчитает для себя нужными
А для оплаты обучения на платных местах предложат взять кредит. Эксперты неоднозначно оценивают нововведения. Желание сэкономить деньги понятно, но возникает опасность консервации социального расслоения общества, когда доступ к престижным специальностям для выходцев из бедных семей будет закрыт.
Меньше специальностей
В проекте "Стратегии реформирования высшего образования до 2020 года" на сайте МОН содержатся довольно радикальные пункты. Например, планируется сократить количество специальностей в вузах до 60–80 (сейчас их около 150). "Останутся специальности, необходимые для экономики страны. Также некоторые смежные специальности будут объединять в одну. Но конкретного списка пока нет — он будет обсуждаться с руководителями вузов", — объяснил нам замдиректора департамента высшего образования МОН Николай Фоменко.
Также предполагается сделать упор на финансировании из бюджета подготовки специалистов только необходимых для государства специальностей (инженерные, технические, медики, педагоги), а количество бюджетников на остальных факультетах резко сократится (например, экономисты-бюджетники появятся только если будет госзаказ от государства). Еще одно новшество — студенты смогут брать кредиты на обучение, причем кредитные договора будут трехсторонние, между студентом, банком и вузом. "Отдавать деньги банкам студенты будут через 15 лет после окончания вуза. Но можно и избежать возмещения суммы, если проработать пять лет в сельской местности, правда, если эта специальность будет там востребована", — говорит Фоменко.
Среди нововведений — обязательная работа на каждой кафедре двух иностранных специалистов, а также перераспределение стипендий: их будут давать студентам в зависимости от их места в рейтинге вуза. "Получать стипендию будут две трети студентов группы. А сама стипендия будет равна прожиточному минимуму — в конце года ее поэтапно повысят", — говорит глава департамента. Также предполагается разработка новых тестов для ВНО, и на это планируется выделить 2 млн грн. "Сейчас Стратегия на обсуждении. Думаю, что она может быть принята МОН через месяц".
"Реформа— утопия"
Мнения экспертов по поводу целесообразности таких изменений разделились. Проректор КНУ им. Шевченко Владимир Бугров полностью поддерживает нововведения. "Это то, что нужно было сделать давно, и я даже не вижу в стратегии минусов. Единственный вопрос — в финансировании реформы и политической воле для ее выполнения", — сказал нам Бугров.
А вот координатор общественной инициативы "Студенческая защита" Андрей Черных уверен: толку от реформы не будет: "Каждый новый министр пытается провести реформу, но в итоге ее даже не начинают выполнять. Меня смущает сокращение специальностей. Это повлечет массовое сокращение преподавателей. А также список нужных специальностей лучше обсудить с Ассоциацией работодателей". Не в восторге он и от перспективы упора на количество бюджетных мест необходимых для государства специальностей: "Невозможно рассчитать, какие специалисты будут нужны стране через 10 или 15 лет. Это утопия".