Украинский рынок наружной рекламы заждался реформ

Украинская наружная реклама переживает сложные времена. Впереди нас ждет тяжелый год и кризис, который в отличие от 2008 г. будет более длительным и жестким. Тем не менее у рынка есть все возможности выжить и сохранить потенциал. Но для этого необходимы реформы, провести которые самим операторам крайне сложно. Свою лепту должны внести и города.

Количество инвентаря сегодня больше, чем требует рынок, предложение значительно превышает спрос. Поэтому компании должны исправить эту ситуацию — за свой счет в кратчайшие сроки демонтировать лишний инвентарь, за который они не смогут платить аренду городам. Ведь продажные цены даже крупных и высокопрофессиональных компаний в этой сфере сегодня не позволяют операторам нести расходы, которыми их обременяют городские власти.

Минимизировать другие расходы, не связанные с арендой, также уже невозможно. Властям, в свою очередь, необходимо пересмотреть тарифные ставки, предоставить рынку возможность уменьшить клаттерность, закрыть вход для новых игроков и новых конструкций путем введения моратория. При этом городским властям следует предоставить компаниям рынка гарантии, что новые разрешения выдаваться не будут и новым конструкциям не разрешат появляться на улицах.

Вторым шагом должна стать паспортизация (или концепция) улиц: все, начиная с определения конкретного местоположения и заканчивая внешним видом и форматом рекламо­носителя, должно быть четко зафиксировано в паспорте, при этом сам носитель должен выглядеть красиво и стильно.

Необходимо учитывать и социальный вклад компаний в инфраструктуру города: благоустройство территорий, установку уличной мебели, благотворительные целевые проекты. Компании, участвующие в подобных проектах, должны иметь преференции в вопросе заключения долгосрочных инвестиционных договоров с городом. Тогда внешний вид наших улиц по красоте, удобству, безопасности и цивилизованности может сравняться с улицами Парижа, Вены или Лондона.

Сегодня городские власти часто забывают, что компании, занимающиеся наружной рекламой, — это не клиенты города, а партнеры. Ведь они помогают привлечь в наружную рекламу деньги рекламодателей из общих рекламных бюджетов, предназначенных для других медиа, которые не приносят в городскую среду ни копейки. Союз операторов наружной рекламы и городов сейчас должен быть крепок как никогда.

В этом процессе важны и желание, и решимость операторов что-то менять. А от городских властей требуется политическая воля для принятия необходимых для выживания отрасли мер.