Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Однако незадолго до знаковой годовщины руководство ГФС было отстранено от занимаемых должностей, причем еще до окончания служебной проверки, начавшейся с подачи главы Кабмина. Публично критикуя налоговиков, премьер Арсений Яценюк даже не позаботился о доказательствах неэффективности их работы. Он голословно заявил, что сначала руководство ГФС работало отлично, а потом "как всегда".
Билоус стал заложником политического противостояния
Столь беспочвенные нападки могут свидетельствовать о том, что правительство ищет виновных за провал отечественной экономики, демонстрируя на публику борьбу с коррупцией и беспокойство за пополнение казны. Ведь не секрет, что год премьерства Арсения Петровича нельзя назвать успешным. Назревает вопрос: почему именно Билоус, не являющийся представителем старой команды и пришедший на госслужбу из бизнеса, попал в опалу? Возможно, причина в том, что председатель ГФС, как утверждают некоторые источники, стал сближаться с АП и потому пал жертвой противостояния между президентом и премьером. Есть и другая версия – налоговик помешал каким-то бизнес-интересам главы правительства. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что руководство ГФС стало заложником внутреннего конфликта в политической элите. Иначе, зачем нужно мешать работе службы, которая в непростых экономических условиях ухитряется достичь положительных результатов?
Как новая команда ГФС спасает "дырявый" бюджет
В минувшем году при реформировании Миндоходов в ГФС, сменилась не только вывеска, но и принципы работы налоговиков. Структура, обслуживавшая теневую экономику, стала с пониманием относиться к запросам плательщиков налогов. Новая команда управленцев всего за несколько месяцев сломала внутренние негативные тенденции в фискальной политике Украины и начала открытый диалог с бизнесом.
Активно чистятся ряды налоговиков. Выполняя Закон "Про очищення влади", руководство ГФС только за первый месяц своей работы уволило 94 из 108 представителей "папередников". А в целом, уже заменено более 95% чиновников высшего и среднего звена.
Реализация ряда законодательных актов позволила усовершенствовать администрирование налогов и увеличить поступления в Госказну. Цифры говорят сами за себя: за январь-февраль сбор в общий фонд бюджета обеспечен в сумме 58,5 млрд грн., что почти на 30% превышает показатели за аналогичный период минувшего года, и на 7,3% больше индикативных показателей Минфина. И это в условиях сокрушительного падения экономики. Положительные финансовые тенденции связаны именно с искоренением теневых схем.
И это только начало. Налоговики по итогам ІІ-ІV кварталов могли бы достичь прироста платежей в 20,7 млрд грн. в сравнении с 2014 годом. "Мы осознаем, что основной резерв наполнения бюджета сегодня – это средства, выведенные из тени, а также оживление производства благодаря восстановлению баланса между потребностями бизнеса и интересами государства, который был полностью разрушен прошлой властью", — считает Игорь Билоус. По его мнению, введение льгот для малого и среднего бизнеса, реформирование НДС, либерализация взимания единого социального взноса, внедрение электронного администрирования и сокращение налогов с 22 до 11 позволят улучшить показатели ГФС.
Заслугой Билоуса является еще и то, что в 2014 г. коренным образом изменилась идеология налогового и таможенного аудита. Фискалы стали по минимуму вмешиваться в деятельность бизнесменов. Например, существенно снизилось количество проверок (внеплановых – на 15%, встречных – на 10%), в то же время их эффективность возросла на 25%.
Кроме того, сокращается рискованный налоговый кредит. Специалисты ГФС разработали и внедрили концепцию комплексной идентификации и ликвидации схемного налогового кредита. Это позволило в минувшем году вдвое снизить объемы фиктивного кредита, сформированного субъектами хозяйствования – "налоговыми ямами".
Приспосабливаются фискалы и к военным условиям работы. В январе создано Межрегиональное управление оперативного обеспечения, которое контролирует перемещение товаров по всей линии разграничения на специально оборудованных пунктах пропуска. По состоянию на 11 марта, сотрудниками ГФС совместно с СБУ и МВД, предупрежден нелегальный перевоз товаров более чем на 26,5 млн грн.
Экономический и политический коллапс – ожидаемые последствия действий премьера
Открытые выпады Арсения Яценюка в сторону налоговиков, которые пытаются либерализовать сложившуюся систему, могут негативно сказаться не только на наполнении и так "дырявого" госбюджета. Реальный дефицит казны-2015, по разным оценкам, составляет от 76 до 300 млн грн. – до 12% ВВП. И если страна выйдет за рамки первой цифры, это приведет к разрыву отношений с МВФ, поскольку предельная планка дефицита бюджета, которую ВР утвердила 2 марта, была сформирована при участии главных кредиторов Украины.
В то же время возвращаться к привычным методам работы, выбивая налоги силой с целью залатать брешь в казне, сейчас никак нельзя. Поэтому дестабилизация ГФС, которую инициировал Арсений Петрович, явно не ко времени. Тем более, по мнению экспертов, заменить Игоря Билоуса практически некем — лавка запасных на эту должность у власти очень короткая.
Разгоревшийся конфликт между президентом и премьером может привести и к серьезным политическим последствиям вплоть до распада коалиции, а это в нынешних реалиях – путь в никуда.
Новости партнеров
Новости