Кабмин заинтересовался коррупцией в УЗ

Максим Бланк, исполняющий обязанности руководителя «Укрзализныци», получил поистине диктаторские полномочия примерно год назад. Есть первые итоги: реформы буксуют, обвинения в контрабанде и непрозрачных тарифах нарастают, подвижной состав и путевое хозяйство – деградируют. Госкомпания объявила дефолт, но злые языки утверждают, что отдельным кредиторам она платит вполне исправно.

В ближайшие дни, в крайнем случае – недели, наверняка получит развитие скандал, который выплеснулся 19 июня в украинский телеэфир благодаря заявлениям, которые сделал на известном ток-шоу народный депутат, экс-комбат Семен Семенченко. Сквозь зубы об этом говорили многие. Но вот вытащить на белый свет эту мега-аферу решился только Семенченко.

Фактически речь шла о том, что благодаря виртуозно выстроенной схеме контроля за перевозками и логистики в зоне линии разграничения территории Украины и оккупированной территории, создаются тепличные условия контрабанды в промышленных масштабах. Вот что говорит Семен Семенченко: "…где должен, по-правильному, находиться пункт Антитеррористического центра. Он должен находиться на станции Светланово, потому что, находясь в Красном Лимане, нужного контроля за деятельностью железной дороги осуществить невозможно. Что я увидел: на станции Нырково находится, точнее должна находиться фискальная служба (я ее не увидел, но они мне рассказали) и пограничники.

Это последняя станция, где проверяются вагоны. После этого идут еще две станции. На станции Светланово есть техническая возможность как цеплять цистерны, так и цеплять вагоны, чего никто не контролирует. Это подтвердили и начальники станций, и железнодорожники. То есть, к сожалению, в результате плохой логистики, или целенаправленно (это должно следствие разбираться), созданы условия для того, чтобы эту контрабанду возить. Ее можно подцеплять вагонами и цистернами как из Лисичанска, так и из Попасной. По этому поводу я тоже написал заявление в прокуратуру".

Цитата длинная, но она ценна именно тем, что позволяет понять, как работает механизм контрабанды. Рассказанное расставляет по местам те истории, когда добровольческие батальоны, не повязанные в схемах, задерживали составы с качественным лесом в направлении "ДНР-ЛНР" и с полуфабрикатами для черной металлургии – в обратном. Эти истории подтверждают: системная контрабанда существует. Причем, "в особо крупных". Могли ли повлиять на ситуацию приказы главного босса "Укразализныци"? Однозначно – да. Мог ли он не знать о происходящем? Конечно – нет.

Всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с принципами управления железной дорогой, прекрасно понимает, что следование и диспетчерование "хитрых эшелонов" невозможно без соответствующих команд сверху. Это точно не самодеятельность стрелочников и диспетчеров.

Более того, "Укрзализныця" и ее шеф на удивление вяло реализуют принятое еще 29 декабря 2014 года распоряжение Кабмина N 1284 "Некоторые вопросы функционирования государственного предприятия "Донецкая железная дорога"", которым была предусмотрена реорганизация и передача находящихся на подконтрольной Украине территории активов ДЖД другим железным дорогам – Южной и Приднепровской. Это вроде бы формальное прегрешение создает серьезные препятствия и для организации "антиконтрабандной" логистики, и для защиты украинских активов от разворовывания, и для снижения финансовых потерь. Но, судя по происходящему, поставленная Кабмином задача отодвинута в угол.

Проблема контрабанды по железной дороге будет быстро нарастать в ближайшие недели потому, что СБУ с 16 июня изменила порядок пересечения линии разделения товарами и грузами. Фактически, для перевозки коммерческих грузов оставлен только один легальный канал – железная дорога. Этот же канал, ввиду его масштабов и специфики, может оказаться широкой дорогой для той контрабанды, которая до сих пор катилась по автодорогам. В общем, надежда только на то, что новые руководители СБУ пристально посмотрят на те схемы, которые комфортно угнездились в зоне ответственности "Укрзализныци", а точнее – ее руководителя.

Еще один вопрос, который больно бьет по государственным финансам – "кривые" тарифы на перевозки в обход оккупированной территории. Фактически – и это можно выяснить довольно легко – тарифы на грузоперевозки в обход "серой зоны" формируются так, будто на дворе – чудесные довоенные времена и давать объездные петли в 200-300 км вовсе не нужно. Спонсировать грузоперевозки – странная идея для госкомпании, которая по итогам 2014 года получила многомиллиардные убытки. Да-да, у нас нет возможности назвать точные размеры убытков по итогам 2014 года, хотя на дворе уже конец июня 2015 года.

Странно видеть такую финансовую непрозрачность в госкомпании, которую возглавляет сейчас Максим Бланк - бывший инвестиционный банкир. Видимо, все дело в том, что 12 мая Укрзализныця объявила дефолт – ради того, чтобы провести реструктуризацию долгов. Сумма там висит изрядная – более 37 млрд грн в эквиваленте по курсу НБУ, из которых 32 млрд подлежат реструктуризации.

"Не под запись" осведомленные сотрудники финансовых департаментов самой Укрзализныци признаются, что многие кредиты продолжают выплачиваться. Например, ведут речь о выплате 1,3 млрд гривен в адрес Сбербанка РФ, но нет выплат в адрес украинских банков. Что выглядит очень странно – бывший инвестиционный банкир Бланк вряд ли не понимает, что это означает для репутации государственной компании.

Таинственность в вопросе о финансовой отчетности особенно пикантно смотрится на фоне очередных увеличений тарифов и ликвидации льгот, которые имели место в течение последнего календарного месяца. То есть получается, ведомство г-на Бланка получила карт-бланш на переписывание ценников без оглашения реального финансового состояния железной дороги.

Ну и напоследок: как-то очень тихо и на тормозах спущено дело о найденном во время обыска, который был в октябре 2014 года проведен в квартире Максима Бланка. Напомним, из интересного было найдено около 7 млн грн и 1 млн долларов наличными, а также некоторое количество вещества, напоминающего марихуану. Почему "напоминающего"? Да потому, что соответствующая статья УК Украины предусматривает весьма суровые санкции. Были ли суд? Доподлинно сие не известно. Предъявили ли г-ну Бланку подозрение по соответствующей статье – тоже неведомо. Но некоторое количество травы невнятного происхождения – сущая ерунда по сравнению с несколькими сумками наличных.

Что интересно: даже если у этих денег кристально чистое происхождение, мы их судьбу отследить никак не сможем. Потому что нет на сайте Укрзализныци декларации об имущественном положении Максима Бланка. Хотя он стоит у руля государственной естественной монополии с многомиллиардными оборотами и ненамного менее многомиллиардными убытками. И еще у этой монополии – непрерывно растущие тарифы. Тарифы и убытки, кстати, за наш счет – вы в курсе?

Ну, как говорят в таких случаях – "вишенка на торте": вскоре после обысков на квартире Максима Бланка Госфининспекция завершила проверку "Укрзализныци" и в начале ноября 2014 года издала по ее итогам акт. Там много интересного. Например, о нарушениях в период с 1 января до 30 сентября 2014 года на сумму около 296 млн грн.

Информация об этом имеется в опубликованном в начале мая Отчете рабочей группы Верховной Рады по проверке обнародованных Госфининспекцией сведениях о финансовых нарушениях и других фактах злоупотреблений в государственном секторе экономики. Вот среди тех самых "других фактов" имеется не менее интересное – указание на то, Максим Бланк назначил главой "Укразализныци" сам себя. Да, так и пишут: "12.01.2015 року заступник генерального директора Державної адміністрації залізничного транспорту України ("Укрзалізниця" - Ред.) Бланк М.І. підписав наказ N 8/ос про покладання на себе обов´язків генерального директора "Укрзалізниці".

Такое самоназначение – довольно внятное свидетельство того, что Кабмин фактически не контролирует одну из крупнейших госкомпаний. Причем, госкомпанию, по поводу которой уже прозвучало множество обвинений в коррумпированности.